Судебный акт
Включение периодов работы в специальный трудовой стаж и назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
Документ от 23.11.2010, опубликован на сайте 07.12.2010 под номером 21915, 2-я гражданская, О включении периодов работы в специальный трудовой стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Даминова В.Л.                                                                     Дело № 33-4173/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           23 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Аладина П.К., Нестеровой Е.Б., 

при секретаре Бутузовой Я.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Деникаева Г*** П*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 октября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении искового заявления Деникаева Г*** П*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Деникаева Г.П. и его представителя Буранова Г.К., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области Галкину Ю.П., просившую отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Деникаев Г.П. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области (далее ответчик - УПФ РФ) о включении в педагогический стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии.

 

Свои требования истец мотивировал тем, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ от 22 июня 2010 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В стаж ответчиком не были включены периоды работы:

- в ДЮСШ Ульяновского РОНО в должности тренера-преподавателя с 01 сентября 1984 года по 02 ноября 1987 года, с 09 ноября 1987 года по 19 марта 2000 года, с 04 апреля 2001 года по 31 марта 2004 года;

- в Доме детского творчества в должности тренера-преподавателя с 01 сентября 2005 года по 14 августа 2006 года;

- в ДЮСШ №*** в качестве тренера-преподавателя с 01 сентября 2009 года по 31 декабря 2009 года, с 01 января 2010 года по 31 января 2010 года.

Отказ является незаконным, поскольку в указанные периоды его работа с детьми в качестве тренера-преподавателя была связана с выполнением образовательных и воспитательных функций. В связи с этим ответчик должен назначить ему досрочную трудовую пенсию с момента обращения с 03 июня 2010 года, так как у него был выработан 25-летний педагогический стаж.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение. 

 

В кассационной жалобе Деникаев Г.П., не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить.

 

В обоснование своей жалобы истец указал, что решение суда противоречит выводам Конституционного Суда РФ о сохранении раннее приобретённых прав на трудовую пенсию по старости в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшими на момент приобретения права. Закон РФ «О государственных пенсиях в РСФСР» предусматривал его право на назначение пенсии по выслуге лет как педагогу. В связи с этим ссылка суда на Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781, которым утверждены новые правила исчисления соответствующих периодов работ, является необоснованной. Кроме того, отказ суда в назначении пенсии не может быть признан обоснованным, поскольку суд в его педагогический стаж не включил период прохождения им военной службы в Вооружённых Силах СССР с 12 мая 1982 года по 10 мая 1984 года. Необходимость включения в специальный стаж указанного периода была предусмотрена Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция находит его подлежащим отмене.

 

Конституция Российской Федерации в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1), и указывает, что государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

 

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста.

 

Согласно пункту 2 статьи 27 названного Федерального закона списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

 

Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, обеспечивая тем самым реализацию права данной категории граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

 

В соответствии с пунктом 12 Правил работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

- на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

- у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.

 

Из материалов дела усматривается, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22 июня 2010 года истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии.

 

Как следует протокола заседания комиссии УПФ РФ, в специальный стаж Деникаева Г.П. не был засчитан ни один из периодов его работы в должности тренера-преподавателя, поскольку на 01 января 2001 года у него отсутствовал стаж работы продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.  

 

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, согласился с указанным выше выводом ответчика, поскольку при подсчете стажа установил, что у истца этот стаж на 01 января 2001 года составил только 16 лет 3 месяца 25 дней, что менее установленного в пункте 12 Правил.

 

Вместе с тем суд первой инстанции не учел, что до поступления на работу в качестве тренера-преподавателя в ДЮСШ Ульяновского района истец проходил срочную службу по призыву в Вооруженных Силах СССР с 12 мая 1982 года по 10 мая 1984 года. 

 

В указанный период времени (служба истца в Вооруженных Силах СССР) действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

 

Подпунктом «г» пункта 1 указанного Положения предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и  здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме  работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

 

Поскольку период службы истца в Вооруженных Силах СССР относится к периодам до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам, он подлежал включению в стаж работы истца.

 

Таким образом, на 01 января 2001 года у истца имелся стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, который давал ему право на включение других периодов работы в должности тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей -  Доме детского творчества, Новоульяновском детско-юношеском клубе физической подготовки и  Детско-юношеской спортивной школе № ***.

 

В связи с этим решение суда подлежит отмене.

 

Поскольку по делу были собраны все необходимые доказательства, установлены все юридически значимые обстоятельства, судебная коллегия считает необходимым вынести новое решение, по которому иск Деникаева Г.П. подлежит удовлетворению.

 

При этом судебная коллегия исходит из следующего.

 

Ответчиком не оспаривались ни в суде первой инстанции, ни в суде второй инстанции факты того, что занимаемая истцом должность, а равно работа в указанных выше учреждениях, соответствуют спискам работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости.

 

Исключение периода работы истца с 01 января 2010 года по 30 января 2010 года (1 месяц), когда им не вырабатывалась норма рабочего времени, установленная за ставку заработной платы, не влияет на его право на досрочную пенсию по старости, поскольку на момент обращения Деникаева Г.П. (03 июня 2010 года) у него имелся 25-летний стаж педагога.

 

То обстоятельство, что ряд периодов (с 20 марта 2000 года по 03 апреля 2001 года, с 01 апреля 2004 года по 31 августа 2005 года, с 15 августа 2006 года по 31 мая 2009 года) работодателем в выписке из лицевого счета застрахованного лица представлен обычными условиями труда, не может быть поставлено в вину истцу.

 

Как усматривается из материалов дела, в указанные выше периоды истцом выполнялась работа по должности «тренера-преподавателя» в учреждениях дополнительного образования детей.

 

Это обстоятельство ответчиком не оспаривалось в судах первой и второй инстанции.

 

Кроме того, как следует из решения комиссии УПФ РФ периоды работы истца с 09 ноября 1987 года по 19 марта 2000 года, с 04 апреля по 31 марта 2004 года, с 01 сентября 2005 года по 14 августа 2006 года, с 01 сентября 2009 года по 31 декабря 2009 года были включены в его стаж.

 

При этом эти периоды являлись составной частью периодов, которые не были включены из-за действий работодателя по неуказанию льготного характера работы.

 

Вместе с тем, как указано выше, работа истца в учреждениях дополнительного образования осуществлялась по обязательной программе, отличалась большой интенсивностью, и истец как тренер-преподаватель нес ответственность за результаты своей деятельности.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 октября 2010 года отменить.

 

Постановить по делу новое решение.

 

Исковое заявление Деникаева Г*** П*** удовлетворить.

 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области назначить Деникаеву Г*** П*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 03 июня 2010 года.

 

Председательствующий

 

Судьи