Судебный акт
Включение периода работы в стаж, дающий право на назначение пенсии (плавсостав)
Документ от 15.03.2011, опубликован на сайте 01.04.2011 под номером 23959, 2-я гражданская, О включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Черланова Е.С.                                                             Дело № 33-876/2011                                                                           

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     15 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Хреновой Г.И.,

судей Бабойдо И.А., Аладина П.К.,

при секретаре Свинцовой Е.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе  Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 31 января 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Заруднева М*** В*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда, периоды работы Заруднева М*** В*** в должности фельдшера Бассейновой медико-санитарной части работников рыбной промышленности в плавсоставе на судах морского флота рыбной промышленности (не относящихся к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения):

- с 25 января 1979 года по 06 февраля 1980 года - на дизеле-электроходе «М***»;

- с 16 октября 1980 года по 21 марта 1982 года - на учебно-поисковом судне «З***»;

- с 22 марта 1982 года по 19 декабря 1983 года - на танкере «У***»;

- с 21 мая 1984 года по 12 мая 1985 года - на РТМС «Г***»;

- с 06 июня 1986 года по 17 августа 1986 года - на РТМС «О***».

В остальной части иска о включении периодов работы в специальный стаж отказать.

Обязать Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Зарудневу М*** В*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 31 мая 2010 года.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., объяснения Заруднева М.В., просившего отказать в удовлетворении жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Заруднев М.В. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Управлению Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее - УПФ РФ) о включении  в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда,  периодов работы:

- с 08 апреля 1974 года по 03 мая 1975 года - в должности медицинского брата, медицинской сестры в терапевтическом кабинете, вызывного фельдшера в туберкулезной больнице О***;

- с 30 сентября 1977 года по 24 декабря 1987 года - в должности фельдшера в Б*** на судах морского флота рыбной промышленности.

Кроме того, истец просил ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой с тяжелыми условиями труда с 31 мая 2010 года.

Свои требования истец мотивировал тем, что комиссией по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав УПФ РФ в назначении досрочной пенсии по старости ему было отказано из-за отсутствия специального стажа. Отказ незаконен, поскольку факт работы в качестве медицинского брата, медицинской сестры в терапевтическом кабинете, вызывного фельдшера в туберкулезной больнице О***,  в должности фельдшера в Б*** на судах морского флота рыбной промышленности подтверждается его трудовой книжкой, письмами и справками. Из этих документов следует, что им выполнялась работа в течение полного рабочего дня, которая предусмотрена Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 1991 года, и которым предусмотрено его право на досрочное назначение пенсии по старости.

 

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Оленекская Центральная районная больница Республики Якутия, ГУЗ «Краевая клиническая больница № 2».

 

Рассмотрев данное заявление, суд постановил решение, приведенное выше.

 

В кассационной  жалобе УПФ РФ просит решение суда отменить.

Автор жалобы указывает, что истец не представил документов, подтверждающих, что он состоял в плавсоставе судов в спорные периоды работы. Кроме того, Заруднев М.В. обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, не представив необходимых для этого документов, и, следовательно, оснований для назначения пенсии с 31 мая 2010 года у суда не имелось.

 

Поскольку ответчик был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения его кассационной жалобы, в суд второй инстанции не явился, не представил заявление об отложении рассмотрения жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности присутствия в судебном разбирательстве суда кассационной инстанции в назначенное время, оснований для отложения судебного разбирательства не имеется.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (ч. 1 ст. 347 ГПК РФ).

 

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к правильному выводу, что Заруднев М.В., работая фельдшером на морских судах У*** «В***» и предприятии морского флота рыбной промышленности «Т***», входил в плавсостав этих судов, вследствие чего его исковые требования о включении в специальный стаж периодов работы на судах флота:

- с 25 января 1979 года по 06 февраля 1980 года - на дизеле-электроходе «М***»;

- с 16 октября 1980 года по 21 марта 1982 года - на учебно-поисковом судне «З***»;

- с 22 марта 1982 года по 19 декабря 1983 года - на танкере «У***»;

- с 21 мая 1984 года по 12 мая 1985 года - на РТМС «Г***»;

- с 06 июня 1986 года по 17 августа 1986 года - на РТМС «О***», являются обоснованными.

 

Этот вывод основан на требованиях норм материального права, согласуется с исследованными в суде материалами дела.

 

В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

 

Исходя из буквального толкования указанной нормы Закона плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности, пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы, в зависимости от наименования их профессий и должностей. При этом не имеет значения и ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.

 

Иными словами, необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.

 

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подпункта «и» пункта 1 статьи 12 Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 ноября 1990 года.

 

Согласно Конвенции по облегчению международного морского судоходства (FAL) (заключена в г. Лондоне 09 апреля 1965 года) (Конвенция вступила в силу, в том числе для СССР, 05 марта 1967 года) членом экипажа судна является любое лицо, действительно занятое во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенное в судовую роль.

 

Статьей 52 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусмотрено, что в состав экипажа судна входят капитан судна, другие лица командного состава судна и судовая команда.

 

К командному составу судна кроме капитана судна относятся помощники капитана судна, механики, электромеханики, радиоспециалисты и врачи.

 

Согласно п. 27 «Санитарных правил для морских судов СССР» от 22 июля 1964 года экипажем судна считался личный состав судна, внесенный в судовую роль.

 

Согласно Санитарным правилам для морских судов СССР, утвержденным Главным государственным санитарным врачом СССР 21 декабря 1982 года № 2641-82, экипаж судна (плавсостав) состоял из капитана, других лиц командного состава и судовой команды (п.п. 1.4.1).

 

Судовой врач (фельдшер) относился к командному составу судна (п. 1.4.2).

 

Медицинский персонал (врачи, фельдшеры) назначался на суда морского флота для оказания медицинской помощи экипажам и пассажирам в рейсах, для проведения лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий (п. 8.1.1).

 

Медицинский персонал назначался на суда администрацией центральной бассейновой больницы (водздравотдела) по месту приписки судна и состоял в штате этого лечебного учреждения (п. 8.1.3).

 

Судовой врач (фельдшер) в соответствии с Уставом службы ММФ на судне подчинялся непосредственно старшему помощнику капитана по лечебно-профилактической деятельности, главному врачу бассейновой больницы (п. 8.1.4).

 

Таким образом, анализ указанных выше норм международного и национального права позволил суду при разрешении настоящего спора правильно установить, что Заруднев М.В. являлся членом экипажа указанных выше судов, занятым во время рейса на борту выполнением обязанностей, связанных с эксплуатацией судна или обслуживанием на нем, и включенным в судовую роль.

 

При этом в указанные периоды Заруднев М.В. не работал на условиях неполной рабочей недели и неполного рабочего дня.

 

Работа истцом выполнялась в пределах рабочего времени, установленного за ставку должностного оклада.

 

За время работы Заруднев М.В. не находился в отпуске без сохранения заработной платы.

 

В связи с этим суд правильно сделал вывод о том, что должность фельдшера (медицинского работника) относится к плавсоставу судов флота, на которых он работал.

 

При таких обстоятельствах вывод суда о включении в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании подпункта 9 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», перечисленных выше периодов является правильным.

 

В связи с этим доводы жалобы подлежат отклонению, поскольку они не опровергают сделанные судом выводы.

 

При этом следует отметить, что факт отсутствия льготно-уточняющих справок, судовой роли, судовых журналов и др. не может служить основанием для отказа в иске, поскольку вины истца в этом нет.

 

Поскольку истец обратился в УПФ РФ с заявлением о назначении пенсии 28 мая 2010 года, а возраста 55 лет он достиг только 31 мая 2010 года, суд первой инстанции обоснованно и в соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обязал ответчика назначить Зарудневу М.В. трудовую пенсию по старости в связи с работой в тяжелых условиях труда со дня возникновения  права на указанную  пенсию.

 

В связи с изложенным выше доводы жалобы о неправильном определении судом даты назначения пенсии подлежат отклонению как несостоятельные.

 

Таким образом, решение суда первой инстанции основано на правильно установленных обстоятельствах, имеющих значение для дела, соответствует требованиям закона и оснований для его отмены не имеется.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

ОПРЕДЕЛИЛА:

 

Решение  Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 31 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи