Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии медицинскому работнику
Документ от 09.11.2010, опубликован на сайте 25.11.2010 под номером 21645, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Сизова Г.М.                                                             Дело № 33 – 3946/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                     09 ноября 2010 год

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Бабойдо И.А., 

при секретаре Рабчук Л.Ю.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 28 сентября 2010 года, по которому постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области зачесть Насибулиной З*** Р*** в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды ее работы с 10 марта 1988 года по 29 июня 1990 года в должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Коммунистической ЦРБ - участок Сахалин колхоза К. Маркса, с 23 июля 1990 года по 01 июля 1992 года в должности заведующей Белогорским ФАП Тереньгульской ЦРБ - акушерки, с 03 февраля 1993 года по 31 декабря 1998 года в должности заведующей Белогорского ФАП Тереньгульской ЦРБ - акушерки, в льготном исчислении - 1 год за 1 год 3 месяца.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области назначить с 28 сентября 2010 года Насибулиной З*** Р*** досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Гавриловой Т.А., представляющей по доверенности интересы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Насибулину З.Р., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Насибулина З.Р. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства) к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы:

- с 03 мая 1984 года по 13 июня 1985 года в должности фельдшера сельской врачебной амбулатории с. Батробад (Таджикская ССР);

- с 10 марта 1988 года по 29 июня 1990 года в должности заведующей ФАП Коммунистической ЦРБ (Таджикская ССР);

- с 23 июля 1990 года по 01 июля 1992 года в должности заведующей Белогорским ФАП Тереньгульской ЦРБ;

- с 02 июля 1992 года по 02 февраля 1993 года в должности медсестры совхоза Белогорский;

- с 03 февраля 1993 года по 12 января 2000 года в должности заведующей Белогорского ФАП Тереньгульской ЦРБ;

- с 01 января 2002 года по 31 декабря 2002 года в должности заведующей Белогорским ФАП МУЗ «Тереньгульская   ЦРБ»;

- с 01 января 2003 года по 30 ноября 2003 года период нахождения в отпуске по уходу за ребенком;

- с 01 января 2004 года по 31 декабря 2005 года, 01 января 2006 года по 31 декабря 2006 года, 01 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, 01 января 2009 года по 22 марта 2009 года в должности  заведующей Белогорским ФАП МУЗ «Тереньгульская ЦРБ»;

- с 23 марта 2009 года по 18 февраля 2010 года в должности акушерки с. Белогорск МУЗ «Тереньгульская ЦРБ».

Кроме того, истец просила обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости ранее достижения пенсионного возраста в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения с момента обращения  в ГУ УПФ РФ.

Свои требования истец мотивировала тем, что решением Комиссии ГУ УПФ РФ ей было отказано во включении в специальный стаж указанных выше периодов работы в связи с тем, что должности - заведующая ФАП и акушерка  не предусмотрены Списками, дающими право на досрочное назначение пенсии. Не подтвержден льготный характер ее работы. Считает, что отказ в назначении досрочной пенсии не основан на законе. Её вины нет в том, что из Республики Таджикистан не получены ответы на её запросы. Кроме того, её работа в спорный период времени подтверждается показаниями свидетелей.

 

Рассмотрев дело по существу, суд вынес решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ просит решение суда о включении в стаж истцу периода работы с 10 марта 1988 года по 29 июня 1990 года в должности заведующей ФАП Коммунистической ЦРБ и назначении пенсии с 28 сентября 2010 года отменить.

 

В обоснование жалобы ответчик указывает, что включенный судом в специальный стаж истцу период с 10 марта 1988 года по 29 июня 1990 года не подтвержден соответствующими доказательствами. Не представлены по делу и доказательства, подтверждающие факт выполнения истцом льготного характера работы. Кроме того, по мнению автора жалобы, установление льготного характера работы показаниями свидетелей законодательством не предусмотрено.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

В силу ч. 1 ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

 

До вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичные положения предусматривались п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

 

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

 

Пунктом 1 постановления № 1066, вступившим в силу с 01 ноября 1999 года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

 

В соответствии с пунктом 3 постановления № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

 

Согласно пункту 1 Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464, такое право предоставлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

 

Из материалов дела усматривается, что Насибулина З.Р. является выпускницей К-Тюбинского медицинского училища, т.е. истец имеет среднее медицинское образование, которое позволяет её отнести к среднему медицинскому персоналу.

 

Так, в трудовой книжке истца имеется запись об её образовании (средне-специальное) и профессии, специальности (акушерка).

 

В спорный период времени с 10 марта 1988 года по 29 июня 1990 года истец работала заведующей фельдшерско-акушерским пунктом Коммунистической центральной районной больницы, т.е. она работала в должности, отнесенной к среднему медицинскому персоналу, и в учреждении здравоохранения.   

 

Работа истца в спорный период была связана с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности.

 

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

 

Поскольку Насибулина З.Р. в спорный период времени работала в должности среднего медицинского персонала в сельской местности, в фельдшерско-акушерском пункте центральной районной больницы, суд первой инстанции в решении, руководствуясь приведенными выше нормами права, обоснованно пришел к выводу о незаконности отказа ответчика во включении спорного периода в её специальный стаж в льготном исчислении из расчета один год работы за один год и три месяца.

 

При этом суд обоснованно исходил из того, что решением комиссии ГУ УПФ РФ было неправомерно отказано во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода работы Насибулиной З.Р., имевшего место до 01 ноября 1999 года.

 

Право истца было приобретено на основании действующего в тот период законодательства и реализуется в настоящее время в силу гарантированного государством официального признанного статуса неизменности приобретенных прав.

 

Этот вывод основан на требованиях норм материального права, согласуется с исследованными в суде материалами дела.

 

В связи с изложенным выше доводы кассационной жалобы подлежат отклонению, поскольку они основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, так как не соотносятся с конституционно значимыми принципами пенсионного обеспечения,  в частности, правом на получение пенсии (социальное обеспечение), которое предусмотрено национальным законодательством и статьей 22 Всеобщей декларации прав человека (принятой 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН).

 

На основании изложенного выше, суд первой инстанции обоснованно обязал ответчика назначить Насибулиной З.Р. досрочную трудовую пенсию по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области  от 28 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи