УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Карасёва И.И.
Дело № 33- 4285/2010
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
07
декабря 2010 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Кинчаровой О.Е.
и Нестеровой Е.Б.,
при секретаре
Бутузовой Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда
Ульяновской области от 20 октября
2010 года, по которому
постановлено:
Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской
области в интересах Кузьминой Л*** Г*** к администрации муниципального
образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по учёту и
распределению жилой площади администрации муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области от 01.07.2010 года о снятии Кузьминой Л*** Г***
с учёта в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Обязать администрацию муниципального образования «Город
Новоульяновск» Ульяновской области поставить Кузьмину Л*** Г*** на учёт в
качестве нуждающейся в жилом помещении.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения
представителя администрации МО «Город Новоульяновск» Спиридоновой И.А.,
поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Кузьминой Л.Г. -
Столяровой Е.В., возражавшей относительно доводов кассационной жалобы, мнение
прокурора Балашовой Н.Н., полагавшей решение суда правильным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области в защиту
интересов Кузьминой Л.Г. обратился в суд с иском к администрации муниципального
образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области о признании незаконным
решения о снятии Кузьминой Л.Г. с учёта в качестве нуждающейся в жилом
помещении, возложении обязанности по постановке её на учёт в качестве
нуждающейся в жилом помещении.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой
Ульяновского района была проведена проверка соблюдения законодательства о
социальной защите ветеранов ВОВ, членов семей погибших (умерших) участников ВОВ
в части обеспечения их жильем за счет средств федерального бюджета, в
деятельности органов местного самоуправления МО «Город Новоульяновск»
Ульяновской области.
В ходе проверки было установлено, что Кузьмина Л.Г. является
членом семьи погибшего участника ВОВ и в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21
Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ и Указом Президента РФ от 07.05.2007 №
714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» имеет право
на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае признания
ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Распоряжением главы администрации МО «Город Новоульяновск»
от 10.07.2007 Кузьмина Л.Г. была поставлена на учет в качестве нуждающейся в
жилом помещении. Однако впоследствии решением комиссии по учёту и распределению
жилой площади от 01.07.2010 Кузьмина Л.Г. была снята с учёта в качестве
нуждающейся в жилом помещении. Данное решение является незаконным, поскольку
Кузьмина Л.Г. в собственности жилья не имеет, в настоящее время
зарегистрирована в квартире своей дочери, однако в нее не вселялась и членом
семьи своей дочери не является, проживает на съёмных квартирах, самостоятельно
осуществляя все необходимые платежи. Выявленные нарушения требований
законодательства существенно нарушают права Кузьминой Л.Г. в социальной защите,
а именно на получение жилого помещения в муниципальном жилищном фонде.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация МО «Город Новоульяновск»
просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять новое
решение. При этом указывает, что комиссией по учету и распределению жилой
площади в 2007 году решение о принятии Кузьминой Л.Г. на учет в качестве
нуждающейся в жилом помещении не принималось, в подтверждение чего представлены
копии протоколов за 2007 год. Соответственно, не издавалось распоряжение
администрации от 10.07.2007. Извещение, заполненное от имени главы
администрации специалистом по жилищным и социальным вопросам, не соответствует
требованиям жилищного законодательства и не имеет юридической силы.
Кузьмина Л.Г. в 2007 году не могла быть поставлена на учет,
поскольку умышленно ухудшила свои жилищные условия, продав в 2004 году жилой
дом в г. Инза. Доказательств того, что она не является членом семьи своей
дочери Столяровой Е.В. и с 2007 года проживает отдельно, суд не получил. Кузьмина
Л.Г. была включена в ордер на квартиру дочери, давала согласие на ее
приватизацию. Отсутствуют также
доказательства заключения ею договора найма в других жилых помещениях.
Судом не указаны законные основания, по которым Кузьмина
Л.Г. должна быть принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, с
какого времени должна быть поставлена на учет, начиная с даты ее обращения
(15.06.2007 или 24.07.2007) или с момента вынесения решения.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ
судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой
инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Статья 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О
ветеранах» предусматривает право на обеспечение за счет средств федерального
бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной
войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных
условий. Такое право предоставляется указанным лицам один раз и не зависит от
их имущественного положения (в ред. Федеральных законов от 29.06.2009 № 135-ФЗ,
от 21.12.2009 № 327-ФЗ, от 06.05.2010 № 79-ФЗ).
Указом
Президента РФ от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем
ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» признано необходимым
завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов
Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и
участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую
социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О
ветеранах».
Статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в
жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются
лица:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи
собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника
жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена
семьи менее учетной нормы;
3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным
для жилых помещений требованиям;
4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи
собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими
семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой
хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной
квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по
договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях в силу ст. 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления в
порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 Закона Ульяновской области от
06.05.2006 № 49-ЗО (ред. от 02.07.2010) «О порядке ведения органами местного
самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в
качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам
социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется
местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области.
Как установил суд в ходе рассмотрения дела, Кузьмина Л.Г.,
1928 г.р., является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и, по
сообщению администрации МО «Город Новоульяновск», с 10.07.2007 состояла на
учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решением комиссии по учету и распределению жилой площади
администрации МО «Город Новоульяновск» от 01.07.2010 Кузьмина Л.Г. исключена из
общего списка очередности граждан, из списков ветеранов ВОВ, нуждающихся в
жилых помещениях, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого
помещения. Основанием для исключения явилась регистрация Кузьминой Л.Г. в
трехкомнатной квартире дочери Столяровой Е.В., расположенной по адресу: г. Новоульяновск
ул. Л***, д. ***/***, кв. ***, площадью 54,05 кв.м, на каждого из проживающих в
которой приходится более учетной нормы площади жилого помещения, определенной в
г. Новоульяновске в размере 10 кв.м.
Однако, поскольку суд установил, что Кузьмина Л.Г. в
указанное жилое помещение не вселялась, не проживает в нем и членом семьи
дочери не является, жилого помещения по праву собственности или по договору
социального найма в г. Новоульяновске не имеет, суд пришел к правильному выводу
о незаконности решения комиссии по учету и распределению жилой площади
администрации МО «Город Новоульяновск» от 01.07.2010 и обязал администрацию МО
«Город Новоульяновск» восстановить Кузьмину Л.Г. на учете в качестве
нуждающейся в жилом помещении.
Доводы, приведенные администрацией
МО «Город Новоульяновск» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не
могут повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела исследованы
судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам
дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство
применено судом правильно.
Из материалов дела усматривается,
что ранее Кузьмина Л.Г. с супругом К*** В.А., участником Великой Отечественной
войны, проживала в г. Инза. ***.***.2002 К*** В.А. умер. Принадлежащий
Кузьминой Л.Г. жилой дом по ул. С***, *** в г. Инза был продан по договору
купли-продажи от 13.02.2004.
С 2003 по 2005 гг. Кузьмина Л.Г.
была зарегистрирована одна в квартире № *** дома *** по ул. С*** в г.
Новоульяновске, принадлежащей ее дочери Столяровой Е.В. После продажи указанной
квартиры в ноябре 2005 года Кузьмина Л.Г. зарегистрировалась в квартире № ***
дома ***/*** по ул. Л*** в г. Новоульяновске, переданной дочери Столяровой Е.В.
и внуку С*** А.П. в собственность в порядке приватизации 13.04.2005.
Однако в данную квартиру Кузьмина
Л.Г. не вселялась, в ней не проживала и общего хозяйства с семьей дочери не
вела, что в силу ст. 31 ЖК РФ не дает оснований для признания ее членом семьи
собственника жилого помещения. Факт раздельного проживания Кузьминой Л.Г. с
дочерью подтверждается показаниями свидетелей Ф*** Л.Р., К*** Л.Р., А*** Л.И.,
И*** Т.А., в чьей квартире по договору коммерческого найма Кузьмина Л.Г.
проживает до настоящего времени. Не доверять показаниям перечисленных
свидетелей у суда не было оснований, какой-либо их заинтересованности по делу
не усматривается.
При таких обстоятельствах, поскольку Кузьмина Л.Г. не
имеет в г. Новоульяновске жилого помещения для постоянного проживания и
относится к лицам, подлежащим особой социальной защите в соответствии с
приведенными выше Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента РФ от
07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны
1941 - 1945 годов», суд обоснованно посчитал, что она не может быть исключена из
очереди лиц, нуждающихся в получении жилого помещения.
Ссылка в кассационной жалобе на отсутствие распоряжения
администрации от 10.07.2007 о постановке Кузьминой Л.Г. на учет не может быть
принята во внимание, поскольку согласно имеющимся в материалах дела
многочисленным сообщениям главы администрации МО «Город Новоульяновск»,
направляемым как самой Кузьминой Л.Г., так и в вышестоящие органы, она состоит
на учете нуждающихся в жилом помещении с 10.07.2007 в общей очереди с указанием
номера – 178. В администрации имелось учетное дело Кузьминой Л.Г., которое
направлялось в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области,
Министерство труда и социального развития Ульяновской области.
Ненадлежащее ведение делопроизводства и неоформление в
установленном порядке необходимых документов администрацией муниципалитета не
является основанием для вывода о том, что Кузьмина Л.Г. не состояла на учете
нуждающихся в жилом помещении.
Не может быть признан убедительным довод кассационной
жалобы об умышленном ухудшении Кузьминой Л.Г. своих жилищных условий. Проданный
Кузьминой Л.Г. жилой дом находился в другом населенном пункте, был
неблагоустроенным, с момента его продажи прошло более 6 лет.
То обстоятельство, что в апреле 2005 года при приватизации
Столяровой Е.В. и ее сыном С*** А.П. квартиры № *** дома ***/*** по ул. Л*** в
г. Новоульяновске от Кузьминой Л.Г. потребовали письменное согласие только на
том основании, что она в 1995 году была включена в ордер на указанную квартиру,
не препятствует признанию ее нуждающейся в получении жилого помещения. К
моменту приватизации указанной квартиры Кузьмина Л.Г. зарегистрирована в ней не
была и течении предшествующих лет постоянно проживала в г. Инзе с мужем в
принадлежащем им доме, т.е. имела другое место жительства и право пользования
квартирой по договору социального найма утратила.
Последующая регистрация ее в ноябре 2005 года в указанной
квартире, принадлежащей на праве собственности дочери и внуку, в отсутствие ее
фактического проживания в квартире и ведения общего хозяйства с собственниками,
не свидетельствует об обеспеченности Кузьминой Л.Г. жилой площадью в г.
Новоульяновске и отсутствии у нее оснований для постановки на учет нуждающихся
в жилом помещении.
Довод кассационной жалобы о неясности решения суда в той
части, с какого времени Кузьмина Л.Г. подлежит восстановлению в очереди
нуждающихся в жилом помещении, также не может являться основанием для отмены
решения суда. В случае неясности решения стороны по делу в порядке ст. 202 ГПК
РФ вправе обратиться в суд, вынесший решение, за его разъяснением.
В силу изложенного, решение суда является правильным и
отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от
20 октября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации
муниципального образования «Город Новоульяновск» Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи