Судебный акт
Отказано в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий
Документ от 08.02.2011, опубликован на сайте 16.02.2011 под номером 23259, 2-я гражданская, об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                              Дело № 33-499/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          08 февраля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Семеновой П*** Ф*** – Сидоровой В*** И*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Семеновой П*** Ф*** к мэрии города Ульяновска о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Семеновой П.Ф. и ее представителя Сидоровой В.И., Сидорова В.Г., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Семенова П.Ф. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска об обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

В обоснование требований указала, что является инвалидом II группы, бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Согласно п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ на нее распространяются меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Отделом по учету и распределению жилья мэрии города Ульяновска в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета было отказано.

Данный отказ полагает незаконным, поскольку проживает с дочерью, зятем и внуком в принадлежащей им квартире общей площадью 44 кв.м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, ***-*** На каждого проживающего приходится 11 кв.м, что меньше учетной нормы жилого помещения. Числящийся за ней жилой дом, расположенный по адресу: В*** обл., с. И***, пер. Н***, ***, в котором она проживала до 2005 года, является ветхим и не пригодным для проживания.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Отдел по учету и распределению жилой площади мэрии города Ульяновска, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Сидорову В*** И***, Сидорова В*** Г*** и Сидорова С*** В***.

 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В кассационной жалобе представитель Семеновой П.Ф. – Сидорова В.И., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Полагает ошибочными выводы суда, расценившего акт обследования жилого дома от 29 июля 2010 года не соответствующим утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. По мнению представителя истца, суд не учел, что акт был составлен жилищно-бытовой комиссией И*** сельского поселения. При этом в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления – это избираемые непосредственно населением и образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. В соответствии с пунктом 8 названного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Комиссией было установлено, что в жилом доме, принадлежащем истице, отсутствует газопровод, водопровод и отопление. В соответствии с пунктом 12 утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В с. И*** имеется газопровод, но в дом истицы не может быть проведено газоснабжение из-за его удаленности от централизованной газовой системы. В силу этого указанный дом не может быть отнесен к пригодным для проживания помещениям.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Как следует из материалов дела, Семенова П.Ф., являющаяся инвалидом II группы и бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. П***, д. ***, кв. ***.

Указанная квартира общей площадью 44 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности проживающим в ней Сидоровой В.И., Сидорову В.Г. и Сидорову С.В. (соответственно дочь, зять и внук истицы).

 

Статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Федеральным законом от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» в качестве одной из мер социальной поддержки участников Великой Отечественной войны предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

В силу ст. 23.2. Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ полномочия по предоставлению указанной меры социальной поддержки переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом форма предоставления соответствующей меры социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно названному Постановлению органы местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области осуществляют постановку на учет граждан в соответствии с Законом Ульяновской области от 06.05.2006 г. № 49-ЗО «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма».

 

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Семеновой П.Ф. о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 ЖК РФ.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Как следует из материалов дела, Семеновой П.Ф. принадлежит жилой дом общей площадью 70 кв.м, расположенный по адресу: В*** обл., Р*** район, с. И***, пер. Н***, 7.

 

Согласно п. 3 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».

На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и дает заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания.

 

Представленному акту от ***.07.2010 г. обследования жилищно-бытовой комиссией жилого дома в с. И*** судом дана надлежащая оценка на соответствие Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47.

Как правильно установил суд, составленный жилищно-бытовой комиссией акт не устанавливает непригодное для проживания состояние жилого дома либо его аварийное состояние.

Доводы кассационной жалобы относительно фактического благоустройства об обратном не свидетельствуют.

Согласно пункту 12 указанного Положения в поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

 

Оценивая законность и обоснованность обжалуемого решения, судебной коллегией также принимается во внимание, что законодатель, наделяя несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, в случае принятия их на соответствующий учет не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, то есть не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Таким образом, указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» не подлежат.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 декабря 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Семеновой П*** Ф*** – Сидоровой В*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи