Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 02.11.2010, опубликован на сайте 30.11.2010 под номером 21611, 2-я гражданская, Признание права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дементьев А.Г.                                                              Дело № 33-3883\ 2010 г.                                                            

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                     02 ноября 2010 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Костенко А.П.и Маслюкова П.А.,

при секретаре Трифоновой А.И.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска на решение  Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 30 сентября  2010 года, по которому постановлено:

 

Иск Гевенян М*** М*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)  в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области  включить в специальный стаж Гевенян М*** М***, дающей ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи  с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периоды работы:

с 15 июня 1979 года по 10 мая 1982 года в должности акушерки физиологического отделения роддома №*** г. Набережные Челны!% в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год и 6 месяцев;

с 04 октября 1991 года по 11 апреля 1992 года – период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком Гевенян М.М., *** 1990 года рождения;

с 18 сентября 2008 года по 30 октября 2008 года – время нахождения на курсах повышения квалификации.

Признать право Гевенян М*** М*** на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19 мая 2010 года.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ ( государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Гевенян М*** М*** трудовую пенсию по старости досрочно в связи с лечебной  и иной деятельностью по охране здоровья населения с 19 мая 2010 года.

Иск Гевенян М*** М*** к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в остальной части – о включении в специальный стаж, дающей ей право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, периода работы с 07 мая 1995 года по 31 декабря 1995 года (периода нахождения в отпуске без сохранения заработной платы по уходу за ребенком – Гевенян В.М., *** 1995 года рождения) отказать.

 

Заслушав доклад судьи  Костенко А.П., выслушав объяснения Гевенян М.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гевенян М.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска о признании права на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения.

В обоснование иска указала, что 19 мая 2010 года обратилась   к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости  в соответствии с п.п. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ ей было отказано в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа. Из специального стажа были исключены период работы  с 15.06.1979 г. по10.05.1982г. в должности акушерки физиологического отделения роддома *** в льготном исчислении, периоды нахождения в отпусках по уходу за детьми с 04.10.1991г. по 11.04.1992г., 07.05.1995г. по 31.12.1995г. и время нахождения на курсах повышения квалификации с 18.09.2008г. по 30.10.2008г. Считает отказ незаконным, просит включить указанные выше периоды в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с заявлением в Пенсионный фонд  - с 19.05.2010 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе города Ульяновска просит отменить решение суда и отказать в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом неправильно дано толкование нормам материального права, исходя из смысла которых время нахождения в неоплачиваемом дополнительном отпуске от 1,5 до 3 лет не включается в льготный стаж. Также считает, что и  период обучения на курсах повышения квалификации истице засчитан в специальный стаж необоснованно.

Представитель Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска в судебную коллегию не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же статьи Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

Как видно из материалов дела, Гевенян М.М. 19.05.2010г. обратилась в УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности в учреждениях здравоохранения.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 13.07.2010г. установлено, что стаж работы Гевенян М.М. составляет 28 лет 11 дней. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы в должности акушерки физиологического отделения роддома *** в льготном исчислении с 15.06.1979г. по 10.05.1982г.; с 04.10.1991г. по 11.04.1992г., с 07.05.1995г. по 31.12.1995г., с 31.05.1996г. по 09.02.1998г. – отпуск без сохранения заработной платы по уходу за детьми; с 02.09.2000г. по 12.09.2000 года - время нахождения в административном отпуске без сохранения заработной платы; с 18.09.2008г. по 30.10.2008г. – время нахождения на курсах повышения квалификации.

Удовлетворяя исковые требования  в части включения в специальный стаж периода нахождения истицы на курсах повышения квалификации, суд первой инстанции, сославшись на статью 187 ТК РФ, правильно указал, что в период нахождения истицы на курсах повышения квалификации за ней сохранялась средняя заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд, поэтому у ответчика не имелось оснований исключать указанный выше период из специального стажа.

Правомерно судом включен Гевенян М.М. в специальный стаж и период ее работы с 15.06.1979 г. по 10.05.1982 г. в должности акушерки физиологического отделения роддома *** в льготном исчислении.

Из дела следует, что истица в указанный период осуществляла медицинскую деятельность, что подтверждается записью в трудовой книжке.

Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», должность акушерки в акушерском физиологическом отделении и наименование медицинского учреждения предусмотрены.

Указанный выше Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, также предусматривает работы в указанной должности.

Таким образом, вывод суда о включении периода работы истицы с 15.06.1979 года по 10.05.1982 г. в должности акушерки физиологического отделения роддома *** в специальный стаж в льготном исчислении является верным.

Удовлетворяя требования истицы о включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 04.10.1991г. по 11.04.1992г., суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оценку ее пенсионных прав в этой части необходимо проводить в соответствии с законодательством, действовавшим в спорный период.

До введения в действие Закона Российской Федерации от 25.091992 г. №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22 мая 1990 года №1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 года; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста  трех лет.

В соответствии с данным Законом законодательство союзных республик подлежало приведению в  соответствие с настоящим законом.

Исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, статьи 167 КЗоТ РСФСР, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста  трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.

Кроме того, пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №25 от 20.12.2005г. «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» предусмотрено, что при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности  периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости, следует исходить из того, что, если указанный период имел место до 06.10.1992г., то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Таким образом, вывод суда о том, что отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, является правильным.

С учетом включенных судом периодов работы истицы в специальный стаж, к моменту ее обращения у нее имелся необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению Гевенян М.М. пенсии по старости по вышеуказанным основаниям.

При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского  районного суда г. Ульяновска от 30 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу  Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Засвияжском районе г. Ульяновска -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи