Судебный акт
Спор о выдаче государственного жилищного сертификата военннослужащему, уволенному с военной службы
Документ от 12.10.2010, опубликован на сайте 09.11.2010 под номером 21249, 2-я гражданская, о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному месту жительства по средствам выдачи ГСЖ, обязании включить в список граждан, имеющих право на обеспечение ГСЖ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело № 33-3650/ 2010                                              Судья Чурбанова Е.В.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 октября 2010 года                                                                   г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего   Мирясовой  Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В., Лисовой Л.С.,                               

при секретаре  Сиразетдиновой Э.Я.                   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Еремина А*** П*** – Николаева Ю*** Г*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 сентября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Еремина А*** П*** к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании  права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством выдачи ГЖС, признании незаконным  решения рабочей группы по реализации программы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010 годы», протокол № 14 от 22.04.2010 года по отказу во включении в список граждан, имеющих право на получение  ГЖС, обязании  включить в список граждан, имеющих право на обеспечение ГЖС, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

Еремин А.П. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании права на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством выдачи ГЖС и   возложении   обязанности  включить его в список граждан, имеющих право на обеспечение ГЖС.

В обоснование своих требований истец указал, что с августа 1976 года он проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, в том числе с 1991 года занимал должность военного комиссара Карагайского района г.Перми. Приказом командующего войсками ПриВО № *** от 06.08.1996  он был досрочно уволен с военной службы по состоянию здоровья, а 02.09.1996 -  исключен из списков личного состава  военного комиссариата. В период прохождения  военной службы  жилым помещением по линии Министерства обороны РФ он не обеспечивался и после увольнения из Вооруженных Сил РФ  местом своего жительства избрал г. Ульяновск.

Отделом по учету и распределению жилья мэрии г. Ульяновска на основании решения жилищной комиссии от 29.04.1997  (протокол № 33) он, как  уволенный  в  запас  офицер,  был включен в список очередников на получение жилой площади  с  составом  семьи  4  человека.

Несмотря   на  установленные   законом «О  статусе  военнослужащих»   гарантии  обеспечения   граждан, уволенных  с военной  службы, его  семья  не  была  обеспечена  жилым  помещением  в  г.Ульяновске.

Ранее  он  был  обеспечен  четырехкомнатной  квартирой   по  линии  администрации  по  адресу: Пермский   край, с .Карагай   ул.Э***  д.8  кв.30,  которую  после  расторжения  брака  в  2008  году  оставил   за  членами  семьи. Снят  с  регистрационного  учета  по  указанному  адресу  29.07.2008 .   

В апреле 2010 года рабочей группой Департамента социальной защиты  населения Ульяновской области (протокол № 14) ему в соответствии со ст. 53 ЖК РФ было отказано во включении в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, с чем он не согласен.

Статья  53  ЖК  РФ   предполагает, что  для  её  применения  граждане   должны  совершить  юридически   значимые  действия,  в  результате  которых  они  могут  быть  признаны   нуждающимися. Он  же  был  признан    нуждающимся   в  получении  жилого  помещения   ранее  и  по  совершенно   иным  основаниям. Расторжение  брака  и  снятие  с  регистрационного у чета  не  привело к  тому, что  в  результате   этих  обстоятельств   он  стал  нуждающимся   в  обеспечении  жилым  помещением  по  избранному   после  увольнения  месту  жительства. Полагает, что   положения    указанной  статьи   не  подлежат   применению  к  военнослужащим.

Просил признать за ним право на обеспечение жилым помещением по избранному после увольнения с военной службы месту жительства посредством ГЖС, признать незаконным решение рабочей группы по реализации программы  «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы  «Жилище» на 2002-2010 годы (протокол № 14 от 22.04.2010), обязать отменить данное решение в части отказа во включении его (истца) в список граждан, имеющих право на получение ГЖС, и обязать ответчика включить его в список граждан, имеющих право на получение ГЖС.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Еремина А.П. – Николаев Ю.Г.  просит  решение  суда  отменить, как постановленное  с  нарушением  норма  процессуального  и  материального  права, и  постановить  по  делу  новое   решение  об  удовлетворении требований  истца  в  полном  объеме. При  этом  указывает, что  к числу допущенных судом нарушений процессуального права относится несвоевременное изготовление оспариваемого решения суда и протокола судебного заседания.  Кроме того, протокол содержит многочисленные ошибки и неточности, искажающие смысл пояснений участвующих лиц и действий судьи,  на  что были  поданы  соответствующие  замечания. Кроме  того,  указывает,   что  при  подготовке  дела  к  слушанию   суд  не  разрешил  вопроса   о  составе  лиц, участвующих  в  деле, не  принял   необходимых  мер  для  получения   истребуемых   истцом   документов, не  провел   предварительное  судебное  заседание. В ходе  судебного  разбирательства  суд  необоснованно отказал   в  удовлетворении  ходатайств:   об истребовании  материалов   жилищного  дела; о  приобщении   к  материалам  дела  решения Верховного  суда  РФ   по  аналогичным  спорам; об  ознакомлении  его  с  материалами  жилищного  дела. Кроме  того,  указывает, что    истец  не   получал  определение   суда  от  ***.07.2009  об  оставления  заявления  без  движения.  Полагает  также,  что  судом  неправильно  применены  нормы  материального  права. Считает,  что  нормы  Жилищного  кодекса  к  возникшим  правоотношениям  применимы  быть  не  могут,  поскольку  в  данном  случае   законодателем  введены   специальные  условия предоставления   военнослужащим  жилых  помещений.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителя  истца  Николаева Ю.Г., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из  материалов  дела  следует, что  Еремин А.П.   является   подполковником  запаса, прослужил  в  Вооруженных Силах РФ более  20  лет,  06.08.1996   приказом   командующего войсками при ВО № ***   уволен  в  запас  по  состоянию  здоровья.

В период  прохождения  военной  службы   истец  был  обеспечен   по  месту  военной  службы   в  с.Карагай   Пермского  края  четырехкомнатной  квартирой № 30 в  доме №8 по  л.Э***   по  установленным  нормам  на  всех  членов  семьи.  

Отделом   по  учету  и  распределению   жилья  мэрии  г.Ульяновска   на  основании  решения   жилищной  комиссии  мэрии  г.Ульяновска  от  29.04.1997   истец, как  офицер  запаса,   с  составом  семьи 4  человека,  был  включен  в  список  очередников   на  получение  жилой  площади,   поскольку   после увольнения из Вооруженных сил РФ избрал местом  постоянного жительства г. Ульяновск.

Решением   заседания   рабочей   группы  по  реализации  подпрограммы «Выполнение  государственных  обязательств  по  обеспечению  жильем  категорий  граждан, установленных  федеральным   законодательством, федеральной  целевой   программы «Жилище» на 2001-2010 годы   от  22.04.2010   Еремину А.П.  отказано   во  включении  в  список  граждан, имеющим   право  на  получение   государственного    жилищного  сертификата   по  ст. 53  ЖК  РФ.

Принимая  решение  об  отказе   в  удовлетворении  заявленных  требований,  суд  правильно  определил   юридически  значимые  обстоятельства   и  обоснованно  пришел  к  выводу,  что  оснований   для   признания  указанного  решения   незаконным и  возложении  обязанности   включить истца  в  список   граждан, имеющих  право   на  получение   государственного  жилищного  сертификата, не  установлено.

Этот   вывод  мотивирован,  соответствует  собранным  по  делу  доказательствам  и  оснований   для  признания  его  неправильным  не  имеется.

Согласно   абзацу 2   пункта 2 ст. 15 Федерального закона РФ от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в ред. Федерального закона от 01.12.2008 N 225-ФЗ)  обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется в соответствии с жилищным законодательством, а также за счет средств федерального бюджета путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, для  обеспечения  жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях, по выбору указанных граждан им могут предоставляться жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти или жилые помещения, переданные в порядке, установленном федеральным законом, из федеральной собственности в муниципальную собственность, по договору социального найма органом местного самоуправления по месту принятия указанных граждан на учет. Указанным гражданам жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности или переданные из федеральной собственности в муниципальную собственность, предоставляются в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

В  силу  пункта 14   статьи 15 ФЗ «О  статусе  военнослужащих»   обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства

Из приведенных выше правовых норм, с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 N 5-П, следует, что законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений.

Согласно Правилам   выпуска  и  реализации   государственных  жилищных  сертификатов  в  рамках  реализации  подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных Постановлением  Правительства  Российской Федерации  от 21.03.2006 № 153, право  на  участие  в  подпрограмме  имеют,  в  том  числе,  граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

Согласно п. 7 указанных  социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Применительно к подпрограмме основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является:

а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания;

б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания;

в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания.

Судом  первой  инстанции  было  установлено,  что  Еремин А.П.  и  члены  его  семьи -  жена  Еремина Т.А.,  сыновья  Еремин А.А. 19*** г.р. и Еремин П.А. 19*** г.р.    с  16.08.1993   проживали  и  были  зарегистрированы    в   четырехкомнатной  квартире  общей  площадью 75, 5  кв.м,  в  том  числе   жилой – 46,7  кв.м,  расположенной  по  адресу:   Пермский  край,   с. Карагай,  ул.Э***,   д.8,  кв.30,  которая  была  предоставлена  ему   на  основании  ордера  от  06.01.1993, т.е  жильем   для  постоянного  проживания  по  месту  службы   он  был  обеспечен. 

В соответствии с п.7. «Правил учета   военнослужащих », подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,   военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998г. № 1054,  основанием признания граждан,  нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является,  в  том  числе, избрание постоянного места жительства после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел.

Постоянным  местом  жительства  после  увольнения  с  военной  службы  Еремин А.П.  избрал  г.Ульяновск,   в  связи  с  чем  решением    жилищной  комиссии  мэрии  г.Ульяновска  от  29.04.1997  был  включен  в  список  очередников   на  получение  жилой  площади  с  составом  семьи   4  человека.

Судом  установлено, что  брак  между  Ереминым А.П. и  Ереминой  Т.А.   был  расторгнут  в  июле  2008  года.  29.07.2008  Еремин  А.П.  в  добровольном  порядке  выехал  из  занимаемого  им   жилого  помещения, расположенного   в  с.Карагай,  ул.Э***, д.8., кв.30,  и  снялся  с  регистрационного  учета  по  указанному  адресу, после  чего  Еремина  Т.А.  приватизировала  указанную  квартиру, что  подтверждается  договором   безвозмездной  передачи   жилого  помещения  в  собственность   граждан  от   19.01.2009.  Право  собственности  Ереминой  Т.А.  на  указанную  квартиру   зарегистрировано  в  установленном законом  порядке.

Из  материалов  дела  следует, что  с  16.03.2010 Еремин  А.П.   зарегистрирован   один  по  адресу:  с.Карагай   Пермского  края,  ул.П***,  д.37.

В  соответствии со ст.44 Правил, утвержденных Постановлением  Правительства  РФ от 21.03.2006 №153, при  наличии  у заявителя (военнослужащего)  по  месту службы  жилья, его   сдача (передача)  является  обязательным  условием   получения  жилищного сертификата.

С  учетом  анализа  действующего  законодательства,  суд  первой  инстанции   пришел  к  обоснованному  выводу  о  том,  что  для  получения   жилой площади   за  счет  средств федерального   бюджета   по  избранному  месту  жительства   в  г.Ульяновске   истец   обязан  был  сдать   занимаемую им   в  период  прохождения  военной  службы   жилую  площадь   в  с.Карагай,  поскольку   обеспечиваться   жильем   за  счет  средств  федерального  бюджета   он  имеет  права  лишь  единожды,  чего   им  сделано  не  было  и  такая  возможность  утрачена  в  связи  с  приватизацией   квартиры  в  с.Карагай   бывшей  супругой  истца.

При  таких  обстоятельствах,  суд  первой  инстанции пришел  к  правильному  выводу  о  том,  что  право  на  получение  жилищного  сертификата   истец  не  имеет.

Доводы  кассационной  жалобы,  указывающие  на  невозможность   применения  к  военнослужащим   положений  ст. 53  ЖК  РФ,  являются  несостоятельными.

В  соответствии  с  ч.2  ст. 4  ЖК  РФ, устанавливаемые   этим  кодексом  жилищные  правоотношения, распространяются   на  всех   граждан  Российской  Федерации  и  изъятий   не  содержат.

Особый  правовой  статус   военнослужащих, выражающийся,  в  том  числе  в  порядке   жилищного  обеспечения, которое  осуществляется  на  основе  специального   законодательства  и  по  специальным  правилам, указывает  на  необходимость   закрепления  за  нуждающимися   в  улучшении  жилищных  условий   военнослужащими   гарантий  и  компенсаций. Такие  гарантии  и  компенсации   закреплены  в  ФЗ «О  статусе  военнослужащих»,   статья  15  которого   также  не  содержит   положений   о  возможности  ограничения   жилищных  прав  военнослужащих – граждан  Российской  Федерации, предусмотренных жилищным  законодательством.

Более  того,  в  п.1  ст.15  названного  Закона  прямо  указано,  что  предоставление   военнослужащим   жилых  помещений   осуществляется  в  порядке   и  на  условиях,  которые   устанавливаются   федеральными  законами и  иными   нормативными   правовыми актами  РФ.

При  таких  данных  введение   законодателем   специальных  условий  предоставления  военнослужащим   жилых помещений само по себе   не  препятствует   реализации  ими  жилищных  прав, установленных  ЖК  РФ,  а  содержащееся   в  Инструкции  о  порядке   обеспечения  жилыми  помещениями  в  Вооруженных  Силах РФ, утвержденной  приказом   Министра  обороны  РФ  от  15.02.2000 № 80 ,  а  также  в  п. 44    Правил, утвержденных  Постановлением   Правительства  РФ  от 21.03.2006 № 153,  требование   о    сдаче  военнослужащими   жилого  помещения   при  принятии  на  учет   нуждающихся  в  жилом  помещении  не  указывает   на  невозможность  применения  к  военнослужащим   положений  ст. 53  ЖК  РФ.

Нарушений  норм  процессуального  права,  которые  могли  бы послужить  основанием к   отмене  решения,  судом  не  допущено. Заявленные  в  судебном  заседании   представителем  истца  ходатайства,  в  том  числе  об истребовании   материалов  жилищного  дела,   о приобщении  к  материалам   дела   копий  решения Верховного  суда  РФ,  были  удовлетворены   и  исследованы  в  ходе  судебного  разбирательства.  Процессуальное  положение  сторон  судом  определено  правильно.   Имеющиеся   у  истца   замечания  на  протокол  судебного  разбирательства   судьей,  о  чем  свидетельствует  определение  от 17.09.2010. Поэтому  доводы  кассационной  жалобы  в  указанной  части  являются  несостоятельными.

Доводы  кассационной  жалобы  о  том, что  истец   не  получал  определение  судьи  от  29.07.2010 года  об  оставлении  его  заявления  без  движения,   являются  несостоятельными.

Из  материалов  дела  следует, что  первоначально   Еремин   А.П.  обратился  в  суд   с  заявлением   об  оспаривании  действий   органов  власти. Определением  судьи  от  ***07.2010  указанное  заявление было  оставлено  без  движения  и   заявителю   разъяснена  необходимость  оформления  искового  заявления  в  срок  до  ***.08.2010.

***08.2010  в  Ленинский  районный  суд  г.Ульяновска  поступило  исковое  заявление  Еремина А.П.,   которое  и  было  рассмотрено  судом  по  существу.

Данные  обстоятельства  свидетельствуют  о  том,  что  истцу было  известно  о  принятом  в  отношении  его  первоначального  заявления  решении.

Другие  доводы,  изложенные  в  кассационной  жалобе,  выводов  суда  не  опровергают,    поэтому  основанием  к  отмене  решения  служить  не  могут.   

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Еремина А*** П*** – Николаева Ю*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                       

Судьи