Судебный акт
О понуждении к совершению действий по расчету размера платы за негативное воздействие на окружающую среду
Документ от 15.02.2011, опубликован на сайте 09.03.2011 под номером 23571, 2-я гражданская, о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманов С.Н.                                              Дело № 33 – 614 / 2011 г.

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                      15 февраля 2011 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Аладина П.К., Костюниной Н.В.,

при секретаре Свинцовой Е.Ю.

с участием прокурора Балашовой Н.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 декабря 2011 года, которым суд постановил:

 

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1,2,3 кварталы 2010 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» внести плату за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год и 1,2,3  кварталы 2010 г.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ДЕНИЗ» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 4000 руб.

 

Заслушав доклад председательствующего по делу, выслушав Пономарева А.В., представляющего интересы ООО «ДЕНИЗ», выслушав Шеметова В.П., представляющего МУ «Служба охраны окружающей среды Мелекесского раойна», а также выслушав прокурора Балашову Н.Н., полагавшую, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Мелекесского района обратился в суд с иском к ООО «ДЕНИЗ» о понуждении к производству расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду и внесению соответствующей платы.

В обоснование заявленных требований указал, что согласно выписке из ЕГРЮЛ на 26 ноября 2010 года ООО «ДЕНИЗ» осуществляет деятельность по розничной торговле бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем, а также по производству хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, то есть в процессе своей деятельности осуществляет негативное воздействие на окружающую среду. ООО «ДЕНИЗ»  зарегистрировано на территории Мелекесского района, поэтому обязано предоставлять расчеты и плату за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора  по Ульяновской области.

ООО «ДЕНИЗ», являясь природопользователем, не представило расчеты платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и не осуществило внесение соответствующей платы в соответствии с федеральным законодательством и Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2010 года № 717.

Просил обязать ООО «ДЕНИЗ» произвести расчеты за негативное воздействие на окружающую среду за 2009 год, 1-3 кварталы 2010 года и внести соответствующие платежи за негативное воздействие на окружающую среду.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе ООО «ДЕНИЗ» просит отменить решение суда и в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований отказать в полном объеме. Ссылается на неправильное применение судом норм процессуального и материального права. Полагает, что судом первой инстанции не были выяснены все обстоятельства, имеющие значение для дела. Указывает на то, что выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а установленные судом обстоятельства  являются недоказанными.

Полагает, что у суда не имелось оснований для утверждения о том, что общество имеет транспорт, которым осуществляется перевозка продукции, поэтому загрязняет среду шумом, теплом и иными видами негативного воздействия на окружающую среду.

Указывает, что согласно действующему законодательству, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду определяется не правовым статусом хозяйствующего субъекта, а ведением им деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду. Полагает, что доказательств ведения обществом деятельности, влекущей за собой негативное воздействие на окружающую среду, суду предоставлено не было.

Кроме того, указывает, что за виды вредного воздействия, предусмотренные п. 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в частности за загрязнение недр и почв, шум, тепло, вибрацию и т.п., экологические платежи не уплачиваются, поскольку из-за отсутствия нормативов платы невозможно определить размер таких платежей.

Ссылается на то, что общество не имеет в собственности или на ином праве стационарных и передвижных источников, осуществляющих выброс в атмосферу загрязняющих веществ; не сбрасывает загрязняющие вещества в поверхностные и подземные водные объекты; не размещает отходы, в связи с чем у суда не имелось законных оснований для возложения на общество обязанности представлять расчеты за негативное воздействие на окружающую среду и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанность внесения платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлена п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ).

Отходов I - IV классов опасности от деятельности общества не образуется.

Согласно п. 2 ст. 16 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года к видам негативного воздействия на окружающую среду относится, в частности, размещение отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» размещение отходов – это хранение и захоронение отходов. При этом под хранением отходов понимается их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением отходов - изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.

Как указано в Постановлении Президиума ВАС РФ от 17 марта 2009 года № 14561/08, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.

Полагает, что только при размещении отходов в смысле, придаваемом этому понятию Законом № 89-ФЗ, у организации может возникнуть обязанность по осуществлению платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со ст. 1 Закона № 89-ФЗ лимит на размещение отходов - это предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки па данной территории.

Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 18 Законам 89-ФЗ).

ООО «ДЕНИЗ» относится к категории субъектов малого предпринимательства в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно п. 3 ст. 38 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства не разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Таким образом, по смыслу п. 3 ст. 18 Закона № 89-ФЗ в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства лимиты размещения отходов не устанавливаются и, следовательно, малые и средние предприятия рассчитывать, а значит, и вносить плату за негативное воздействие не должны.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу требований ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным

В силу требований ч. 2 ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферу загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ и иных веществ в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими  и другими видами воздействия и т.п.

Установлено, что основным направлением деятельности ООО «ДЕНИЗ» является торговля бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем.

Постановлением Правительства РФ № 344 от 12.06.2003 года «О нормативах платы за выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и водные объекты, размещение отходов производства и потребления» к категории загрязняющих веществ отнесены: пыль каменноугольная, летучие низкомолекулярные углеводороды (пары жидких топлив) по углеводороду, метан (природный газ).

Таким образом, продукция, торговлю которой осуществляет ООО «ДЕНИЗ», отнесена к категории либо загрязняющих веществ или либо образующих загрязняющие вещества. При этом предполагается (поскольку иное не возможно) выброс указанных загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

При таких обстоятельствах и в силу требований ФЗ «Об охране окружающей среды», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ООО «ДЕНИЗ» обязано вносить платежи за негативное воздействие на окружающую среду, и удовлетворил заявленные требования.

Доводы кассационной жалобы о том, что за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ДЕНИЗ» платежи вносить не должно, поскольку негативного воздействия на окружающую среду не оказывает, являются несостоятельными по основаниям изложенным выше.

Доводы кассационной жалобы о том, что за негативное воздействие на окружающую среду ООО «ДЕНИЗ» платежи вносить не должно, поскольку это предприятие отнесено к категории субъектов малого предпринимательства, также являются несостоятельными, поскольку в силу требований п. 8 Методических рекомендаций по администрированию платы за негативной воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух (утверждены Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 сентября 2007 года № 626) плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду являются: юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; индивидуальные предприниматели; иностранные физические лица. Таким образом, действующее законодательство не исключает субъектов малого предпринимательства из числа плательщиков, указанных выше платежей.

Доводы жалобы о том, что ООО «ДЕНИЗ» не размещает отходы производства на полигонах, также не свидетельствуют о необоснованности выводов суда первой инстанции,  поскольку факт неразмещения отходов на специализированных полигонах не исключает выбросов загрязняющих веществ от деятельности ООО «ДЕНИЗ»  в атмосферный воздух.

Доводы кассационной жалобы о том, что плательщиками указанных платежей являются лишь предприятия, размещающие отходы своего производства на полигонах, основаны на неправильном толковании действующего законодательства.

Другие доводы жалобы обоснованности выводов суда первой инстанции также не опровергают, и не могут служить основанием к отмене состоявшегося решения суда.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 30 декабря 2011 года оставить без изменения а жалобу ООО «ДЕНИЗ» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи