Судебный акт
О выдаче жилищного сертификата работнику УФСИН
Документ от 09.11.2010, опубликован на сайте 25.11.2010 под номером 21673, 2-я гражданская, О выдаче жилищного сертификата, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                        УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Черланова Е.С.                                                                   Дело № 33- 4018/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          09 ноября  2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С. и Трифоновой Т.П., 

при секретаре Свинцовой Е.Ю.                     

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по  кассационным жалобам Баюшова Ю*** Н*** и  УФСИН России по Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 сентября  2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Баюшова Ю*** Н*** удовлетворить.

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Баюшовым Ю*** Н*** на состав семьи два человека: Баюшов Ю*** Н***, Баюшов А*** Ю*** в 2010 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 18,62 кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области для вручения Баюшову Ю*** Н***.

Обязать Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области после оформления Федеральной службой исполнения наказаний жилищного сертификата для получения Баюшовым Ю*** Н*** социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году вручить указанный жилищный сертификат Баюшову Ю*** Н***.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., объяснения Баюшова Ю.Н., представителя УФСИН России по Ульяновской области и ФСИН России –Ханбиковой Д.К., поддержавших доводы своих кассационных  жалоб, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Баюшов Ю.Н. обратился в суд с иском к ФСИН, УФСИН по Ульяновской области о выдаче жилищного сертификата. В обоснование иска указал, что с 1993 года по 2005 год проходил службу в у*** *** России по У*** области, является пенсионером внутренней службы, признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных  Федеральным законодательством «федеральной целевой  программы «Жилище на 2002-2010 года», принятой Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006года № 153, и включен в список на получение жилищного сертификата в 2010 году с составом семьи два человека: он (Баюшов Ю.Н.) и его сын Баюшов А.Ю. Бывшая жена ***!% исключена из состава семьи в связи с расторжением брака. Ему было отказано в выдаче жилищного сертификата, так как он не представил письменное обязательство о сдаче жилья в муниципальную собственность. Согласия о сдаче жилья Б*** Е.П. не дает, так как вышеуказанная программа на нее не распространяется. Просил обязать ответчиков оформить и выдать жилищный сертификат на состав семьи два человека.

Суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Баюшов Ю.Н. просит изменить решение суда от 28 сентября 2010 года в части выделяемой площади, увеличить размер с 18,62 кв.м до 24,47 кв.м. В обоснование жалобы указывает, что суд неверно указал в решении общую площадь 18,62 кв.м, поскольку собственником жилого помещения, с учетом которого производился расчет, он не является.

В кассационной жалобе УФСИН России по Ульяновской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и постановленное с нарушением норм материального права. В  жалобе указано, что судом не был исследован факт проживания Б*** Е.П. с сыном Баюшовым А.Ю. по адресу: г. ***, ул. ***, д.***, кв. ***, этому факту не была дана надлежащая правовая оценка. Баюшов А.Ю. не может быть признан членом семьи Баюшова  Ю.Н., так как они не проживают совместно. Истец не воспользовался правом на приватизацию жилого помещения, ухудшив тем самым свои жилищные условия. Таким образом, по аналогии закона право на получение государственного жилищного сертификата возникло бы только через 5 лет с момента приватизации жилого помещения Б*** Е.П.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Баюшова Ю.Н., доводы кассационной жалобы УФСИН России по Ульяновской области, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с п.п.7 п.13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153,  из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" - "д" и "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

Социальная выплата предоставляется в размере, эквивалентном расчетной стоимости жилого помещения исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности.

В пункте 16 Правил норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, при определении норматива общей площади жилого помещения, используемого для расчета размера социальной выплаты, учитывается норма дополнительной общей площади жилого помещения в размере 15 кв. м. При наличии права на дополнительную общую площадь по нескольким основаниям размер такой площади не суммируется.

Согласно п. 16.1 Правил норматив, указанный в пункте 16 настоящих Правил, применяется при расчете размера социальной выплаты, если: а) гражданин - участник подпрограммы и члены его семьи не имеют жилых помещений для постоянного проживания; б) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими на основании договора социального найма в жилом помещении, находящемся в государственном или муниципальном жилищных фондах, принимается обязательство о расторжении указанного договора и об освобождении занимаемого жилого помещения; в) гражданином - участником подпрограммы и членами его семьи, проживающими в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременений, принимается обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

В соответствии с п. 45 Правил, п. 22 «Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам-участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством «федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в уголовно-исполнительной системе», утвержденной приказом ФСИН России от 04.06.2007 № 287,  обязательство о сдаче или о безвозмездном отчуждении жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты.

Как следует из материалов дела, Баюшов Ю.Н. проходил службу в уголовно-исполнительной системе, выслуга лет составила 16 лет 01 месяц 28 дней, в льготном исчислении – 22 года 00 месяцев 20 дней. С 1993 года Баюшов Ю.Н. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждения *** с составом семьи 3 человека (он, супруга, сын). После расторжения брака с Б*** Е.П. в январе 2001 года Баюшов Ю.Н. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий учреждения *** с составом семьи 2 человека (он и сын – Баюшов А*** Ю***).

Решением жилищно-бытовой комиссии УФСИН России по Ульяновской области от 23.07.2010 Баюшов Ю.Н. был включен в сводный список граждан-участников указанной подпрограммы с составом семьи два человека на получение жилищного сертификата в 2010 году. Однако в выдаче жилищного сертификата в 2010 году ему было отказано, так как он не представил  обязательство о безвозмездном отчуждении занимаемого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.

Из материалов дела следует, что Баюшов Ю.Н. и его сын Баюшов А.Ю. проживают и зарегистрированы в жилом помещении по адресу: *** область, г.***, ул. ***, д. ***, кв. *** с сентября 1997 года. Право пользования данным жилым помещением имеет также бывшая супруга Баюшова Ю.Н. – Б*** Е.П., с которой брак был расторгнут 11.01.2001.  На основании договора передачи жилой площади в собственность граждан от 03.02.2010 вышеуказанное жилое помещение было приватизировано с оформлением права общей долевой собственности на жилое помещение на имя Б*** Е.П. и Баюшова А.Ю. (по 9/200 долей коммунальной квартиры). Баюшов Ю.Н. отказался от приватизации данного жилого помещения.

Учитывая, что в вышеназванном жилом помещении остается проживать бывшая супруга Баюшова Ю.Н. – Б*** Е.П., которая не является участником подпрограммы и не желает давать обязательства о сдаче жилья, суд пришел к правильному выводу о том, что данное жилое помещение не может быть передано в муниципальную  собственность.

В соответствии с п. 16.2 «Правил» в случае отчуждения гражданином - участником подпрограммы принадлежащего ему и (или) членам его семьи на праве собственности (за исключением случая, указанного в подпункте "в" пункта 16.1 настоящих Правил) или принятия ими решения не отчуждать такое жилое помещение, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, определяется как разница между общей площадью жилого помещения, установленной по нормативам, указанным в пункте 16 настоящих Правил, и общей площадью жилого помещения, отчужденного или оставленного для дальнейшего проживания.  При этом право на получение сертификата предоставляется гражданину - участнику подпрограммы только в случае, если определенный в указанном порядке размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, составляет не менее 18 кв. метров. В остальных случаях выдача сертификата гражданину - участнику подпрограммы возможна при исполнении им условий, предусмотренных подпунктом "в" пункта 16.1 настоящих Правил.

Жилое помещение по адресу: г.***, ул. ***, д. ***, кв. *** представляет собой комнату в коммунальной квартире. Поскольку истец отказался от участия в приватизации указанной комнаты, суд правомерно произвел расчет доли Баюшова Ю.Н. и его сына в общей площади коммунальной квартиры и определил её в размере  23,38 кв.м, поскольку после приватизации указанного жилого помещения Баюшов Ю.Н. сохранил право пользования коммунальной квартирой на основании ст. 19 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ». Таким образом, само по себе то обстоятельство, что  собственниками комнаты являются Б*** Е.П. и  сын, в данном случае правового значения не имеет.

Поэтому доводы кассационной жалобы ответчика о том, что поскольку истец отказался от приватизации, то не имеет права на получение сертификата  в течение 5 лет после приватизации жилья, несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании правовых норм.

Следовательно, размер общей площади жилого помещения, принимаемый для расчета размера социальной выплаты, судом определен правильно: 42 кв.м – 23,38 кв.м = 18,62 кв.м (42 кв.м - общая площадь жилого помещения, установленная по нормативам на семью из двух человек; 23,38 кв.м - общая площадь жилого помещения, право пользования которой имеют Баюшов Ю.Н. и его сын Баюшов А.Ю.)

Ссылка в жалобе УФСИН по Ульяновской области на то, что бывшая супруга истца и их сын проживают по другому адресу, также правового значения не имеет.

Другие доводы кассационных жалоб правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену судебного постановления.

Учитывая изложенное, судом сделан объективный вывод о том, что Баюшов Ю.Н. имеет право на получение жилищного сертификата без предоставления обязательства о сдаче жилья, поэтому в выдаче жилищного сертификата ему было отказано неправомерно. На ФСИН обоснованно возложена обязанность оформить в порядке очередности жилищный сертификат для получения Баюшовым Ю.Н. на состав семьи два человека в 2010 году социальной выплаты на приобретение жилого помещения общей площадью 18,62 кв.м за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели, и передать жилищный сертификат в УФСИН по Ульяновской области для вручения жилищного сертификата истцу.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применен правильно. Решение суда является правильным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 28 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Баюшова Ю*** Н*** и УФСИН России по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи