Судебный акт
Понуждение органа местного самоуправления к предоставлению жилого помещения по договору социального найма при переселении из ветхого жилья
Документ от 19.10.2010, опубликован на сайте 10.11.2010 под номером 21308, 2-я гражданская, о возложении обязанности предоставить жил.помещ., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-3746/2010                                                           Судья Ибрагимова Е.А.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

19 октября 2010 года                                                                      город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей  Кинчаровой О.Е., Костенко А.П.,

при секретаре Яковлевой Т.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 сентября 2010 года,  по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г. Ульяновска удовлетворить.

Обязать мэрию города Ульяновска предоставить Дзугаевой В*** Н***, Дзугаевой О*** О***, Царькову Д*** В***, Писареву О*** В***  вне очереди, на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Ульяновска, с соблюдением социальной нормы обеспечения жилой площади, отвечающее установленным требованиям, на состав семьи из четырех человек.

В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска  обратился в суд с иском в интересах  Дзугаевой В.Н., Дзугаевой О.О., Царькова Д.В., Писарева О.В. к мэрии г.Ульяновска о предоставлении жилья на условиях социального найма. В обоснование иска указал, что в декабре 1983 г. на основании решения Белоключевского сельского совета народных депутатов и решения профкома Ульяновской областной психиатрической больницы им. Карамзина Дзугаеву О.А. (мужу Дзугаевой В.Н., умершему *** г.) было предоставлено помещение, состоящее из 2 комнат, площадью 47 кв.м, расположенное по адресу: г. У***, пос. им. К***, ул.Ц***, ***, на состав семьи из 4 человек. На данное помещение выдан ордер №*** от *** г. Семья Дзугаевых вселилась в указанное помещение и зарегистрировалась в нем. В настоящее время в помещении проживают Дзугаева В.Н. и ее дочь Дзугаева О.О., внуки Дзугаевой В.Н. - Царьков Д.В. и Писарев О.В. (без регистрации) проживали в указанном помещении с момента рождения, с 2004 года отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы. В  связи с признанием в 1984 году  дома по адресу: г. У***, пос. им. К***, ул. Ц***,***  малоприспособленным для проживания, исполнительным комитетом Ульяновского Совета народных депутатов 09.09.1986 г. было принято решение  о переселении семей из данного дома, утвержден график очередности переселения семей. Согласно данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в 1987 году. Однако жилье семье Дзугаевых не предоставлено до настоящего времени,  несмотря на то, что помещение, в котором они проживают, является нежилым. Просил обязать мэрию г. Ульяновска предоставить семье Дзугаевых  благоустроенное жилье на состав семьи 4 человека.

Рассмотрев спор по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе  мэрия г. Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что истцы пропустили срок исковой давности для предъявления требований о предоставлении жилья, поскольку о принятии решения об отселении из ветхого жилья узнали в 1987 году, но на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не встали.

Суд не учел, что действующее законодательство не предусматривает возможность возложения на мэрию г. Ульяновска обязательств, принятых органами государственной власти Ульяновской области в 1984 -1986 гг.

Постановлением  мэра г. Ульяновска от 01.06.2010 г.  решение Ульяновского гориспокома от 09.09.1986 г. отменено, то есть на момент вынесения решения суда обязанность мэрии г. Ульяновска по переселению истцов отсутствовала. По ранее действовавшему законодательству такое переселение  должно исполняться  за счет средств государства. В связи с изменением структуры органов государственной  власти  и местного самоуправления возложение  ранее принятых на себя органами государственной власти Ульяновской области обязательств на орган местного самоуправления возможно только с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. Кроме того, при вынесении решения суд руководствовался ст. 87 ЖК РФ, которая к правоотношениям сторон неприменима, поскольку наймодателем в отношении истцов выступает государство. Судом не принято во внимание также то обстоятельство, что помещение, из которого подлежат переселению истцы, никогда не являлось муниципальным помещением, вселение в него происходило без ведома органа местного самоуправления руководством больницы им. Карамзина, поэтому надлежащим ответчиком по делу является Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области. Кроме того, внуки Дзугаевой В.Н. – Писарев О.В. и Царьков Д.В. к членам ее семьи в силу ст. 69 ЖК РФ не относятся.

В  возражениях на кассационную жалобу Министерство здравоохранения Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения. Полагает, что судом правомерно возложена  обязанность по обеспечению граждан, проживающих в нежилых аварийных помещениях, жилыми помещениями по договорам социального найма  на мэрию  г. Ульяновска. 

Автор кассационной жалобы - представитель мэрии г. Ульяновска в суд кассационной инстанции не явился, о дне и времени судебного заседания был извещен надлежащим образом. При таких обстоятельствах судебная коллегия считает необходимым рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы  мэрии г. Ульяновска, возражения на жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области, выслушав пояснения прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области Сальникова А.А., Дзугаевой В.Н., Дзугаевой О.О., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что   на основании ордера № *** от *** Дзугаеву О.А. на семью из  4 человек (на него, Дзугаеву В.Н., Дзугаеву И.О., Дзугаеву О.А.) было предоставлено двухкомнатное помещение по адресу: г. У***, пос.К***, ул. Ц***, д.***.

В настоящее время в нем проживают и зарегистрированы Дзугаева В.Н., ее дочь Дзугаева О.О.

На основании надлежащей оценки исследованных в судебном заседании доказательств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что право пользования данным жилым помещением также имеют Царьков Д.В. и Писарев О.В., внуки Дзугаевой В.Н., поскольку помещение по адресу: г. Ульяновск, пос.К***, ул. Ц***, д.*** являлось их постоянным местом жительства  с детства, в данное помещение они были вселены и проживали в нем в качестве членов семьи Дзугаевой В.Н. 

До 2004 года проживал и был зарегистрирован по данному адресу внук Дзугаевой В.Н. – Царьков Д.В. В 2004 году Царьков Д.В. и Писарев О.В. были взяты под стражу и отбывают наказание в местах лишения свободы.

Решением Ульяновского облисполкома № 684 от 18.10.1984 «О мерах по улучшению условий работы областной психиатрической больницы им.Карамзина» в связи с нахождением на балансе больницы жилых помещений, из которых 4.8 тыс.кв.м размещены в служебных помещениях и ветхих домах, находящихся в зоне активного оползня, в которых проживают 218 семей, Ульяновскому горисполкому поручено для переселения жильцов из ветхих домов, служебных помещений, домов, находящихся в оползневой зоне, и обеспечения жильем врачей выделять целевым назначением жилую площадь для областной психиатрической больницы им.Карамзина в 1985-1990гг. по 1000 кв.м ежегодно.

Действуя в рамках предоставленных ему законом полномочий, Ульяновский горисполком 09.09.1986 в соответствии с вышеуказанным решением облисполкома, а также исходя из актов технического состояния жилых домов, расположенных в пос. им.Карамзина и предложения Набережненского сельского Совета и администрации Ульяновской психоневрологической больницы № 1 по очередности переселения, принял решение № 878 о переселении семей из домов поселка им.Карамзина, в том числе из дома *** по ул.Ц***, был утвержден график переселения семей из ветхих и малоприспособленных для жилья домов, расположенных в пос.им.Карамзина.

Согласно данному графику семьи, проживающие в указанном доме, подлежали переселению в 1987 году.

Однако обязательство по переселению Дзугаевых из дома *** по ул.Ц*** в пос.К*** г. У*** до настоящего времени не исполнено.

Согласно ст. 140 Конституции РСФСР местные Советы народных депутатов принимали решения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Союза ССР, РСФСР и автономной республики.

Решения местных Советов были обязательны для исполнения всеми расположенными на территории Совета предприятиями и организациями, а также должностными лицами и гражданами.

В соответствии со ст. 6 Жилищного кодекса РСФСР государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

В связи с изданием Президентом РФ Указа № 1617 от 09.10.1993 «О реформе представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ» Федеральной государственной комиссии поручено разработать и представить Президенту РФ предложения по организации новых органов представительной власти и местного самоуправления. Также установлено, что до избрания и начала работы новых органов представительной власти и местного самоуправления деятельность районных в городах, городских в районах, поселковых, сельских Советов народных депутатов прекращается, их функции выполняет соответствующая местная администрация; государственные органы и органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в соответствии с действующим законодательством РФ, не противоречащим настоящему Указу.

28.08.1995 принят Федеральный закон № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который к вопросам местного значения относил, в том числе, и вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, указанным Федеральным законом, законами субъектов РФ.

Статьей 14 Жилищного кодекса РФ от 29.12.2004 к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в частности, отнесено, ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.  Согласно ст. 52, п. 3 ст. 57 Кодекса принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется также органом местного самоуправления. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления.

Проанализировав указанные правовые нормы, суд пришел к правильному выводу о том, что и по ранее действовавшему жилищному законодательству, и по действующему жилищному законодательству вопросы предоставления гражданам жилых помещений отнесены к компетенции органов управления на уровне города (района). Так, ранее это были местные Советы народных депутатов, в настоящее время – органы местного самоуправления.

Несмотря на отсутствие прямого указания в законе на правопреемство органов местного самоуправления после реформирования в 1993 году представительных органов власти и органов местного самоуправления в РФ, полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, перешли к вновь созданным органам местного самоуправления.

Учитывая, что вышеназванное решение Ульяновского горисполкома от 1986 года на момент реформирования так и не было исполнено прежними уполномоченными органами местного уровня, суд первой инстанции правильно определил, что обязанность по предоставлению жилых помещений жителям ветхих и непригодных для проживания домов должна быть возложена на мэрию г. Ульяновска.

Более того, вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 18.03.2010 по иску ГУЗ «Областная клиническая психиатрическая больница им. Н.М.Карамзина» к Дзугаевой В.Н., Дзугаевой О.О., Царькову Д.В. о выселении, установлено, что ответчики сохраняют право проживания в доме № *** по ул. Ц*** в пос. им.К*** до предоставления им другого жилого помещения и в соответствии со ст. 87 ЖК РФ, примененной судом по аналогии, не могут быть выселены из признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания помещения без предоставления другого жилого помещения.

В соответствии со ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.

Согласно ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

В силу положений п.п.1 п.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Правильность применения судом ст. 87 ЖК РФ с учетом сложившихся правоотношений сторон не вызывает сомнения.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на мэрию города Ульяновска обязанность по предоставлению жилья истцу.

Исходя из изложенного, доводы кассационной жалобы, утверждающие  обратное, являются несостоятельными и правильность выводов суда не опровергают.

Доводы в жалобе о том, что данным решением суда будут нарушены права других лиц, которые длительное время стояли в очереди на улучшение жилищных условий, так как они будут лишены права на получение жилья из-за предоставления жилья истцам, являются несостоятельными. Предоставление жилого помещения на основании ст. 57 ЖК РФ не ставится в зависимость от того, состояли граждане в очереди на улучшение жилищных условий или нет.

Отмена постановлением мэра г. Ульяновска от 01.07.2002  пунктов 1 и 24 Приложения к решению Исполкома Ульяновского городского Совета народных депутатов от 09.09.1986  № 878 и признание постановлением мэра г. Ульяновска № 2796 от 01.06.2010 утратившими силу пунктов 1,3 данного решения  не влечет прекращения обязанности мэрии г. Ульяновска перед истцами по предоставлению им жилого помещения, так как данная обязанность должна была быть исполнена еще в 1987 году, однако не исполнена до настоящего времени.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, юридически значимые обстоятельства применены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является законным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение   Ленинского районного суда г. Ульяновска от 06 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: