Судебный акт
Привлечение к административной ответственности по ст.8.41 КОАП РФ
Документ от 08.02.2011, опубликован на сайте 25.02.2011 под номером 23285, Админ. 2 пересмотр, КоАП: ст. 8.41, Вынесено решение по существу

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Судья Зангирова Г.А.                                                            Дело № 7-33/ 2011 г.                                                    

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ульяновск                                                                                 08 февраля 2011 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда  Костюнина Н.В.,

при секретаре Свинцовой Е.Ю. 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по жалобе Саначёвой И*** В***, действующей в интересах генерального директора ООО «СМУ «Ульяновскнефть» Оганяна В*** В***, на решение судьи Мелекесского районного суда  Ульяновской области от  14 января 2011 года, по которому постановлено:

Постановление №*** от 09.11.2010года государственного инспектора Ульяновской области по охране природы, по контролю за использованием и охраной водных объектов Комитета по государственному контролю в сфере природопользования и охраны окружающей среды Ульяновской области Солнышкина Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.41 КОАП РФ, в отношении должностного лица - генерального директора ООО «СМУ «Ульяновскнефть» Оганяна В*** В*** оставить без изменения, а жалобу последнего – без удовлетворения,

У С Т А Н О В И Л А:

Постановлением государственного инспектора Ульяновской области по охране природы, по контролю за использованием и охраной водных объектов Госэкоконтроля Ульяновской области Солнышкина Р.М. от 09.11.2010года генеральный директор ООО «СМУ «Ульяновскнефть» Оганян В.В. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Решением судьи Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14.01.2011 года указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Ульяновской областной суд, Саначёва И.В., действующая по доверенности в интересах Оганяна В.В., просит отменить решение Мелекесского районного суда, указав, что наличие в штатном расписании общества штатных единиц электрогазосварщиков не является доказательством наличия стационарных источников выбросов. Сварочные посты, имеющиеся у общества, не являются стационарным источником выбросов, в связи с чем общество правомерно не производило оплату за данный вид негативного воздействия на окружающую среду и не включало в расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду плату по разделу «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами». Полагает, что внесение обществом платы в неполном размере не образует состав административного правонарушения. Не согласна с выводом суда, что обществом не представлялся расчет платы по разделу: «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты», поскольку данная плата вносилась арендодателями арендуемых обществом помещений. 

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, заслушав представителей Оганяна В.В. – Саначёву И.В., Фалалеева Н.Г., поддержавших жалобу, оснований для удовлетворения указанной жалобы не нахожу.

Статья 8.41 КОАП РФ предусматривает ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

В соответствии со статьей 16 данного Закона негативное воздействие на окружающую среду является платным.

К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, действие которого, согласно пункту 1, распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).

В соответствии с пунктом 1.4 Инструктивно-методических указаний по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденных Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993, плата за загрязнение взимается с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ; размещение отходов.

В пункте 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557 установлен срок уплаты платежей за негативное воздействие на окружающую среду: по итогам отчетного периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Таким образом, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возложена на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.

По результатам  проведения плановой выездной проверки ООО «СМУ «Ульяновскнефть» вменено наличие стационарных источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (стационарных сварочных постов) и невнесение по ним в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду в период с 10.11.2009года по 02.11.2010года, а также невнесение платы за указанный период за сбросы загрязняющих веществ  в водные объекты.

Судом установлено, что ООО «СМУ «Ульяновскнефть» исчислило и уплатило плату за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов и за выбросы от передвижного объекта:

За 4 квартал 2009 года – 20.01.2010 года в размере 526руб, 153руб., 121руб., 17.02.2010 – в размере 4010руб, 4341руб.,

За 1 квартал 2010 года – 20.04.2010 года в размере 1477руб., 501руб.85коп.,

За 2 квартал 2010 года – 20.07.2010 года в размере 254руб., 2202руб.

За 3 квартал 2010 года -  сведения не представлены.

Из материалов дела следует, что в штатном расписании ООО «СМУ «Ульяновскнефть»  имеется 8 единиц электрогазосварщиков. Вместе с тем доказательств, что обществом эксплуатируются стационарные сварочные посты, не имеется. Из паспорта на сварочный трансформатор ТДМ-400су/ТДМ-500су следует, что он является передвижным.

Передвижные сварочные посты в соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух относятся к неорганизованным источникам выбросов загрязняющих веществ.

Согласно ГОСТу 17.2.1.04-77 "Охрана природы. Атмосфера. Метеорологические аспекты загрязнения и промышленные выбросы. Основные термины и определения" стационарный источник выброса - это источник выброса, не меняющий своего положения во времени относительно заданной системы координат.

В соответствии с п.2 Приказа Ростехнадзора от 24.11.2005 N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" объект негативного воздействия - это территориально обособленный источник негативного воздействия на окружающую среду (совокупность источников в пределах одной промышленной площадки).

Объекты негативного воздействия подразделяются на стационарные и передвижные объекты негативного воздействия.

Для целей настоящего Порядка стационарным объектом негативного воздействия считается объект, от которого осуществляется выброс (сброс) в окружающую среду загрязняющих веществ, прочно связанный с землей, то есть объект, перемещение которого без несоразмерного ущерба его назначению невозможно, объект размещения отходов производства и потребления, а также взрыв.

Для целей настоящего Порядка передвижными объектами негативного воздействия считаются транспортные средства, воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, оборудованные двигателями, работающими на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие  наличие у ООО «СМУ «Ульяновскнефть» стационарных сварочных постов, полагаю, что из состава вмененного административного правонарушения подлежит исключению непредставление директором общества расчета платы по разделу «Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами», и, соответственно, невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду по указанному разделу.

В остальной части доводы представителя Оганяна В.В. о том, что плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты оплачивалась арендодателями, у которых ООО «СМУ «Ульяновскнефть» арендовало производственные помещения, подлежат отклонению, поскольку доказательств этому не представлено, договорами аренды от 01.07.2010, заключенными с ОАО «У***», данная обязанность была возложена на арендатора (л.д.141, 152).

В соответствии с п.1.4 Методических указаний по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных Госкомэкологией РФ 29.12.1998, принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке, исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно - бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия.

В силу ст.16 п.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" плату за загрязнение окружающей природной среды должны вносить организации, деятельность которых оказывает вредное воздействие на окружающую природную среду. Соответственно, и расчет платы по разделу «Сбросы загрязняющих веществ в водные объекты» должен производиться ООО «СМУ «Ульяновскнефть», исходя из объемов загрязнения, связанных с деятельностью общества.

С учетом того, что указанная плата ООО «СМУ «Ульяновскнефть» в период с 10.11.2009 года по 02.11.2010 не вносилась, судом сделан правильный вывод о наличии в действиях Оганяна В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 Кодекса.

Доводы Саначёвой И.В. о том, что внесение обществом платы в неполном размере не образует состав административного правонарушения, полагаю несостоятельными, основанными на неверном толковании диспозиции статьи 8.41 КОАП РФ.

Поскольку фактические обстоятельства судом установлены, нормы материального и процессуального права применены правильно, оснований для отмены обжалуемого судебного решения  и удовлетворения жалобы Саначёвой И.В.  не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1 -30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 

Р Е Ш И Л А:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 14 января 2011 года оставить без изменения, жалобу Саначёвой И*** В***, действующей в интересах генерального директора ООО «СМУ «Ульяновскнефть» Оганяна В*** В***, - без удовлетворения.

 

Судья