Судебный акт
Ремонт общего имущества в многоквартирном доме
Документ от 30.11.2010, опубликован на сайте 12.01.2011 под номером 22287, 2-я гражданская, О защите прав потребителей, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                                       Дело № 33- 4131/2010

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              30 ноября 2010 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Кинчаровой О.Е. и Трифоновой Т.П., 

при секретаре  Свинцовой Е.Ю.       

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района»  на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 октября  2010 г., по которому постановлено:

 

Исковые требования Романовой М*** П***, Свалухиной И*** А*** к Открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района», мэрии города Ульяновска о защите прав потребителей удовлетворить частично.

Обязать Открытое акционерное общество «Домоуправляющая компания Ленинского района» произвести в доме № *** по ул. *** в г. *** следующие работы: текущий ремонт кровли дома, восстановить 1 и 2 нити остекления на лестничной клетке между 3 и 4 этажом в подъезде №***, восстановление 1 нити остекления на лестничной клетке между 2 и 3 этажом подъезда №***, восстановить 1 нить остекления на лестничной клетке между 1 и 2 этажом подъезда №***, восстановить 1 нить остекления на лестничной площадке подъезда №***, восстановить разрушенные участки асфальтового покрытия тротуара и дорожек во дворе дома, оборудовать хозяйственную площадку и площадку для отдыха.

В остальной части иска Романовой М*** П***, Свалухиной И*** А*** к открытому акционерному обществу «Домоуправляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей, а также в иске к мэрии г. Ульяновска отказать.

Взыскать с открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района» в доход местного бюджета расходы по госпошлине в сумме 400 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» Карасёвой И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Жильцы многоквартирного жилого дома по ул. ***, *** в г. Ульяновске – Свалухина И.А. и Романова М.П.  обратились в суд с иском к мэрии г. Ульяновска, ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района» о защите прав потребителей.

В обоснование своих требований указали, что указанный дом построен в 1959 году. В настоящее время он находится в управлении ОАО «Домоуправляющая компания Ленинского района». Вследствие ненадлежащего содержания жилого дома кровля дома находится в ненадлежащем состоянии, что влечет причинение ущерба имуществу собственников квартир. Жильцы дома ранее неоднократно обращались по вопросу ремонта кровли, но до настоящего времени она находится в неудовлетворительном состоянии. Кроме того, в подъездах отсутствует застекление на окнах, хозплощадка и площадка для отдыха во дворе дома не оборудованы, полностью разрушено асфальтовое покрытие во дворе. В связи с этим истцы просили суд обязать ответчиков провести ремонт кровли, заменить в подъездах оконные блоки с застеклением, оборудовать хозплощадку, площадку для отдыха взрослых и детей, восстановить полностью разбитое асфальтовое покрытие во дворе, установить уплотнители на входных дверях.

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В кассационной жалобе ОАО «ДУК Ленинского района» не соглашается с решением суда в части возложения на общество обязанности восстановить разрушенные участки асфальтового покрытия тротуара и дорожек во дворе дома, оборудовать хозяйственную площадку и площадку для отдыха.

Указывает при этом, что судом не приняты во внимание положения ст. 4 Федерального Закона № 189 «О введении в действие Жилищного Кодекса РФ», в соответствии с которой  до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Дом по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, *** был передан в управление ОАО "ДК Ленинского района" муниципалитетом в связи с тем, что на общем собрании жильцы дома не выбрали способ управления жилым домом. Дом был передан в управление с 01.10.2009 года  сроком до 01.10.2010 года. Решением Управления ФАС от 06.04.2010 года действия Комитета ЖКХ мэрии г. Ульяновска, выразившиеся в передаче домов в управление без проведения конкурса, были признаны не соответствующими закону. Этим же решением на Комитет ЖКХ мэрии г. Ульяновска была возложена обязанность провести в срок до 01.10.2010 года конкурс по выбору управляющей организации. В целях неущемления прав проживающих в указанных многоквартирных домах граждан Управлением ФАС Ульяновской области данные дома были оставлены в управлении ОАО "ДК Ленинского района", в том числе и дом № *** по ул. ***. По настоящее время такой конкурс в отношении спорного жилого дома уполномоченным органом не проведен.

В соответствии с положениями раздела 8 Жилищного кодекса и п. 16, 30 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года № 491, собственникам помещения в многоквартирном доме предоставлено право выбора способа управления домом путем заключения договора с управляющей организацией, а также утверждения перечня работ и услуг, условий и размера их финансирования за счет собственных средств.

Согласно п. 31 Правил № 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения  собственников  помещений,  которые выбрали  управляющую для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.

В случае, если собственниками помещений не выбран способ или принятые такими собственниками решения о выборе способа управления многоквартирными домами не были реализованы в случаях, установленным Жилищным кодексом, органы местного самоуправления проводят открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом. При этом организатор конкурса в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг самостоятельно определяет как расчетную стоимость каждой из обязательных работ и услуг, так и расчетную стоимость каждой из дополнительных работ и услуг (подпункты 4, 5 пункта 41 Правил).       В данном случае при проведении Комитетом ЖКХ мэрии г. Ульяновска открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, не выбравшими способ управления,  был указан перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Данный перечень не содержит обязанность управляющей организации по проведению такого вида работ, как ремонт и восстановление разрушенных участков тротуаров, оборудования хозяйственных площадок и площадок для отдыха.

В соответствии с п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливается органом местного самоуправления.

Постановлением главы г. Ульяновска от 28.10.2008 г. № 8150 был установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений в многоквартирном доме, которые не приняли решение о способе управления многоквартирным домом по результатам открытого конкурса, в том числе и по дому № *** по ул. *** в г. Ульяновске. Размер оплаты составляет 6,89 рублей. В указанную стоимость не вошла стоимость услуг по ремонту и восстановлению разрушенных участков тротуаров, по оборудованию хозяйственных площадок и площадок для отдыха.  Стоимость данного вида работ может быть определена только на договорной основе между собственниками жилых помещений в многоквартирном доме и управляющей организацией с соблюдением вышеуказанных норм права. Таким образом, у ОАО «ДУК Ленинского района» отсутствует обязанность по проведению указанных работ.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что многоквартирный жилой дом по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, *** числится в реестре муниципальной собственности. Часть квартир дома приватизирована, часть квартир (3 из 24) находятся в муниципальной собственности.

Романова М.П. является собственником квартиры № ***, а Свалухина И.А. квартиры №  *** вышеуказанного дома.

01.10.09 г. указанный дом был передан муниципалитетом в управление ОАО «ДУК Ленинского района», поскольку  на общем собрании жильцы дома не выбрали способ управления жилым домом.

01.10.09 г. ОАО «ДУК Ленинского района» заключила с собственниками квартир (согласно реестру собственников) договор на управление жилым домом по адресу: г. Ульяновск, ул. ***, ***. Договор заключен сроком на 1 год-до 01.10.2010 г. Согласно договору ОАО «ДУК Ленинского района» выполняет функции по управлению, содержанию и текущему ремонту дома.

В соответствии с п.7.3, 7.9 Договора договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если ни одна из сторон не заявила о его расторжении.

В ходе рассмотрения дела установлено, что до настоящего времени дом находится в управлении ОАО «ДУК Ленинского района».

В соответствии с п. 1-3 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 утверждены Правила  содержания общего имущества в многоквартирном доме. В соответствии с п. 2 указанных Правил в состав общего имущества включаются, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества (п. 11 Правил).

Согласно п. 12 Правил собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с п. 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Поскольку дом № *** по ул. *** на момент рассмотрения дела находился в управлении ОАО «ДУК Ленинского района», она обязана проводить работы по содержанию общего имущества указанного дома.  При этом жильцы указанного дома, в том числе и истцы по делу, несут расходы по содержанию общего имущества дома путем внесения ОАО «ДУК Ленинского района» платы за содержание и ремонт общего имущества.

Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришёл к обоснованному вводу о возложении на ОАО «ДУК Ленинского района» обязанности восстановить разрушенные участки асфальтового покрытия тротуара и дорожек во дворе дома, оборудовать хозяйственную площадку и площадку для отдыха.

Поскольку при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 08 октября  2010 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества «Домоуправляющая компания Ленинского района»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи