Судебный акт
О предоставлении субсидии на приобретение жилья вдове участника ВОВ
Документ от 23.11.2010, опубликован на сайте 20.12.2010 под номером 22006, 2-я гражданская, О признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В.И.                                                                           Дело № 33- 4144/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                23 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С. и Гурьяновой О.В.,

при секретаре   Высоцкой А.В.                    

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Раскиной А*** А*** – Савельевой А*** К*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2010 г., по которому постановлено:

 

Исковые требования Раскиной А*** А*** к мэрии города Ульяновска о возложении на мэрию города Ульяновска обязанности включить Раскину А*** А*** в список лиц на получение субсидии на приобретение жилого помещения как вдовы участника Великой Отечественной войны – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., объяснения представителей истицы- Савельевой А.К. и Кузнецова О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Раскина А. А. обратилась в суд с иском к мэрии г.Ульяновска о  возложении обязанности включить в список лиц на получение субсидии для приобретения жилого помещения. В обоснование иска указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны.  Постановлением отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска от 19.08.2010 ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она не имеет в собственности жилых помещений, зарегистрирована по адресу: г. Ульяновск, пр. Ф***, д. ***, кв. *** в квартире своего сына, с семьей которого проживать не может ввиду преклонного возраста и ряда заболеваний. В настоящее время проживает в коммунальной квартире, принадлежащей внуку, в антисанитарных условиях. В соответствии с  решением Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 норма площади жилого помещения для признания гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий составляет 12 кв. м. общей площади на человека. Между тем  действующим законодательством выделяемая  жилплощадь для ветеранов и членов семей погибших ветеранов должна составлять не менее 22 кв.м, следовательно, решение Ульяновской Городской Думы от 13.07.2005 № 136 противоречит федеральному  законодательству.

Просила признать незаконным отказ отдела по учету и распределению жилой площади мэрии г. Ульяновска в признании ее нуждающейся в предоставлении жилого помещения как вдовы участника Великой Отечественной войны.

Разрешив по существу заявленные требования, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Раскиной А.А. – Савельева А.К., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить как необоснованное, нарушающее нормы Федерального Закона РФ от 12.01.1995  № 5-ФЗ «О Ветеранах», приводя доводы, аналогичные доводам искового заявления. Полагает, что при решении вопроса о нуждаемости истицы в  постановке в очередь на улучшение жилищных условий был нарушен Указ Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», согласно которому жилплощадь для ветеранов, членов семей погибших (умерших) ветеранов должна составлять не меньше 22 кв.м. Комиссия  по учету и распределению жилой площади не ознакомилась с условиями проживания истицы по фактическому месту жительства, что является нарушением ее конституционных прав и неуважением к памяти ее супруга, ветерана Великой Отечественной войны.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу п.1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 года № 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".

При этом норма предоставления жилых помещений вышеуказанной категории лиц должна составлять не менее 22 кв. м общей площади жилого помещения на человека (п. 2 Указа Президента РФ  № 714 от 07.05.2008).

В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона "О ветеранах" члены семьи умершего ветерана Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами,    нуждающимися     в     жилых     помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не  являющиеся  нанимателями  жилых  помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения  по договору  социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся   нанимателями   жилых  помещений  по  договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения  по договору  социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения  и  обеспеченные  общей площадью  жилого  помещения  на  одного  члена  семьи менее учетной нормы;

3) проживающие  в  помещении,  не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся   нанимателями   жилых  помещений  по  договорам социального найма,  членами семьи нанимателя  жилого  помещения  по договору  социального  найма  или  собственниками  жилых помещений, членами  семьи  собственника  жилого  помещения,   проживающими   в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной,  страдающий тяжелой формой хронического  заболевания,  при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно,  и не  имеющими  иного  жилого  помещения,  занимаемого  по   договору социального   найма  или  принадлежащего  на  праве  собственности.

В соответствии со ст.53 ЖК РФ  граждане, которые  с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в   результате   которых   такие   граждане   могут  быть  признаны нуждающимися в жилых помещениях,  принимаются на  учет  в  качестве нуждающихся  в  жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

По делу установлено, что истица является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, имеет право на льготы, установленные ст.21 Федерального закона "О ветеранах", с 15.05.1996 она зарегистрирована в двухкомнатной квартире общей площадью 54,90 кв. м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, пр. А***, д.***, кв.***. Собственником указанного жилого помещения является сын  истицы. На данной жилой площади зарегистрировано 3 человека (истица, её сын и жена сына).

24.08.2010 комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска заявление  Раскиной А. А. о  включении ее в список лиц, нуждающихся в улучшении  жилищных условий как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, было оставлено без удовлетворения, со ссылкой на то, что истица не является нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

В соответствии  с   решением  Ульяновской  городской  Думы   № 136  от 13.07.2005 года  учетная норма   площади  жилого помещения, в соответствии с    которой    гражданин   признается  нуждающимся   в  улучшении  жилищный условий, составляет 12  кв. м общей площади на  одного человека.

Разрешая спор, суд правомерно руководствовался вышеприведенными правовыми нормами при их правильном толковании.

Доводы кассационной жалобы о том, что при решении вопроса о нуждаемости истицы в улучшении жилищных условий следовало исходить из нормы 22 кв. м общей площади, установленной Указом Президента № 714, являются несостоятельными, поскольку, как следует из вышеназванного Указа, 22 кв. м – это норма предоставления жилья, а не норма нуждаемости.

Таким образом, суд пришел к объективному выводу о том, что Раскина А. А.  не может  быть признана в установленном законом порядке нуждающейся в улучшении  жилищных условий, для получения субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку  суду не представлены доказательства, что она обеспечена жилым помещением площадью менее учетной нормы   площади  жилого помещения  - 12 кв. м общей площади.

Утверждение в жалобе о фактическом проживании истицы в коммунальной квартире общей площадью 63,95 кв. м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. *** М***, д. ***, кв. ***, в комнате, собственником  которой (31/100 доли) является внук истицы, правильность выводов суда не опровергает, поскольку по данному адресу она не зарегистрирована.

В силу изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что решение ответчика об отказе в удовлетворении заявления истицы о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий соответствует требованиям закона, поскольку оснований для признания истицы нуждающейся в улучшении жилищных условий не установлено.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену судебного постановления.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная правовая оценка.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 21 октября 2010г. оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Раскиной А*** А*** – Савельевой А*** К*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи