Судебный акт
Возмещение вреда здоровью
Документ от 30.11.2010, опубликован на сайте 10.12.2010 под номером 22033, 2-я гражданская, О пересмотре заключения военно-врачебной комиссии, выдаче справки, взыскании судебных расходов, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                                     Дело № 33- 4227/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                            30 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В. и Гурьяновой О.В., 

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                       

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 октября  2010 г., по которому постановлено:

Исковые требования Мустафина Р*** А*** удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное учреждение здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по  Ульяновской области» (военно-врачебную комиссию) установить причинную связь полученной Мустафиным  Р*** А*** военной травмы с ограничением возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, выдать справку для оформления  единовременного пособия  в соответствии с приказом МВД РФ от 15 октября 1999 года № ***

Взыскать с Федерального государственного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Ульяновской области» в пользу Мустафина  Р*** А*** оплаченную при подаче иска государственную пошлину *** рублей, расходы по оплате судебной экспертизы *** рублей,  расходы по оплате услуг представителя *** рублей.

В иске  к Управлению внутренних дел по Ульяновской области отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения представителей МСЧ УВД по Ульяновской области- Глебовой Л.Ю., Образцовой Н.Ф., представителя УВД по Ульяновской области – Рыженковой О.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, Мустафина Р.А., его представителя – Тимаевой Р.А., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мустафин Р.А. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел  по Ульяновской области» (МСЧ УВД по Ульяновской области), Управлению внутренних дел  по Ульяновской области (УВД по Ульяновской области) о  пересмотре заключения, выдаче справки.  В обоснование иска указал, что с марта 1981 года по март 2010г. проходил службу в ОВД Новоспасского района Ульяновской области, был уволен по пункту «з» части 7 статьи 19 (ограниченному состоянию здоровья). При увольнении военно-врачебной комиссией установлено, что имеющиеся у него заболевания получены в период военной службы, определена категория годности к службе – В (ограниченно годен).  Кроме того, военно-врачебной комиссией дано заключение о наличии у него отдаленных последствий закрытой черепно-мозговой травмы (сотрясение головного мозга от 1991 г***, которые квалифицированы как военная травма. Однако справка на оформление документов для выплаты единовременного пособия ему не выдана со ссылкой на то, что ограничение годности к военной службе военно-врачебной комиссией отнесено к заболеваниям, полученным истцом в период прохождения службы, а не к военной травме, имевшей место в 1991 году. С данным заключением не согласен, считает, что причиной ограниченного состояния здоровья послужили именно последствия полученной им при исполнении служебных обязанностей травмы - сотрясения головного мозга. Просил обязать МСЧ УВД по Ульяновской области пересмотреть заключение о причинной связи полученной травмы с ограничением возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел; выдать  справку для  оформления  документов  на  получение единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания; взыскать   с  МСЧ  УВД  по   Ульяновской области затраты, понесенные  им на оплату услуг адвоката, экспертизу, госпошлину.

Разрешив по существу заявленные требования, суд вынес решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе ФГУЗ «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по  Ульяновской области» не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение.  Указывает, что не согласно с заключением экспертов 97 государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Министерства обороны РФ в той части, что  имеющееся у истца ***  является последствием черепно-мозговой травмы (сотрясение головного мозга от 1991 г.).  Поскольку Мустафин Р.А. является бывшим сотрудником МВД России, в отношении него должна быть проведена военно-врачебная комиссия в порядке ведомственной принадлежности –  вышестоящей ЦВВК МВД России в г. Москве, а не судебно-медицинская экспертиза. 

В возражениях на кассационную жалобу Мустафин Р.А. просит оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

Из материалов дела следует, что  Мустафин Р.А. проходил службу в органах внутренних дел с марта 1981 года по март 2010 г., уволен с должности начальника отделения ГИБДД ОВД по МО «Новоспасский район» по пункту «з» части 7 статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона Российской Федерации «О милиции».

В феврале 2010 г. при прохождении перед увольнением со службы военно-врачебной комиссии ему были установлены следующие диагнозы и  причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания с военной службой: ***

По результатам ВВК ему установлена категория годности к службе: В - ограниченно годен к военной службе,  не годен к поступлению на службу по контракту.

При этом перечисленные выше травмы и заболевания были классифицированы по основаниям статей *** расписания болезней и таблице дополнительных требований (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2004 года №440).

Формулировка «военная травма» в ходе прохождения ВВК ему была установлена. Однако справка на оформление документов на выплату единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания не выдана в связи с тем, что формулировка «ограниченно годен» военно-врачебной комиссией отнесена к заболеваниям, полученным истцом в период прохождения службы, а не к военной травме.

В ходе рассмотрения спора судом с целью разрешения вопроса о наличии у Мустафина Р.А. последствий закрытой черепно-мозговой травмы, имевшей место в 1991 году, а также ограничения возможности прохождения дальнейшей службы  в связи с указанной военной травмой на момент проведения военно-врачебной комиссии была назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено экспертам 97-го Государственного Центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации.

Однако при назначении экспертизы судом не учтен ряд положений  действующего законодательства.

Так, в соответствии с частью 2 статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 22.07.1993 г. № 5487-1 (в ред. от 28.09.2010 г.), военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.

Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии, порядок проведения военно-врачебной комиссии и медицинского освидетельствования, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях определены Положением о военно-врачебной экспертизе, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. №123.

В частности, в нем указано, что военно-врачебные комиссии создаются для проведения военно-врачебной экспертизы в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах.

Военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Порядок применения Положения от 25.02.2003 г. № 123 в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях определяется соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России на момент прохождения истцом военно-врачебной комиссии  действовала Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ от 14.07.2004 N 440.

Согласно данной Инструкции для проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел создаются штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии  и врачебно-летные комиссии.

К штатным военно-врачебными комиссиями относятся ЦВВК МВД России, ЦВВК внутренних войск, ВВК МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, которые являются учреждениями здравоохранения особого типа. Штатные ВВК размещаются на базе ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждений.

К полномочиям указанных комиссий относится, в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, военнослужащих, граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, военную службу (военные сборы) во внутренних войсках; увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти указанных лиц, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения со службы (военной службы), после окончания военных сборов; а также определение категории годности по состоянию здоровья граждан к службе в органах внутренних дел, военной службе на момент их увольнения из органов внутренних дел, с военной службы из внутренних войск.

Штатные военно-врачебные комиссии в соответствии со штатом комплектуются врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, оториноларингологом и другими врачами-специалистами.

В силу Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г., деятельность  военно-врачебной экспертизы включена в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Таким образом, системное толкование вышеуказанных нормативных актов свидетельствует о том, что решение вопросов о годности к военной службе при увольнении со службы, а также установление причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах отнесено к ведению специально созданных для этих целей учреждений здравоохранения особого типа,   каковыми являются военно-врачебные комиссии. Только данные органы, формируемые в порядке, установленном действующим законодательством, полномочны на проведение военно-врачебных экспертиз.

Из материалов дела следует, что 97 Государственный центр судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Приволжско-Уральского военного округа Министерства обороны Российской Федерации является специализированным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, созданным для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, лицензии на производство военно-врачебной экспертизы не имеет. В рамках рассматриваемого дела указанным Центром военно-врачебная экспертиза не проводилась, была проведена  комиссионная судебно-медицинская экспертиза, которая, в силу вышеизложенного, не может быть принята в качестве надлежащего доказательства по настоящему делу.

С учетом изложенного, в силу п.2 ст. 362 ГПК РФ, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении спора суду необходимо учесть вышеуказанные требования действующего законодательства, при необходимости для разрешения вопросов, требующих специальных познаний, назначить и провести военно-врачебную экспертизу в полномочном на проведение таких экспертиз учреждении и постановить по делу законное и обоснованное решение.  

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 октября  2010 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение  в тот же суд.

 

Председательствующий

 

Судьи