Судебный акт
О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о признании участником подпрограммы
Документ от 09.11.2010, опубликован на сайте 29.11.2010 под номером 21775, 2-я гражданская, О признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, о признании участником подпрограммы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                                                                                                                                   

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                              Дело № 33- 3996/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          09 ноября 2010

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Лисовой Л.С. и  Трифоновой Т.П.,

при секретаре  Свинцовой Е.Ю.           

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  представителя Топтыгина Н*** Н*** – Дегтярёва А*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 сентября  2010г., по которому постановлено:

 

В удовлетворении иска Топтыгина Н*** Н*** к  администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Администрации Муниципального образования «Спешневское сельское поселение» о признании участником подпрограммы, возложении обязанности включить в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и выдаче сертификата  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Топтыгина Н.Н. – Дегтярёва А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Топтыгин Н.Н. обратился в суд с иском к  администрации муниципального образования «Кузоватовский район» Ульяновской области, Министерству труда и социального развития Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, администрации Муниципального образования «Спешневское сельское поселение» о возложении обязанности включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдаче сертификата.

В обоснование иска указал, что  является инвалидом 2 группы, инвалидность получена при исполнении иных обязанностей военной службы, связана с катастрофой на ЧАЭС. С 19.10.2007 года он прописан и проживает по адресу: *** область, *** район, село ***. Это аварийный деревянный дом общей площадью 26 кв.м, не пригодный для жилья, передан ему по наследству от отца. В   декабре   2009г.  он  обращался   с   письменными   заявлениями  к   главе администрации МО «Кузоватовский   район» Ульяновской области, к главе     МО    «Спешневское     сельское поселение»     Кузоватовского       района   Ульяновской РФ,  в    Департамент социальной защиты  населения Ульяновской  области  о постановке его на льготную очередь по обеспечению жилой    площадью   в   размерах и порядке, установленном Правительством РФ для лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако в этом ему было отказано. Данный отказ истец считает незаконным и просил суд обязать администрацию муниципального образования «Кузоватовский район», администрацию МО «Спешневское сельское поселение»  Ульяновской области включить его в список лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, признать участником подпрограммы. Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать     ему в    первоочерёдном порядке государственный жилищный сертификат, удостоверяющий его право на получение  за счёт   средств   федерального   бюджета субсидии   для   приобретения жилого помещения на состав семьи 1 человек с учетом права на получение дополнительной общей площади жилого помещения в соответствии с Правилами выпуска и реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 года, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года, № 153.

Рассмотрев исковые требования Топтыгина Н.Н., суд постановил вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель Топтыгина Н.Н. – Дегтярёв А.В. просит отменить решение суда. Указывает на неверное применение судом норм действующего законодательства. Суд отказал истцу в удовлетворении требований о включении его в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий и выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку он не является малоимущим. Вместе с тем данный вывод противоречит положениям Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Для постановки Топтыгина Н.Н. в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий  и выдаче государственного жилищного сертификата достаточно только того, что инвалидность получена им при исполнении иных обязанностей военной службы при ликвидации последствий вследствие аварии на ЧАЭС.

Суд при рассмотрении дела не учел Постановление Конституционного суда РФ от 10 ноября 2009 года № 17-П.

Дом, в котором был зарегистрирован Топтыгин Н.Н., не был пригоден для проживания. В связи с  этим Топтыгин Н.Н.  фактически проживал у своих родственников. Общая площадь дома в с. ***, где был зарегистрирован Топтыгин Н.Н., составляет 26 кв.м. С учетом Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года № 153, Топтыгин Н.Н. и являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на дополнительную жилую площадью в виде отдельной комнаты.

В настоящее время Топтыгин Н.Н. вообще не имеет никакого жилья, поскольку его дом сгорел 29.07.2010 года в результате пожара.

Суд в ходе рассмотрения дела не принял к рассмотрению новые исковые требования Топтыгина Н.Н., основанные на другом правовом акте – распоряжении Правительства РФ от 30.07.2010 года № 1286-р.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Топтыгин Н.Н. является инвалидом 2 группы бессрочно, имеет право на компенсации и льготы, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

В период с 06.12.1985 года по 1999 год, с 20.03.2000 года по 05.10.2007 года  Топтыгин Н.Н. был зарегистрирован в с*** *** района *** области, ул. ***, ***, в качестве сожителя в жилом доме общей площадью 20.4 кв.м.

С 19.10.2007 года и до настоящего времени Топтыгин Н.Н. зарегистрирован по адресу: *** область, *** район, с. ***, в доме общей площадью 26 кв.м. Согласно данным похозяйственной книги  Топтыгин  Н.Н. является собственником указанного дома на основании завещания. Право собственности на указанный дом Топтыгиным Н.Н. в установленном законом порядке не оформил. 29 июля 2010 года дом сгорел.

24 декабря 2009 года  Топтыгин Н.Н. обратился к главе администрации МО «Кузоватовский район» Ульяновской области с заявлением о постановке его в очередь по обеспечению жилой площадью.

31 декабря 2009 года глава администрации МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области  отказал в постановке его на учет лиц,  нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с п. 1 ч. 1 статей 14 и 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции, действующей в настоящее время, гражданам, указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

До 01 января 2005 г. Топтыгин Н.Н.  на учет в качестве лица, нуждающегося в улучшении жилищных условий, поставлен не был. Таким образом, в соответствии с вышеприведенными положениями законодательства в настоящее время он может быть поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий в порядке, предусмотренном ЖК РФ.

В соответствии с положениями ст. 49 ЖК РФ жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) граждане, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя  либо собственниками жилых помещений, а также граждане,  являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В ходе рассмотрения дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что по нормам действующего законодательства Топтыгин Н.Н. не может быть поставлен в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку не является малоимущим.

Постановлением Конституционного Суда РФ положения пункта 2 части первой статьи 14 признаны не соответствующими Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009 N 17-П в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты.

В данном случае речь шла о порядке обеспечения указанных лиц жильем (либо в виде предоставления государственной субсидии на приобретение жилья, либо путем предоставления жилого помещения по договору социального найма). Вместе с тем вопрос о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и имеющим право на предоставлении жилья за счет средств государства регламентирован Жилищным кодексом РФ. Действующий в настоящее время ЖК РФ не предусматривает льготное обеспечение жильем  лиц, имеющих право на льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Не содержит таких правовых норм и сам закон.

С учётом вышеизложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 16 сентября  2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Топтыгина Н*** Н*** – Дегтярёва А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи