Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 16.11.2010, опубликован на сайте 20.12.2010 под номером 22149, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чернова Н.В.                                                                      Дело № 33- 4092/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                16 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С. и Трифоновой Т.П., 

при секретаре Свинцовой Е.Ю.                      

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска на решение  Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 04 октября  2010 г., по которому постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области засчитать в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью, периоды работы Гречневой С*** В***:

-  с 20.09.1988 по 31.08.1990 в должности логопеда логопункта № ***;

- с 02.09.1993 по 06.09.1999  в должности учителя-дефектолога *** при средней школе № *** отдела образования администрации *** района.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Гречневой С*** В*** досрочно трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 19.02.2010.

 

Заслушав доклад судьи Лисовой Л.С., объяснения Гречневой С.В. и представителя МОУ «Средняя школа № ***» Хомутовой А.М.,  полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Гречнева С.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе о включении периода работы в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи педагогической деятельностью и назначении досрочной трудовой пенсии.

В обоснование требований указала, что 19 февраля 2010 года она обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью. Решением комиссии от 20.05.2010 года ей было отказано в назначении вышеназванной пенсии. Отказ мотивирован тем, что не могут быть засчитаны в льготный стаж следующие периоды её работы:  с 20.09.1988 по 31.08.1990  - логопед логопункта № *** и с 02.09.1993 по 06.09.1999 - учитель-дефектолог *** районного логопункта при средней школе №*** отдела образования администрации *** района,  так как наименование учреждений «логопункт», «Засв. РайОНО», «отдел образования администрации Засвияжского района» не предусмотрены списком учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность. Деятельность в данных должностях регламентировалась «Положением о логопедических пунктах при общеобразовательных школах», утвержденным Министерством просвещения СССР от 09.04.1976, и инструктивно-методическим письмом о работе учителя-логопеда от 1986 года. Согласно этим нормативным документам за логопедическим пунктом закреплялось несколько школ, общее количество начальных классов в которых не менее 25. Рабочий процесс истицей осуществлялся в школе № *** и ***,  где был оборудован кабинет логопеда. Рабочая нагрузка составляла 20 учебных часов на 1 ставку. Основной контингент учащихся, зачисленных на логопедический пункт, - это дети с церебрально-органической патологией. Она работала с учащимися классов выравнивания (коррекционно-развивающего обучения VII вида). Ей производилась доплата в размере 20% к ставке заработной платы за работу с детьми, имеющими отклонения в развитии. Заработная плата выдавалась в З***. Согласно положению о логопедических пунктах от 09.04.1976, для учителей-логопедов логопунктов школ были предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленный для учителей общеобразовательных школ. Данный нормативный документ действовал до выхода инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.02.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта образовательного учреждения», где закреплены те же должностные обязанности, определен порядок организации деятельности логопункта как структурного подразделения государственного, муниципального общеобразовательного учреждения.  Просила обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе  включить в специальный стаж для назначения пенсии по старости в связи педагогической деятельностью вышеназванные периоды работы, назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 19.02.2010г.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе, не соглашаясь с решением суда, указывает, что документы, подтверждающие факт работы истицы в школах, не были представлены, данный факт подтверждается лишь свидетельскими показаниями, которые не могут подтверждать льготный характер работы. Полагает, что суд в решении ошибочно руководствовался п. 29 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, так как в данном случае документы о работе не были утрачены, содержат наименование организации, не предусмотренной  Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, что не позволяет включить спорные периоды работы в специальный стаж истицы для досрочного назначения трудовой пенсии по старости.  Автор кассационной жалобы полагает, что в соответствии со ст.19 ФЗ № 173-ФЗ от 17.12.2001 правомерно отказал Гречневой С.В.   в назначении пенсии по старости с 19.02.2010 в связи с непредставлением последней необходимых документов. Между тем указанный довод судом оставлен без внимания.

Ответчик, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в кассационной инстанции, не явился в заседание судебной коллегии и не сообщил о причинах неявки, поэтому на основании ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного настоящим Федеральным законом, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п. 7-13 пункта 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959, а также Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999.

По делу установлено, что 19 февраля 2010 года Гречнева С.В.  обратилась в ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением комиссии при ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Ульяновска от 20.05.2010 г. ей отказано в назначении пенсии в связи с тем, что специальный трудовой стаж на день обращения составляет лишь 17 лет  2 месяца 12 дней. В специальный стаж не были включены оспариваемые истицей периоды работы в связи с тем, что наименование учреждений «логопункт», «Засв. РОНО», «отдел образования администрации Засвияжского района» не предусмотрены Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с п.п. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Проанализировав представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно засчитал истице в специальный стаж оспариваемые периоды работы. Суд сделал объективный вывод о том, что в оспариваемые периоды истица занималась педагогической деятельностью, поэтому вышеназванные периоды её работы подлежат включению в педагогический стаж. Указанный вывод мотивирован и подтверждается как письменными доказательствами, так и показаниями свидетелей, которым судом дана правовая оценка по правилам ст. 67 ГПК РФ.

Как видно из п. 1 Положения о логопедических пунктах при общеобразовательных школах, утвержденного министром просвещения СССР 09.04.1976 года, логопедические пункты организовываются при общеобразовательных школах; логопедические пункты открываются районными (городскими) отделами народного образования в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели (п. 2); районным отделом народного образования за каждым логопедическим пунктом закрепляется определенное количество школ, общее число начальных классов в которых должно быть не менее 25 (п. 3). Учителями-логопедами назначаются лица, имеющие высшее дефектологическое образование или высшее педагогическое образование; назначение и увольнение производится в порядке, установленном для учителей общеобразовательных школ (п. 15,16). Учитель-логопед несет ответственность за организацию и проведение работы на логопедическом пункте перед городским (районным) отделом народного образования, оплата труда учителей-логопедов работающих на логопедических пунктах, производится в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством; для учителей-логопедов логопедических пунктов школ действующим законодательством предусмотрены все льготы и преимущества, продолжительность очередного отпуска и порядок пенсионного обеспечения, установленные для учителей общеобразовательных школ (п. 17,18,20). Непосредственное руководство и контроль за работой учителей-логопедов осуществляются районными (городскими) отделами народного образования, в ведении которых находятся логопедические пункты (п. 21). Логопедический пункт может размещаться в помещении одной из общеобразовательных школ, а также в помещении методического кабинета или районного (городского) отдела народного образования; логопедический пункт, организованный в помещении школы, учитывается как класс-комплект при установлении штатов школы только в отношении числа ставок рабочего и младшего обслуживающего персонала (п. 23).

Согласно Положению о районном дошкольно-школьном логопедическом пункте от 1989 г., при отделе образования Администрации Засвияжского района районный дошкольно-школьный логопункт является государственным учреждением, где осуществляется коррекция речевого развития детей, подготовка их к началу обучения в общеобразовательной школе, а также своевременное предупреждение и преодоление неуспеваемости, обусловленной речевыми нарушениями, коррекция нарушений устной и письменной речи. Районный логопункт открывает кабинеты в детских дошкольных учреждениях при наличии 6 групп, в общеобразовательных школах при наличии 14-16 начальных класс-комплектов. Данным положением предусмотрены функциональные обязанности логопеда логопункта (кабинет при общеобразовательной школе).

Как следует из приказа отдела образования администрации Засвияжского района г. Ульяновска от 06.09.1999 № 495-а, в связи с реорганизацией Засвияжского районного логопункта при Засвияжском РОНО ставки логопедов переданы в ведение школ и дошкольных образовательных учреждений.

Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959  № 1397, предусмотрены логопедические пункты.

Исходя из разъяснений, содержащихся в Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, к приобретенным до 01 января 2002 года пенсионным правам, в том числе в части, касающейся исчисления трудового стажа и размера пенсии, применяются нормы ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.11.1999  применяется Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 463, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1067.

Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 78, в стаж работы засчитывается работа в должностях, указанных в Списке, в следующих структурных подразделениях государственных и муниципальных организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет), в том числе общеобразовательные школы. Указанный выше Список включает в себя такие должности, как учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог.

Согласно указанным Правилам, периоды работы, выполнявшиеся до 01 сентября 2000 года, в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).

Истице в стаж для назначения пенсии не были включены периоды с 20.09.1988 г. по 31.08.1990 г. - логопед логопункта № *** и с 02.09.1993г. по 06.09. 1999г. учитель-дефектолог *** при средней школе № *** отдела образования администрации Засвияжского района.

Суд первой инстанции, правильно истолковав нормы пенсионного законодательства, а также  Закона РФ «Об образовании», правомерно указал, что пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Из материалов дела усматривается, что фактически постоянным местом работы в оспариваемые периоды истицы являлись общеобразовательные школы № *** и № ***, где истица, будучи логопедом и учителем-дефектологом осуществляла педагогическую деятельность, непосредственно выполняла работу с детьми, которые обучались в школе, на нее распостранялись все льготы, которые были предусмотрены законодательством для учителей общеобразовательных школ. Осуществляя педагогическую деятельность в средней школе №***, по своим функциональным обязанностям фактически являлась учителем-логопедом.

Само по себе то обстоятельство, что истица при выполнении должностных обязанностей логопеда и учителя-дефектолога находилась в штате логопедического пункта районного отдела по образованию, не являющегося учреждением, указанным в пунктах 1.1 - 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка должностей и учреждений, не означает, что она не осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей.

В силу изложенного доводы кассационной жалобы о недоказанности факта работы истицы в оспариваемые периоды в школах являются несостоятельными. Совокупность исследованных судом доказательств подтверждает правильность выводов суда.

Доводы жалобы о необоснованном назначении пенсии с момента обращения истицы в Пенсионный фонд, поскольку ею не были представлены все необходимые документы, подтверждающие льготный стаж, несостоятельны. Суд с соблюдением требований ст. 19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правомерно сделал вывод, что пенсия истице должна быть назначена с момента обращения за ее назначением (с 19 февраля 2010 года), так как на тот момент, с учетом оспариваемых периодов, у нее возникло право на досрочную пенсию.

Другие доводы кассационной жалобы правильность выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмену судебного постановления.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана  правовая оценка.

Материальный и процессуальный закон применен правильно. Решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение  Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 04 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Железнодорожном районе   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи