Судебный акт
Понуждение муниципалитета к ликвидации несанкционированной свалки
Документ от 09.11.2010, опубликован на сайте 30.11.2010 под номером 21818, 2-я гражданская, Об обязании устранить свалку мусора и твердых бытовых отходов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чебукиной С.Н.                                                          Дело № 33 – 4000/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     09 ноября  2010 г

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Булгакова Г.М., Костюниной Н.В.,

при секретаре Апариной К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского  районного суда г.Ульяновска от 29 сентября 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к мэрии города Ульяновска удовлетворить.

Обязать Мэрию города Ульяновска устранить свалку мусора и твердых бытовых отходов, расположенную рядом с перекрестком ул. Д***, *** и ул. Б***, *** г. Ульяновска.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М., заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском  к мэрии города Ульяновска об устранении стихийно образовавшейся свалки мусора и твердых бытовых отходов на территории города.

Требования мотивированы тем, что  прокурорской проверкой соблюдения требований природоохранного законодательства было выявлено, что напротив дома № *** по ул. Б*** г. Ульяновска  образовалась стихийная свалка промышленных и бытовых  отходов, что может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций, создающих угрозу жизни и здоровью людей.

В силу действующего законодательства организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов возлагается на органы местного самоуправления. Поскольку со стороны муниципалитета не организована  надлежащим образом работа по очистке города от мусора и бытовых отходов, то следует возложить обязанность по очистке  территории  города на мэрию города. 

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил, постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе  мэрия г. Ульяновска просит отменить состоявшееся решение суда, указывая, что суд первой инстанции необоснованно возложил обязанность по устранению стихийно образовавшейся свалки бытовых отходов напротив дома №*** по ул. Б*** в г. Ульяновске на мэрию города. Устранение свалок твердых бытовых отходов в полномочия мэрии города Ульяновска не входит. В полномочия мэрии города Ульяновска входит лишь обязанность по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Указанная несанкционированная свалка расположена на земельном участке, находящемся ближе к дому № *** по ул. Б*** в г. Ульяновске, таким образом, указанный земельный участок, возможно, является придомовой территорией, обслуживание которой входит в компетенцию ТСЖ «С***».

В судебное заседание явился прокурор. Другие участники процесса были извещены о времени  и месте рассмотрения дела надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции не явились. Поскольку неявившиеся участники по делу не известили суд о причинах своей неявки, судебная коллегия определила  рассмотреть дело без их участия.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции установлено, что при проведении проверки природоохранного законодательства на территории Ленинского района г. Ульяновска, а именно на улице Д***, д. *** и ул. Б***, д.***, рядом с перекрестком,  выявлена несанкционированная свалка мусора и бытовых отходов.

Данные обстоятельства подтверждены материалами дела и сторонами не оспаривались. 

Доказательств того, что земельный участок, занятый свалкой, находится в зоне ответственности какого-либо юридического лица или гражданина, мэрией города Ульяновска не представлено.

В соответствии со ст. 347  ГПК  РФ, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

По мнению судебной коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и представленные доказательства,  проверил   доводы  сторон  и  правильно  разрешил  спор.

В соответствии со ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации,  при наличии положительного заключения  государственной экологической экспертизы, запрещается захоронение  отходов  на  территориях  городских и других поселений.

Судом первой инстанции установлено, что на территории Ленинского района г. Ульяновска, рядом с перекрестком  улиц Д*** и ул. Б*** образовалась несанкционированная свалка отходов производства и потребления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый имеет право на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч.1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городских округов относится: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов и промышленных отходов.

В силу ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Статья 37 п.4 Устава муниципального образования «Город Ульяновск»  предусматривает, что к полномочиям мэрии города Ульяновска относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, а также организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Несмотря на прямое указание закона, МО «Город  Ульяновск»  не предприняло должных мер по выполнению возложенных на нее  обязанностей по обеспечению  благоприятной  санитарно-эпидемиологической  обстановки  и охраны окружающей среды  на территории муниципального образования.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях удовлетворил заявленные прокурором требования. 

Доводы, изложенные в жалобе,  были предметом разбирательства в суде первой инстанции, и в решении им дана правильная юридическая оценка.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены определения суда, судебная коллегия не усматривает. Материальный закон применен правильно.

Оснований для отмены решения по доводам кассационной жалобы не имеется, оно должно быть оставлено без изменения.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда,  не имеется.

Материальный закон судом применен правильно.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 сентября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г. Ульяновска  - без удовлетворения.

 

Председательствующий  

Судьи