Судебный акт
Оспаривание отказа Управления Роспотребнадзора в выдаче экспертного заключения о степени радиационного облучения
Документ от 02.11.2010, опубликован на сайте 29.11.2010 под номером 21683, 2-я гражданская, О признании незаконным отказа в санитарно-эпидемиологическом исследовании, оценке и выдаче заключения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                     Дело № 33- 3909/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      02 ноября  2010 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В.   и  Лисовой Л.С., 

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Бессонова Е*** Г*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 24 сентября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении заявления Бессонова Е*** Г*** о   признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  в санитарно-эпидемиологическом исследовании, оценке полученной дозы, выдаче экспертного заключения с последующим внесением в базу данных как лиц, подвергшихся радиационному облучению,  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Бессонов Е.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в санитарно-эпидемиологическом исследовании, в проведении оценки полученной дозы, в выдаче экспертного заключения с последующим внесением в базу данных как лиц, подвергшихся радиационному облучению.

В обоснование  заявления  указал, что  он является инвалидом первой группы, с 05.04.1962 по 21.08.1978 и с 15.04.1981 по 10.01.1984 проживал в г.У*** В*** области Казахской ССР, с 1984 года проживает в России. В соответствии со ст. 43 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в ФГУ «Российский Научный Центр РР Росмедтехнологий» г.Москвы был проведен цитогенетический анализ  его  крови, которым установлена эффективная доза облучения 32 сЗв.

В установленном порядке  им было подано заявление в Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области о проведении оценки полученных доз по представленным документам и установлении обстоятельств получения доз радиации Бессоновым Е.Г., К*** И.Г., К*** А.И., с последующим внесением сведений в базу данных как лиц подвергшихся (пострадавших) радиационному облучению в результате чернобыльских и других радиационных катастроф и инцидентов.

Письмом от 02.06.2010  Управление Роснотребнадзора по Ульяновской области отказало   в санитарно - эпидемиологическом исследовании, оценке полученной дозы и выдаче экспертного заключения с последующим внесением сведений в базу данных как лиц, подвергшихся (пострадавших) радиационному облучению.

Данным  отказом   нарушено   его   право  на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, а  также   созданы  неосновательные препятствия к реализации права на возмещение ущерба, причиненного его здоровью, имуществу экологическим правонарушением.

Согласно части 2 ст. 9 Федерального закона от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» норма облучения в возрасте 70 лет не должна превышать 7 бэр.  В силу требований статей 22, 25, 26  указанного  федерального закона граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного  права, гражданам гарантируется, возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью.

В  соответствии  с действующим  законодательством, осуществлять  государственный санитарно-эпидемиологический  надзор  возложено  на  Федеральную  службу   по  надзору  в  сфере   защиты  прав   потребителей   и  благополучия  человека. 

Просил признать незаконным отказ Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в санитарно-эпидемиологическом исследовании, в оценке полученной дозы и выдаче экспертного заключения с последующим внесением сведений в базу данных как лиц, подвергшихся (пострадавших) радиационному облучению, Бессонова Е*** Г***.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил  вышеприведенное  решение.

В кассационной жалобе Бессонов Е.Г. просит решение   суда  отменить   и  дело  направить  на новое  рассмотрение. При  этом  указывает, что при  рассмотрении   дела  судом  не  были  приняты  во  внимание  все  его  доводы,  а  также   представленные им  письменные  доказательства. Судом не установлено, какие именно   его права   были   нарушены отказом Роспотребнадзора, осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия, не установлено также, к какой категории граждан он  относится - «пострадавших от радиационного облучения» или «подвергшихся радиационному облучению», что создает препятствия к возмещению вреда здоровью. Полагает, что в нарушение норм действующего гражданского процессуального законодательства в решении не отражены выводы из анализа установленных фактов, не перечислены доказательства, на основании которых принято решение, не изложены мотивы, по которым суд отклонил ряд доказательств, не исследованы  все необходимые для разрешения дела обстоятельства, что повлекло  неправильное применение норм материального права.  Считает, что судом при вынесении решения не были применены положения норм международного права, Конституции РФ, действующего законодательства, регулирующие  правоотношения в  области санитарно-эпидемиологического надзора. Кроме того, указывает, что судом нарушены его права на защиту, справедливый суд, на получение достоверной информации, социальной поддержки, получение компенсации вреда здоровью, прохождение лечения.

На заседание   судебной  коллегии    стороны  не явились, о  причинах  неявки  не  сообщили, о  времени  и  месте  рассмотрения   дела были  извещены  надлежащим  образом. 

Судебная  коллегия   полагает  возможным  рассмотреть  дело  в  отсутствие  неявившихся  сторон. 

Проверив материалы  дела, изучив  доводы  кассационной   жалобы, судебная  коллегия   оснований  к  отмене  решения  суда  не  находит. 

В  соответствии  со  ст. 347 ГПК РФ  судебная  коллегия проверяет законность  и  обоснованность  решения  суда  первой  инстанции  исходя  из  доводов, изложенных  в кассационной  жалобе.

Из  материалов  дела  следует, что  17.03. 2010 Бессонов  Е.Г. обратился к руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области с заявлением, в котором  просил  провести оценку индивидуальных доз облучения Бессонова Е*** Г*** (инвалид 1 первой группы), а также К*** И.Г.(Б*** И.Г.), К*** А.И. по представленным документам и установить где, когда и при каких условиях они могли получить такую дозу радиации, на основании полученных результатов решить вопрос о внесении сведений  об  указанных  гражданах в базу данных как о лицах, подвергшихся (пострадавших) радиационному облучению в результате Чернобыльских и других радиационных катастроф и инцидентов.  При  этом  указал,   что  доза радиации   Бессонова Е.Г. (инвалида  1  группы)  подтверждена цитогенетическим исследованием клеток крови (стабильные хромосомные аберрации) ФГУ РНЦ РР г. Москва  и  составляет 32 сЗв.

16.04.2010 Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области  сообщило  Бессонову Е.Г., что по существу  его  обращения ими направлен запрос в Федеральную службу Роспотребнадзора с приложением копий представленных в  адрес документов (исх. №4685 от 14.04.2010 г)  и   о результатах рассмотрения запроса   ему будет сообщено дополнительно.

02.06.2010 Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области  сообщило   Бессонову Е.Г. о том, что  в  соответствии с  действующим  законодательством регистрации подлежат лица, пострадавшие от радиационного воздействия и подвергшиеся радиационному облучению с 01 июля 2004 года. Доза облучения, определенная цитогенетическим методом, является накопленной эффективной дозой от различных источников ионизирующего излучения за весь период жизни и не является основанием для регистрации.

08.06.2010 Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области в дополнение к письму исх. № 7710 от 02.06.2010 г. сообщило  Бессонову  Е.Г., что  в соответствии с письмом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека № 01/6008-10-32 от 20.04.2010 порядок определения индивидуальных доз облучения конкретных лиц из населения по методическим указаниям МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и организация, осуществляющая расчет доз, находятся в компетенции МЧС России, в  связи  с  чем  по вопросам установления, подтверждения, регистрации доз облучения от деятельности Семипалатинского полигона ему  необходимо обращаться  в Главное управление МЧС России по Ульяновской области.

Проанализировав  действующее  законодательство, исследовав  представленные    сторонами  доказательства  в  их  совокупности,  суд  первой  инстанции  пришел  к   выводу  о  том,  что  Управление  Роспотребнадзора  по  Ульяновской  области обоснованно отказало  Бессонову Е.Г.  в  удовлетворении  его  заявления.

Оснований  не  соглашаться  с  указанным  выводом  судебная  коллегия  не  усматривает.

Мотивы,  по  которым  суд  пришел  к  такому  выводу, подробно изложены  в  решении  суда.

Доводы, изложенные  в  кассационной  жалобе,  выводов  суда  не  опровергают,   а  поэтому  основанием  к  отмене  решения   служить  не  могут.

В соответствии со ст. 46  ФЗ РФ N 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом  благополучии  населения» Государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют органы и учреждения, представляющие собой единую федеральную централизованную систему. Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора включает в себя,   в  том  числе территориальные органы, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека).

Статья 52 данного ФЗ предусматривает, что должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, обязаны: своевременно и в полной мере исполнять предусмотренные статьями 50, 51 настоящего Федерального закона полномочия на предупреждение, обнаружение и пресечение нарушения санитарного законодательства, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения; устанавливать причины и выявлять условия возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений); рассматривать обращения граждан и юридических лиц по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения и принимать соответствующие меры; информировать органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и население о санитарно-эпидемиологической обстановке и о принимаемых мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения; осуществлять свою деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями; соблюдать государственную, врачебную и иную охраняемую законом тайну в отношении информации, ставшей им известной при выполнении своих служебных обязанностей; оказывать содействие общественным объединениям в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и исполнения санитарного законодательства.

Постановлением Правительства Российской Федерации  от  30.06.2004 N 322  утверждено  «Положение  о Федеральной  службе   по  надзору   в  сфере защиты   прав  потребителей  и  благополучия  человека.

Пунктом 5 данного Положения предусмотрено,  что   к полномочиям  Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека  относится,  в  том  числе,  и  регистрация лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов (п 5.3.4.)

Приказом  Федеральной   службы  по  надзору  в  сфере  защиты  прав  потребителей            и  благополучия  человека   от 08.08.2006 №  233 « О регистрации  лиц, пострадавших от   радиационного  воздействия  и  подвергшихся   радиационному  облучению  в  результате  чернобыльской и   других   радиационных  катастроф   и  инцидентов»   Территориальным органам Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека поручено организовать регистрацию лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов в соответствии с настоящим Приказом; обеспечить ведение региональных банков данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, восстановив данную информацию с 1 июля 2004 года; обеспечить ведение Федерального банка данных на лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, восстановив данную информацию с 1 июля 2004 года.

Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом  Российской Федерации 19.02.2009  утверждены  Методические рекомендации «Регистрация лиц, пострадавших от  радиационного  воздействия  и  подвергшихся   радиационному   облучению».

Пункт 1.3 данных Методических рекомендаций предусматривает, что для осуществления регистрации лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов, на базе Федеральных государственных учреждений здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии" в субъектах Российской Федерации созданы приказами главных врачей ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии" по согласованию с руководителями управлений Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации и функционируют региональные банки данных (далее - РБД ЛПРВ), являющиеся региональной составляющей единого Федерального банка данных.

В соответствии с п.3.1 данных Методических рекомендаций регистрации в Федеральной   и  региональной  базе  данных   лиц  подвергшихся   радиационному  воздействию  подлежат все вновь выявленные лица, начиная с 1 июля 2004 года.

В соответствии с п.3.2  Методических рекомендаций для составления списка лиц Российской Федерации, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов до 2004 года, необходимо восстановить в течение 2009 - 2010 гг. и внести в базу данных (по прилагаемым к настоящим Методическим рекомендациям формам) сведения:  о лицах, принимавших участие в ликвидации последствий радиационных аварий;  о лицах из населения, подвергшихся аварийному облучению с накопленной за период жизни дозой облучения более установленных федеральными законами пределов доз;  о лицах с установленной причинной связью заболеваний, инвалидности, смерти с радиационным воздействием.      Основанием для включения лица в банк данных являются документы установленного в Российской Федерации образца, определяющие статус гражданина, или официально полученный документ из органов (организации) Российской Федерации, в обязанность которых входит учет или регистрация указанных лиц (органы здравоохранения, социальной защиты).

Из материалов дела следует, что Бессонов Е.Г., Бессонова Е.Л., Бессонова М.Е. и  Бессонова Н.М.   обращались в   суд  с  иском к Департаменту социальной защиты населения Ульяновской области о признании их подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, распространении социальных гарантий, обязании внести сведения в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, направлении реестра в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий для оформления удостоверений,  однако  решением  Ленинского  районного суда  г.Ульяновска   от 26.03.2009   в  удовлетворении  их  заявления  было  отказано   в  полном  объеме.  

Поскольку  у  Бессонова Е.Г.  отсутствуют документы, подтверждающие  то  обстоятельство,  что  он   в  установленном  законом  порядке  признан  лицом,  подвергшимся  радиационному  воздействию, суд     первой  инстанции   пришел  к  правильному  выводу  об  отсутствии   оснований  для  включения  его   в  банк  данных.

Обстоятельства  дела  исследованы  судом  с  достаточной  полнотой,  всем  представленным  сторонами  доказательствам   дана  надлежащая  правовая  оценка, которая  сомнений  в  своей  правильности не  вызывает.  Материальный  и  процессуальный  закон  судом  применены  правильно. 

При  таких  обстоятельствах решение  суда  подлежит  оставлению  без  изменения.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского  районного  суда  г. Ульяновска  от  24  сентября 2010 года  оставить  без  изменения, а кассационную жалобу  Бессонова Е***  Г***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи