Судебный акт
О назначении досрочной пенсии в связи с лечебной деятельностью
Документ от 22.02.2011, опубликован на сайте 10.03.2011 под номером 23617, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савкин И.В.                                                                             Дело № 33-705/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  22 февраля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Высоцкой А.В.                     

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск Цепицыной М.Я. удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе зачесть Цепицыной М*** Я*** в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 10.01.1988 по 03.01.1989 с применением льготы 1 год за 1 год 3 месяца.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе назначить с 29.09.2010 Цепицыной М*** Я*** досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

В остальном в иске Цепицыной М.Я. отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного Фонда РФ в Тереньгульском районе в пользу Цепицыной М.Я. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 100 рублей.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия    

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Цепицына М.Я. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности. В обоснование иска указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получила отказ по причине отсутствия необходимого специального стажа. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области не засчитала в льготном исчислении в специальный стаж истицы период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 10.01.1988 по 03.01.1989. Не соглашаясь с решением пенсионного органа, истица просила суд включить в специальный стаж указанный период с применением льготы 1 год за 1 год 3 месяца, а также зачесть период нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 02.04.2002 по 24.11.2002 в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии и назначить таковую.

 

Рассмотрев данный иск, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в иске Цепицыной М.Я. отказать. В обоснование доводов ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального права. Указывает, что суд, применяя ст.167 КЗоТ РСФСР, не учел, что согласно данному закону в стаж работы по специальности период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался лишь до 06.10.1992. После указанной даты отпуск по уходу за ребенком не может включаться в специальный трудовой стаж. Кроме того, прямого указания на то, что следует понимать под «стажем работы по специальности» и можно ли отнести к этому стажу стаж для назначения льготной пенсии, указанная норма не содержала. Статья 167 КЗоТ РСФСР не регулировала вопросы о порядке исчисления периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком для исчисления пенсий на льготных условиях. Применение льготного порядка исчисления стажа в период нахождения Цепицыной М.Я. в отпуске по уходу за ребенком не основано на нормах действующего законодательства. В период отпуска по уходу за ребенком истица  непосредственно не выполняла свои должностные обязанности, поэтому он может быть исчислен только в календарном порядке. Полагает, что взыскание с территориального органа Пенсионного фонда РФ в пользу истицы 100 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины нарушает расходную часть бюджета УПФ РФ (ГУ) в Тереньгульском районе Ульяновской области.

Стороны, будучи извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в  их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Теренгульском районе Ульяновской области от 28.10.2010 Цепицыной М.Я. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа (25 лет). При этом специальный стаж истицы составил 22 года 11 мес. 06 дней. Помимо прочих периодов, в специальный стаж не был засчитан в льготном порядке период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с 10.01.1988 по 03.01.1989.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований о досрочном назначении Цепицыной М.Я. трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения указанных требований, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.01.1981 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п.2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.1989 №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 01 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Законом СССР от 22.05.1990 №1501-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде: ст.71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

Законодательство союзных республик подлежало приведению в соответствие с этим Законом.

До введения в действие Закона РФ от 25.09.1992 №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» ст.167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы,  дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

В соответствии с подп.«а» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, в соответствии с подп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 3 месяца.

Ранее действовавшее законодательство также предусматривало льготное исчисление стажа работы в учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа.

В силу п.2 Постановления Совмина РСФСР от 06.09.991 №464, которым был утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, установлено, что работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в прилагаемом Списке, 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за 1 год и 3 месяца.

Поскольку период отпуска Цепицыной М.Я. по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет с 10.01.1988 по 03.01.1989 имел место до 06 октября 1992 года, он подлежит включению  в специальный стаж, на него распространяются установленные правила исчисления периодов работы.

Указанное подтверждается  пунктом 7 совместного постановления Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 №375/24-11, время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа, в период которой предоставлены указанные отпуска.

Исходя из приведенных правовых норм, районный суд обоснованно включил в специальный стаж истицы период ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в льготном порядке, а с учетом того обстоятельства, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции  - 29.09.2010 требуемый для назначения пенсии стаж истицей выработан, возложил на ответчика обязанность по назначению ей досрочной трудовой пенсии по старости. 

Доводы, приведенные УПФ РФ (ГУ) в Теренгульском районе Ульяновской области, выводов суда не опровергают, так как основаны на неправильном толковании норм материального права.

Взыскание государственной пошлины в пользу истицы, на неправомерность чего ссылается ответчик в жалобе, произведено судом в соответствии со статьей 98 ГПК РФ, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. Оснований для признания решения суда в этой части не имеется. 

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи