Судебный акт
О назначении пенсии по старости досрочно
Документ от 08.02.2011, опубликован на сайте 21.02.2011 под номером 23409, 2-я гражданская, О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фирулева Л.И.                                                                          Дело № 33-416/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         08 февраля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П., Нефедова О.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                   

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Кузахметова И*** М*** на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 декабря 2010 года, по которому, с учетом определения этого же суда об исправлении описки от 17 декабря 2010 года, постановлено:

 

Исковые требования Кузахметова И*** М*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Старокулаткинском районе Ульяновской области включить Кузахметову И*** М*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 26.10.1983 года по 01.12.1985 года (02 года – 01 мес. – 06 дней).

В удовлетворении остальной части иска отказать.  

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения Кузахметова И.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы и представителя УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области - Алтынбаевой Г.С., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия  

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузахметов И.М. обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области о включении в специальный стаж периода прохождения военной службы по призыву, периода учебы в высшем учебном заведении и признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получил отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа. УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области не зачло в специальный стаж истца период его учебы в Ульяновском педагогическом институте с 11.12.1985 по 29.06.1989 и период прохождения им военной службы по призыву с 26.10.1983 по 01.12.1985. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истец просил суд обязать ответчика включить в педагогический стаж спорные периоды и признать за ним право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости с 25.10.2010.

Рассмотрев данный иск по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Кузахметов И.М. не соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о зачете периода прохождения службы по призыву в рядах Вооруженных Сил СССР в льготном исчислении, просит решение суда в данной части отменить. В обоснование доводов жалобы истец ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что в период прохождения им службы в рядах Советской Армии действовало Положение «О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, в соответствии с подпунктом «г» пункта 1 которого предусматривалось, что учителям в стаж работы по специальности засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР. При этом пункт 4 данного Положения не предусматривал календарного исчисления периодов прохождения военной службы при исчислении специального стажа данной категории работников. Согласно п.3. ст.10 ФЗ «О статусе военнослужащих» время  нахождения граждан на военной службе по призыву засчитывается в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. По мнению автора жалобы, суд неверно применил нормы пенсионного законодательства, действовавшего в период нахождения его на службе в рядах Вооруженных Сил СССР и в период прохождения им обучения в высшем учебном заведении. Истец полагает, что изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его прав в области пенсионного обеспечения.

В возражение на кассационную жалобу Кузахметова И.М. УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области просит оставить состоявшееся решение суда без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы истцу отказать. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения иска.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Старокулаткинском районе Ульяновской области от 26.10.20010 в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, засчитан 21 год 02 месяца 12 дней. В назначении досрочной трудовой пенсии Кузахметову И.М. отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы, дающего право на досрочную пенсию. В его специальный стаж не включен период прохождения военной службы по призыву в Вооруженных силах СССР с 26.10.1983 по 01.12.1985, а также период учебы в Ульяновском педагогическом институте с 11.12.1985 по 29.06.1989.

Разрешая заявленные Кузахметовым И.М. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» и Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи  с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года № 463.

Согласно пункту 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В спорный период службы истца в армии действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе служба в составе Вооруженных сил СССР.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Кузахметов И.М. 23 августа 1982 года был зачислен на 1-й курс дневного отделения У***, а в период с 26 октября 1983 года по 01 декабря 1985 года проходил службу в Вооруженных силах СССР. 29 июня 1989 года истец был отчислен из института в связи с окончанием учебы и с 15 августа 1989 года начал свою педагогическую деятельность. По сути, период службы истца в Советской Армии относится к периодам деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, указанный выше период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном порядке в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

При этом следует согласиться с районным судом, отказавшим Кузахметову И.М. во включении периода военной службы по призыву в льготном порядке их расчета один день службы за два дня работы. В обоснование исковых требований в данной части истец ссылался на ФЗ «О статусе военнослужащих».

Из п.3 ст.10 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», следует, что время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.

Как обоснованно указал суд первой инстанции, ни названным Федеральным законом, ни Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ни Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 не предусмотрено льготное исчисление периодов военной службы по призыву для зачета в стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии. Таким образом, оснований для исчисления периодов военной службы истца в составе Вооруженных сил СССР из расчета один день военной службы за два дня работы у суда не имелось. Доводы кассационной жалобы в данной части основаны на неправильном толковании истцом норм материального права и служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут. 

Судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда и в части отказа Кузахметову И.М. во включении в специальный стаж периода его обучения в высшем учебном заведении.

Так, в ходе судебного разбирательства было установлено, что педагогическая деятельность истца не предшествовала периоду его обучения, как того требует Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, в качестве обязательного условия для зачета времени обучения в педагогических учебных заведениях в специальный стаж. Доводы кассационной жалобы в данной части признаются судебной коллегией несостоятельными. 

Учитывая, что на момент обращения  к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии у истца отсутствовал необходимый специальный стаж (23 года 03 месяца 18 дней вместо необходимых 25 лет), суд обоснованно отказал Кузахметову И.М. в удовлетворении исковых требований в части признания за ним права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности и возложении на ответчика обязанности по назначению такой пенсии.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 17 декабря 2010 года, постановленное с учетом определения этого же суда об исправлении описки от 17 декабря 2010 года, оставить без изменения, а кассационную жалобу Кузахметова И*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи