Судебный акт
Перерасчет трудовой пенсии исходя из косвенных доказательств о заработке
Документ от 16.11.2010, опубликован на сайте 07.12.2010 под номером 21937, 2-я гражданская, О перерасчете трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Костычева Л.И.                                                        Дело № 33- 4025/2010                                                                         

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            16 ноября 2010 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей  Булгакова Г.М.,  Костюниной Н.В.,

при секретаре Апариной К.Г.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (Государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от   01 октября 2010  года, которым постановлено:

 

Исковые требования Голикова П.Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное упреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии по старости удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное Учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии Голикову П.Н. незаконным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кузоватовском районе Ульяновской области произвести перерасчет трудовой пенсии по старости Голикову П.Н. с учетом его заработка за период работы в Кузоватовском РайПО с 1978 года по 1982 год по партийному билету № *** от 30 ноября 1973 года.

 

Заслушав доклад судьи Булгакова Г.М.,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Голиков П.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кузоватовском районе Ульяновской области о перерасчете трудовой пенсии по старости, исходя из  размера заработной платы, указанном в партийном билете.

Требования мотивированы тем, что он является получателем трудовой пенсии по возрасту с 23.05.2010. Расчет его пенсии произведен из периодов его работы в Никольской восьмилетней школе с 1972 по 1974 г., а также в колхозе «Р***» с 1974 по 1976 г.

08.07.2010 он обратился в УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе с заявлением о перерасчете пенсии по старости, исходя из его заработка в период работы в Кузоватовском РайПО по сведениям, содержащимся в его партийном билете, в связи с тем, что справку установленной формы о размере его заработка в период с 10.11.1976 по 01.03.2003 он предоставить не может по причине пожара, произошедшего в Кузоватовском РайПО, и уничтожения документов Его заработная плата в указанный период работы в Кузоватовском РайПО значительно превышала его заработок, на основании которого ему исчислена пенсия. Однако ответчиком в удовлетворении его просьбы было отказано на том основании, что партийный билет не относится к числу документов, подтверждающих доходы застрахованного лица. Считает, что партийный билет может служить доказательством, подтверждающим размер его заработка. Просит обязать ответчика произвести перерасчет трудовой пенсии по старости с учетом заработка за период с 1978 года по 1982 год, исходя из сведений о заработной плате, содержащихся в партийном билете.

Разрешив по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ – УПФ РФ  (ГУ) в Кузоватовском  районе, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и отказать в удовлетворении иска. Порядок расчета размера трудовой пенсии установлен Федеральным законом "О трудовых пенсиях в РФ", согласно которому такой расчет производится на основании бухгалтерских документов. 

Документы, косвенно подтверждающие заработок работника, могут быть приняты для расчета пенсии в исключительных случаях,  при утрате бухгалтерских документов вследствие стихийных бедствий. Пожар в здании бывшего Кузоватовского РайПО произошел в результате замыкания электрооборудования, а не стихийного бедствия. Причиной его возникновения послужило несоблюдение руководством РайПО мер пожарной безопасности.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Материалами дела установлено, что Голиков П.Н. с 23.05.2010 является получателем пенсии по старости. При назначении пенсии размер пенсии ему исчислен исходя из заработка получаемого им в Никольской восьмилетней школе и колхозе «Р***». Однако в Кузоватовском РайПО, где он работал в должности директора Никольского торгово-розничного предприятия, заработная плата его была значительно выше заработной платы, из которой исчислена пенсия.  08.07.2010 Голиков П.Н. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете трудовой пенсии по старости, предоставив в подтверждение своего заработка за период работы в Кузоватовском РайПО с 1978 по 1982 года партийный билет от № *** от 30.11.1973, выданный Кузоватовским райкомом КПСС Ульяновской области. Решением комиссии Управления Пенсионного фонда РФ в Кузоватовском районе 13.07.2010 № *** истцу было в этом отказано.

Федеральным законом от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года путем их конвертации в расчетный пенсионный капитал, с учетом которого впоследствии начисляется пенсия.

Согласно п.2 ст.30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный размер трудовой пенсии при конвертации в расчетный капитал определяется на основании среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 гг. по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования либо из среднемесячного заработка за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Таким документом за период до регистрации в качестве застрахованного лица является справка о заработке. Указанные справки выдаются на основании лицевых счетов, платежных ведомостей и других первичных учетных документов по оплате труда организацией, в которой работал обратившийся за пенсией. В случае ликвидации или прекращения деятельности организации по другим причинам, справки выдаются ее правопреемником, вышестоящей организацией или архивными органами, располагающими данными документами.

Из трудовой книжки Голикова П.Н. следует, что в период с 10.11.1976 по 01.03.2000 он работал в качестве директора Никольского торгово-розничного предприятия Кузоватовского РайПО.

Согласно справке 12.08.2010, выданной сектором по архивам администрации МО «Кузоватовский район», документы по личному составу Кузоватовского РайПО в архив Кузоватовского района на хранение не поступали.

Из справки Кузоватовской пожарной части от 09.04.1996 следует, что 08.04.1996 в бывшем административном здании Кузоватовского РайПО произошел пожар. В результате пожара огнем было полностью уничтожено помещение архива.

Таким образом, документы для назначения истцу пенсии утрачены в результате пожара и возможности их восстановления не имеется.

В силу ст. 55 ГПК РФ  доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Министерство труда и соцразвития РФ, Пенсионный фонд РФ  от 27.11.2001 №№ *** своим письмом  разъяснили, что  для установления в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников по каждому случаю необходимо проводить проверку данного события и в случае  установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, органы пенсионного фонда обязаны разъяснить лицам о необходимости их обращения в суды с оказанием им содействия в подготовки документов, необходимых суду. В случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Суд первой инстанции  исследовал значимые для данного дела обстоятельства и представленные сторонами доказательства и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.

В кассационной жалобе    УПФ РФ (ГУ) в Кузоватовском районе  указывается на то, что суд, определяя заработок, получаемый истцом в  Кузоватовском РайПО,  необоснованно использовал сведения, содержащиеся в партийном билете.

Данные доводы не могут быть признаны состоятельными и ставить под сомнение правильность суда первой инстанции.

Из материалов дела следует, что суд, проверил правильность сведений о получаемой истцом заработной плате,  указанной в партийном билете истца.

Ф*** Т.Ф., допрошенная в суде в качестве свидетеля, показала, что  в период с 1973 по 1994 г.г. она работала бухгалтером в Кузоватовском РайПО  и одновременно с этим, являясь членом КПСС, членом бюро, выполняла обязанности казначея первичной партийной организации РайПО. Она ежемесячно собирала с членов КПСС членские взносы, размер которых определялся в процентном соотношении от заработка. С этой целью сведения о заработной плате  из ведомостей о начислении заработной платы она вносила в партийные билеты. Полнота и достоверность правильности исчисления членских взносов регулярно проверялись ревизионной комиссии районного комитета. Голиков П.Н. был членом КПСС и в течение всего периода, в том числе с 1978 по 1984 годы, ежемесячно уплачивал членские взносы, исходя из начисленной ему заработной платы.

Аналогичные показания дали Т*** Р.П.. Т*** B.C., Р*** Л.Б., допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей. Кроме того, Т*** Р.П. дополнительно показала, что при назначении ей пенсии она сверяла указанную в справке заработную плату с партбилетом и установила, что сведения, указанные в партбилете, соответствовали  бухгалтерским документам.

Другие доводы жалобы были предметом разбирательства в суде первой инстанции,  и в решении им дана правильная юридическая оценка.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены состоявшегося по делу решения суда,  не имеется.

Материальный закон судом применен правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области  от 01 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Кузоватовском  районе - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи