Судебный акт
Спор о перерасчете пенсии инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы
Документ от 15.03.2011, опубликован на сайте 25.03.2011 под номером 23931, 2-я гражданская, Об обязании пересчитать пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Смирнова Ю.В.                                                   Дело № 33-832/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                          15 марта 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Трифоновой Т.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.                    

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Устинова И*** В*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 31 января 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Устинова И*** В*** к  Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о перерасчете пенсии, выплате пенсии  с учетом индексации  отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, объяснения представителя ответчика Чекуровой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия        

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Устинов И.В. обратился  в суд с уточненным в ходе судебного разбирательства иском к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска о перерасчете пенсии, выплате пенсии с учетом индексации. В обоснование иска указал, что с 01.05.1993 ему как инвалиду *** группы с потерей трудоспособности в размере 60 % в связи с ликвидацией аварии на ЧАЭС была начислена пенсия из расчета семикратного увеличения МРОТ, с расчетом потери трудоспособности 60%, надбавка в размере 275 руб. Ответчик рассчитал ему пенсию на основании МРОТ, хотя наиболее выгодным для него являлся расчет исходя из заработной платы (денежного довольствия), полученной за один полный месяц нахождения в Чернобыле. Поэтому наиболее выгодным для него являлся и является расчет исходя из среднемесячного заработка (денежного довольствия), полученного за один полный месяц работы в Чернобыле, а именно - из 665 руб. (265 руб. – денежное довольствие, полученное в июне 1989 года в в/ч № 4***, 135 руб. – суточные, полученные в июне 1989 года в в/ч № 4***, 265 руб. – сохраненное денежное довольствие, полученное в июне 1989 года в в/ч № 3***). Считает, что пенсия по инвалидности должна составлять 32 108 руб. 63 коп., а не 6000 руб. Просил обязать ответчика  произвести перерасчет пенсии, с 01.01.2011 выплачивать пенсию в размере 32 108 руб. 63 коп. с учетом дальнейшей индексации.

Рассмотрев данный иск, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Устинов И.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, дело направить на новое рассмотрение. В обоснование ссылается на доводы, аналогичные изложенным им в исковом заявлении. Не соглашается также с судом, указавшим в решении, что он (истец) в заявлении о назначении пенсии в 1993 году просил назначить пенсию без учета заработка. Указывает в этой связи, что в ходе судебного разбирательства было выявлено, что отказ от расчета пенсии из заработка от его имени в данном заявлении написан другим лицом. Перерасчет и выплата пенсии с 01.09.2010, произведенные ответчиком на основании ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ущемляют его права, поскольку пенсия рассчитана не с мая 1993 года – момента присвоения инвалидности, а с момента обращения в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска – с сентября 2010 года. По мнению автора жалобы, учитывая, что пенсия ему была назначена до вступления в силу названного Закона и является для него выгоднее, перерасчет размера пенсии на основании этого Закона не производится. Кроме этого, указывает, что никогда не отказывался от исчисления пенсии из заработной платы, а очередное переосвидетельствование, как и смена государственного органа, производящего пенсионные выплаты, не является основанием перерасчета пенсии органом, ее назначившим и выплачивающим по его инициативе. Заявитель также считает, что не является основанием для перерасчета пенсии и изменение законодательства, поскольку пенсия ему уже была назначена и выплачивалась, а перерасчет по новому законодательству не является для него выгодным.  

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, извещенного надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

С 20 апреля 1993 года  Устинову И.В. Заволжским комитетом социальной защиты населения г. Ульяновска была назначена пенсия по *** группе инвалидности в связи с увечьем, связанным с ликвидацией последствий  аварии на ЧАЭС, с потерей трудоспособности *** из расчета 7 кратного МРОТ.

С 01 мая 1998 года выплата пенсии прекращена в связи с переходом  на пенсию по линии военкомата.

03 сентября 2010 года Устинов И.В. обратился с заявлением в УПФР за назначением пенсии по 3 группе инвалидности в связи с увечьем, полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанным с аварией на ЧАЭС.

Ответчиком размер пенсии  на 01 сентября 2010 года с учетом коэффициентов индексации социальных пенсий определен в сумме 6005 руб.  24 коп. 

Разрешая спор и принимая решение об  отказе в удовлетворении требований истца о перерасчете пенсии исходя из заработной платы, полученной истцом за полный месяц работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению – июнь 1989 года, суд первой инстанции обоснованно исходил из норм, регулирующих вопросы назначения пенсий данной категории граждан на момент обращения Устинова И.В. к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

До 01 января 2002 года пенсионное обеспечение граждан, пострадавших  вследствие Чернобыльской катастрофы  из числа инвалидов,  перечисленных в пункте 2 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся  воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» , регулировалось нормами статьи 29.

В соответствии с указанной статьей военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные военные сборы, из числа участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по инвалидности назначались вследствие трудового увечья или профессионального заболевания либо вследствие военной травмы.

В соответствии со ст.29  ФЗ от 15 мая 1991 года № 1244-1  «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» назначение пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или профессионального заболевания, возникшего в связи с Чернобыльской катастрофой, производилось в размере возмещения фактического ущерба, определяемого в соответствии с действующим на тот период законодательством РФ, но не ниже размеров пенсий, исчисленных из расчета семикратной суммы установленного законом минимальной месячной оплаты труда (на период назначения или перерасчета пенсии).

Пенсия Устинову И.В. была назначена исходя из  7 МРОТ.

Таким образом, истец реализовал свое право, предусмотренное вышеназванным Законом, и получал пенсию в исчисленном размере до мая 1998 года.

С 01 января 2002 года вступил в силу ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ». Закон РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется в части, не противоречащей новому пенсионному законодательству.

Согласно ст. 8 ФЗ РФ от 15.12.2001 № 166-ФЗ пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Вместе с тем, если указанные военнослужащие одновременно являются и участниками ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, на них могут распространяться нормы ст. 10  ФЗ-166, устанавливающие условия назначении пенсий гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф.

В соответствии со ст. 17 пенсия по инвалидности гражданам, ставшим инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо в результате других радиационных или техногенных катастроф, назначается в следующем размере: инвалидам III группы, в том числе на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 2 и пункте 3 статьи 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", - в размере, равном разнице между 250 процентами размера социальной пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, в том числе увеличенного на 854 рубля в месяц на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи, и 125 процентами размера указанной социальной пенсии.

Размер пенсии  на 1 сентября 2010 года с учетом коэффициентов индексации социальных пенсий составил 6005 руб.  24 коп.  ((2562 +854) х 1,088 х 1,0341 х 250% - 2882 руб. 51 коп. х 125%.).

Доводы кассационной жалобы об исчислении размера пенсии из  заработка, полученного в июне 1989 года в Чернобыле,  и   выплаты пенсии с 01 января 2011 года в размере 32 108 руб. 63 коп. не основаны на нормах материального права.

Довод жалобы, что суд не установил, что заявление о назначении пенсии без учета заработка было написано истцом, не может служить основанием для отмены решения суда, поскольку истец в указанном размере получал выплаты в течение 1993-1998 гг., справку в комитет социальной защиты о заработной плате не предоставлял, требований о перерасчете пенсии в период действия Закона, позволяющего исчислить пенсию из заработка, не заявлял.

Ссылка в жалобе на нормы, предусматривающие сохранение ранее установленного размера пенсии, несостоятельна, поскольку пенсия истцу в размере 27 662 руб.02 коп., исходя из заработка, не назначалась.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, об иной правовой оценке установленных обстоятельств и доказательств по делу направлены на иное толкование норм материального права и не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 31 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Устинова И*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи