Судебный акт
О назначении пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 22.02.2011, опубликован на сайте 10.03.2011 под номером 23608, 2-я гражданская, О признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фирулева Л.И.                                                                          Дело № 33-621/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

Город Ульяновск                                                                                  22 февраля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Гурьяновой О.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Высоцкой А.В.                     

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 14 января 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Потаповой О*** Е*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области   удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области включить Потаповой О*** Е*** в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период учебы в Ульяновском ордена «Знак Почета» Государственном педагогическом институте им. И.Н. Ульянова с 22.08.1984 года по 04.07.1988 года (03 года - 10 мес. - 12 дней) и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента обращения к ответчику, то есть с 25.10.2010 года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области в пользу Потаповой О*** Е*** судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины при подаче иска в суд, в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Потапова О.Е. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, однако получила отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа. Комиссия при УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области не зачла в специальный стаж истицы период работы с 22.08.1984 по 04.07.1988, в течение которого она обучалась в Ульяновском Государственном педагогическом институте. Считает отказ пенсионного органа незаконным, поскольку перед поступлением на учебу в институт с 18.08.1983 по 26.07.1984 она работала в качестве учителя начальных классов в Н*** средней школе. После окончания учебы - с 15.08.1988 стала работать в качестве учителя начальных классов Р*** средней школы №***, где работает по настоящее время. Просила суд включить в стаж работы, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, указанный период учебы в ВУЗе, признать за ней право на назначение досрочной пенсии по старости с 25.10.2010, взыскать с ответчика судебные расходы в виде уплаченной госпошлины.

Рассмотрев данный иск по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске Потаповой О.Е. отказать. В обоснование доводов жалобы указывает, что судом применен нормативный акт, не подлежащий применению – Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утратившее силу на момент возникновения у истицы права на досрочную пенсию. При этом указанное Постановление было применено не в полном объеме – суд не учел, что включение учебы в стаж для назначения льготной пенсии возможно при наличии не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев) в должностях и учреждениях, дающих право на пенсию за выслугу лет, предусмотренных основным Списком. Таким образом, право на включение периода обучения в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 (то есть до 01.10.1993 года) она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии теми условиями, которые устанавливались Постановлением №1397. Данная позиция отражена в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2002 № 320-О, а также в Постановлении Минтруда РФ №70 «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.10.2003 года.

Истец, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в кассационной  инстанции, не  явился в заседание судебной коллегии и не сообщил о причинах неявки, поэтому на основании ч.2 ст.354 ГПК РФ судебная  коллегия признала возможным рассмотрение дела в его отсутствие. От представителя УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области поступило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для частичного удовлетворения иска.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Судом установлено, что 25.10.2001 Потапова О.Е. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Радищевском районе Ульяновской области от 28.10.2010 ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за отсутствия необходимого специального стажа, при этом ответчик включил в специальный стаж истицы периоды работы в должности учителя начальных классов в Н*** и Р*** средних школах с учетом чего, специальный стаж Потаповой О.Е. составил 22 года 05 мес. 07 дней. Период обучения истицы в Ульяновском Государственном педагогическом институте им.И.Н.Ульянова с 22.08.1984 по 04.07.1988 (03 года 10 мес. 12 дней) не был зачтен ответчиком в ее льготный стаж. Данные обстоятельства установлены судом и не оспариваются сторонами.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

 

В период учебы истицы в Ульяновском государственном педагогическом институте им.И.Н.Ульянова действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». В соответствии с п.2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, помимо иных, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Как усматривается из трудовой книжки Потаповой О.Е., непосредственно перед поступлением в Ульяновский государственный педагогический институт им.И.Н.Ульянова она в период с 18.08.1983 по 26.07.1984 работала учителем начальных классов Н*** средней школы. Непосредственно после окончания института - с 15.08.1988 истица стала работать учителем начальных классов Р*** средней школы №***, где работает в указанной должности по настоящее время.  

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования истца, правомерно исходил из того, что в тот период правовое регулирование предусматривало возможность зачета обучения в специальный стаж, поэтому дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления ее прав в области пенсионного обеспечения.

С учетом зачета спорного периода в специальный стаж истицы стаж ее педагогической деятельности составил 26 лет 03 мес. 19 дней, что является достаточным для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к объективному выводу о необходимости удовлетворения исковых требований Потаповой О.Е. в полном объеме.

Довод жалобы о том, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года, не подлежащее применению в настоящее время, не может являться основанием для отмены решения.

Вышеуказанное постановление признано утратившим силу Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям, поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Нельзя согласиться с доводом жалобы, что пенсия истице должна быть назначена  с момента вступления решения в законную силу, поскольку судом было установлено, что истица на день обращения в пенсионный фонд имела право на пенсию. Назначение ей пенсии с иной даты нарушает ее конституционные права, установленные ст.39 Конституции России. 

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным. Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно. Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 14 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи