Судебный акт
Отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью
Документ от 15.03.2011, опубликован на сайте 21.03.2011 под номером 23885, 2-я гражданская, О включении в специальный стаж перидов работы и назначении досрочной пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                             Дело № 33-815/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          15 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ахмедова С*** А*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 января 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ахмедова С*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный стаж Ахмедова С*** А*** периоды работы с 25.08.1988 г. по 06.01.1989 г. в должности главного врача Калдинской врачебной амбулатории Барышской ЦРБ, с 07.04.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-терапевта и врача-уролога санатория им. В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт» в льготном исчислении за 1 год работы – 1 год 3 месяца.

В удовлетворении оставшейся части иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Ахмедова С.А. и Кузнецовой Е.А., представляющей по доверенности интересы ОАО «Ульяновсккурорт», поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ахмедов С.А. обратился в суд с иском Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной пенсии.

В обоснование иска указал, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на льготных основаниях, получил отказ со ссылкой на отсутствие у него необходимого стажа работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа. В частности, ответчик не засчитал в специальный стаж период его работы в должности врача-терапевта в санатории ОАО «Ульяновсккурорт» с 07.04.1995 г. по 25.02.2010 г. Отказ мотивирован тем, что Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., санатории не предусмотрены в качестве учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Истец полагает отказ в назначении досрочной пенсии необоснованным, поскольку Списком, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и действующим в настоящее время Списком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривается включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности врача санаториев (курортов) по лечению туберкулеза всех форм, лечению больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических больных. При этом в Списках нет указания на то, что санатории (курорты) должны быть обязательно профильными по одному из этих видов деятельности. Санаторий им.В.И. Ленина ОАО «Ульяновсккурорт» является многопрофильным, имеет лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

Наряду с оспариванием вышеуказанного периода трудовой деятельности Ахмедов С.А. просил периоды работы с 25.08.1988 г. по 06.01.1989 г. в должности главного врача Калдинской врачебной амбулатории Барышской ЦРБ и с 07.04.1995г. по 31.10.1999 г. в должности врача-терапевта и врача-уролога санатория им. В.И. Ленина засчитать в льготном исчислении – 1 год за 1 год 3 месяца, так как работа осуществлялась в сельской местности.

 

Разрешив по существу заявленные истцом требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Ахмедов С.А. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Наряду с доводами, аналогичными изложенным в исковом заявлении, в обоснование своей позиции указывает, что Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривает включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врача санаториев (курортов) по лечению туберкулеза всех форм, лечению больных с последствиями полиомиелита, гематологических больных, больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, больных ревматизмом, психоневрологических больных. При этом отсутствуют указания на то, что санаторий, который принимает таких больных на лечение, не может оказывать иные виды медицинской помощи и лечить больных с другими заболеваниями. Истец не согласен с выводами суда о том, что у санатория, врачам которого назначается досрочная пенсия, может быть лишь одна из вышеприведенных специализаций при полном отсутствии больных с другими заболеваниями. Считает необоснованным указание в решении на отсутствие у санатория им.В.И. Ленина профиля по лечению больных с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Ссылаясь на Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», Ахмедов С.А. полагает, что судом должен был быть выяснен вопрос о конкретно выполнявшихся им функциях и о том, насколько эти функции, условия и характер работы тождественны тем работам, которые дают право на назначение досрочной трудовой пенсии.

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

При рассмотрении дела суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Как следует из материалов дела, 26.02.2010 г. Ахмедов С.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии на основании вышеприведенной нормы Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области от 17.05.2010 г. и 18.06.2010 г. в специальный стаж Ахмедову С.А. включено 13 лет 0 месяцев 11 дней – работа в городах, сельской местности и поселках городского типа и 12 лет 0 месяцев 01 день – работа в сельской местности. Не засчитан в специальный стаж период работы с 07.04.1995 г. по 25.02.2010 г. в должности врача-уролога в санатории ОАО «Ульяновсккурорт», поскольку санатории не поименованы в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г. Периоды работы истца с 25.08.1988 г. по 06.01.1989 г. в должности главного врача Калдинской врачебной амбулатории Барышской ЦРБ и с 07.04.1995 г. по 31.10.1999 г. в должности врача-терапевта и врача-уролога санатория им. В.И.Ленина ОАО «Ульяновсккурорт» засчитаны в календарном исчислении.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, в льготном исчислении периодов работы с 25.08.1988 г. по 06.01.1989 г. и с 07.04.1995 г. по 31.10.1999 г.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, если работа осуществлялась в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

Пунктом 1 названного Постановления, вступившим в силу с 1 ноября 1999года, был утвержден Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной   и  иной  работой по  охране  здоровья  населения,  периоды  работы  до  1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464.

Учитывая, что пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464 один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке.

 

Принимая решение об отказе во включении в специальный стаж периода работы с 01.11.1999 г. по 25.02.2010 г. в должности врача-терапевта в санатории ОАО «Ульяновсккурорт», суд обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований Ахмедова С.А. в этой части не имеется. Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Пунктом 2 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 статьи 27, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464) работа в должности врача санатория (курорта) включалась в стаж работы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет, независимо от профиля данного учреждения. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,  который  вводился в действие на территории Российской Федерации с  1 ноября 1999 года и предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в должности врача санаториев (курортов) только определенного профиля (для лечения туберкулеза всех форм; для больных с последствиями полиомиелита; для гематологических больных; для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; для больных ревматизмом; психоневрологические).

Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.

Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете профиля выполняемой ими работы, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение.

Оценив представленные доказательства – учредительные документы ОАО «Ульяновсккурорт», действовавшие в разные периоды времени положения о санатории им. В.И. Ленина, лицензии, стандарт (паспорт) качества медицинской помощи, суд пришел к правильному выводу о том, что в спорный период работы истца основным профилем санатория являлось лечение больных с заболеваниями органов пищеварения и почек нетуберкулезного характера, а соответствующего профиля, установленного утвержденными постановлениями Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 и от 29.10.2002 г. № 781 Списками, санаторий не имел.

При этом наличие различных программ лечения, в том числе заболеваний костно-мышечной системы, нервной системы, невротических расстройств, и прохождение лечения лицами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и заболеваниями нервной системы профиль санатория не определяют.

В связи с отсутствием у Ахмедова С.А. необходимого стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в удовлетворении требований о назначении досрочной трудовой пенсии по старости судом ему было обоснованно отказано.

Доводы кассационной жалобы, как основанные на неправильном толковании законодательства, судебной коллегией отклоняются.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ахмедова С*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи