Судебный акт
Предоставление жилья участнику ВОВ
Документ от 30.11.2010, опубликован на сайте 10.12.2010 под номером 22113, 2-я гражданская, Об обязывании выдать жилищный сертификат на приобретение жилья как участнику ВОВ, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родина Н.Ю.                                                                       Дело № 33-4190/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                       30 ноября 2010 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,

при секретаре  Высоцкой  А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Гуторова Н*** С*** и его представителя Худобердиной В*** Н***  на решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 05 октября 2010 года, по которому постановлено:

 

Гуторову  Н*** С***  в иске к Министерству труда и социального развития  Ульяновской области, администрации  муниципального образования Базарносызганского городского поселения  Ульяновской области, Министерству  финансов  РФ в лице  Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области  об обязывании выдать жилищный  сертификат на приобретение жилья как участнику ВОВ отказать.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения  представителя   истца  Харитоновой   Г.Н.,  поддержавшей доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гуторов  Н.С. обратился в суд с иском к  Министерству труда и социального развития Ульяновской области, администрации  муниципального образования Базарносызганского городского поселения  Ульяновской области, Министерству  финансов  РФ в лице  Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Правительству Ульяновской области  об обязывании выдать жилищный  сертификат на приобретение жилья как участнику Великой  Отечественной   войны.

В обоснование требований указал, что  является  участником Великой  Отечественной войны, инвалидом  *** группы и проживает  в частном доме, принадлежащим его зятю. Свой дом он продал  в 2006 году  за 55 000 рублей, так как дом был без удобств, печки дымили, надворные  постройки стали разрушаться. Поскольку  восстановить дом он был не  в состоянии, поэтому переехал жить ближе  к детям, которые  ему помогают. Полагает, что  в соответствии с ФЗ «О ветеранах» он имеет право на получение  мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Просил обязать Министерство  труда и социального развития Ульяновской области  выдать жилищный сертификат.

Рассмотрев данный иск по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Гуторов Н.С. и его представитель Худобердина В.Н. не соглашаются с решением суда, просят его  отменить как незаконное и необоснованное. При этом указывают, что Министерством  труда и социального развития  Ульяновской области  в выдаче сертификата Гуторову Н.С.  было отказано в устной форме, письменного отказа до сих пор нет.  Ссылаясь на определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258 –О-О, указывают, что никаких умышленных действий,  направленных на создание искусственного ухудшения жилищных условий,   Гуторовым Н.С. не предпринималось. Считают, что Гуторов Н.С., являясь  участником  ВОВ, правомерно встал на очередь на улучшение жилищных условий и имеет право  в  соответствии  с действующим законодательством РФ на предоставление социальной выплаты на приобретение жилья в собственность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия   оснований  к  отмене  решения  суда  не  находит.

В силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Материалами дела установлено, что Гуторов Н.С. является участником Великой Отечественной войны. До   2006  года  Гуторову Н.С.  на  праве собственности   принадлежали  жилой дом общей площадью 41,68 кв.м и земельный участок площадью 1327 кв.м, расположенные по адресу: Ульяновская область, р.п. Б***, ул. Л***, д. ***.

Согласно копии расписки от 17.10.2006 года,  данные объекты недвижимого имущества были проданы  Гуторовым  Н.С.  М***  С.В.  за 55 000 рублей.  Договор  купли-продажи  указанных  объектов  между  сторонами   был  составлен  03.04.2005  года (л.д.13-16).

С 25.11.2006 года Гуторов Н.С. зарегистрирован в доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, р.п. Б***, ул.С***, д.***, что подтверждается сведениями из его паспорта (л.д. 76) и справки формы № 8 по указанному адресу. Кроме него, других лиц, зарегистрированных и проживающих в данном жилом помещении, не имеется. Данный дом находится в собственности Х*** В.П., зятя истца, на основании договора купли-продажи от 30.06.1988 г., общая площадь дома составляет 24,4 кв.м, в т.ч. жилая – 17,2 кв.м.

Из материалов дела следует, что в июле 2009 г. Гуторов Н.С. обратился в администрацию муниципального образования Базарносызганского городского поселения Ульяновской области по вопросу улучшения его жилищных условий  как участника Великой Отечественной войны.

Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования Базарносызганского городского поселения Ульяновской области № 35 от 20.07.2009 г. Гуторов Н.С. поставлен   на  учет   нуждающихся  в  улучшении  жилищных  условий.

Принимая   решение  об  отказе   в    удовлетворении    исковых  требований, суд  первой  инстанции   исходил  из того,  что  на  момент   обращения  Гуторова Н.С.  в  администрацию   городского  поселения  оснований  для  признания     его    нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий   не  имелось.

Судебная   коллегия  полагает, что  данный  вывод   суда  мотивирован, соответствует  собранным  по  делу  доказательствам   и  оснований  для признания  его  неправильным   не  имеется.

В  соответствии с  подп.4 п. 1 ст.14  Федерального  закона от 12.01.1995 года    № 5-ФЗ «О ветеранах» одной из мер социальной поддержки инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является обеспечение их жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона.

Правом на такую же меру социальной защиты, в силу подпункта 3 пункта 15 того же закона, обладают участники Великой Отечественной войны.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г.  № 714  «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»  предписано   завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую  социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года  за № 5-ФЗ «О ветеранах».

Указанные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех  ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании пункта 3 статьи 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Вместе  с  тем,  согласно  ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Несоблюдение указанного пятилетнего срока влечет отказ в принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий на основании ст. 54 ЖК РФ.

В  соответствии  с  ч.2  ст. 3  Закона  Ульяновской  области  от 06.05.2006  «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» (в редакции Законов Ульяновской области  от 05.11.2008 г. № 179-ЗО, от 02.07.2010 № 89-ЗО),  к заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении  прилагается,  в  том числе,  выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о наличии в собственности заявителя и членов его семьи жилого помещения, а также о совершенных заявителем и членами его семьи сделках с жилыми помещениями за последние пять лет.

В  ходе  судебного  разбирательства  было установлено, что  на  момент  постановки   Гуторова Н.С.   на  учет  в  качестве  нуждающегося  в  улучшении  жилищных  условий,  администрации   Базарносызганского  городского  поселения   не  было  известно    о  совершенной    истцом  сделке   купли-продажи  принадлежащего  ему  жилого  дома,  поскольку  такие  сведения  из  УФРС    Гуторовым Н.С.  представлены  не  были.

Доказательств  того, что проданный   Гуторовым Н.С.   дом  был  в  установленном  законом  порядке   признан  непригодным  для  проживания, судом  не добыто. 

Как  следует  из  объяснений   представителей  истца,  с  заявлением  о  признании   дома  отца  непригодным  для  проживания в администрацию  Базарносызганского  городского  поселения они  не  обращались.  Дом  их  отца  был  без  удобств -  отсутствовал  водопровод, канализация,  в доме  было  печное  отопление,  что, по  их мнению,   свидетельствовало  о  его  непригодности.

Вместе  с  тем указанные  обстоятельства  сами  по  себе  не  могут  свидетельствовать   о  несоответствии   дома Гуторова Н.С.   требованиям, предъявляемым   к  жилому  помещению,   поскольку  в  силу  ст.   12  Положения   о  признании   помещения  жилым помещением, жилого  помещения   непригодным  для  проживания и  многоквартирного дома  аварийным и  подлежащим  сносу  или  реконструкции, утвержденного  Постановлением Правительства РФ  от  28.01.2006 № 47 ,  в  поселениях   без  централизованных  инженерных    сетей   в  одно- и  двухэтажных  зданиях   допускается   отсутствие  водопровода и  канализированных   уборных.

Из  пояснений  свидетеля  М***  С.В.,  покупателя  жилого дома  и  земельного  участка, принадлежащих  Гуторову  Н.С.  следует,  что  при  продаже   дома   истец  говорил  ему,  что  дом  для  него   большой  и  поэтому  он  решил  его  продать и  переселиться  в  дом, меньший  по  площади.

После  продажи  собственного  дома истец  Гуторов Н.С.  был  вселен   в  жилой  дом  общей  площадью  24, 4  кв.м,  расположенный  по  адресу:  р.п. Б***,   ул.С***,  д. ***,  принадлежащий   его  зятю.  Указанный  жилой  дом  заключением  межведомственной  комиссии от  29.12.2009  № 33 признан несоответствующим  требованиям, предъявляемым   к  жилому  помещению.

Следовательно,  продав   свой  жилой  дом   и  вселившись  в  дом, непригодный  для  проживания, Гуторов  Н.С.  ухудшил  свои  жилищные  условия.

В  связи  с  этим  суд  первой  инстанции  пришел  к  обоснованному  выводу   о  намеренном  ухудшении  Гуторовым  Н.С.   своих  жилищных  условий, что  влечет,  в  соответствии  со  ст. 53  ЖК РФ,   к отказу  в  признании  его нуждающимся  в  улучшении  жилищных  условий.

При  таких  обстоятельствах вывод  суда об  отсутствии  оснований  для  удовлетворения  заявленных  истцом  требований  о  выдаче  ему  жилищного  сертификата   в  соответствии  с  ФЗ «О  ветеранах»  является  правильным.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе,  являлись  предметом  рассмотрения   суда  первой  инстанции, им  дана  надлежащая  правовая  оценка, оснований  для  признания  её  неправильной   судебная  коллегия  не  находит.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области  от 05 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Гуторова Н*** С*** и его представителя Худобердиной В*** Н***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи