Судебный акт
Оспаривание отказа в назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии бывшему муниципальному служащему
Документ от 15.03.2011, опубликован на сайте 25.03.2011 под номером 23970, 2-я гражданская, О признании незаконным отказа в назначении ежемесячной надбавки к трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Манютина Т.А.                                                                           Дело 33-791/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              15 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,             

судей Трифоновой Т.П. и Нефёдова О.Н.,   

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Яковлевой Т*** М*** на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от  26  января  2011 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Яковлевой Т*** М*** к администрации  муниципального образования «Базарносызганский район» о признании незаконным отказа в назначении ежемесячной  надбавки к трудовой пенсии как муниципальному служащему и об обязывании  назначить ежемесячную  надбавку к трудовой пенсии как муниципальному служащему, начиная с 14 июня 2006 года, - оставить  без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения Яковлевой Т.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Яковлева Т.М. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Базарносызганский район» о признании незаконным отказа в назначении ей ежемесячной надбавки к трудовой пенсии как муниципальному служащему и о возложении  обязанности назначить ей указанную надбавку, начиная с 14 июня 2006 года.

Иск мотивировала тем, что с 14.06.2006 г. является получателем трудовой пенсии по старости.  15.11.2010 г. она обратилась с заявлением в администрацию МО «Базарносызганский район» о назначении ей ежемесячной надбавки к трудовой пенсии как  муниципальному служащему, поскольку имеет  необходимый 15-летний стаж работы муниципального служащего.  Однако в назначении указанной надбавки ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 15-летнего стажа муниципальной службы. С отказом в назначении надбавки к пенсии она не согласна. Считает, что при рассмотрении вопроса о назначении ей надбавки к пенсии был неверно посчитан её стаж муниципальной службы. Ответчиком не засчитан в стаж муниципальной службы периоды её работы: с 11.11.1991 г. по 24.03.1992 г. (4 мес. 13 дней) в должности заведующей отделом писем *** районной редакции газеты «Н***», с 31.08.2005 г. по 13.06.2006 г. (9 месяцев 14 дней) время получения пособия по безработице в центре занятости населения.

Кроме того, в нарушение Положения «Об установлении, выплате и перерасчете ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и муниципальные должности муниципальной службы», утвержденного решением Совета депутатов МО Базарносызганский район» от 11.02.2010 г. за № 52, ответ на её заявление был дан  ей лишь 15.12.2010 г., т.е. по истечении месяца, а не 14-ти дневного срока, как установлено Положением. 

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  Яковлева Т.М. не соглашается с решением суда,  просит его отменить, передать дело на новое рассмотрение и вынести частное определение в адрес  работников администрации МО «Базарносызганский район» за умышленное воспрепятствование  рассмотрению ее заявления.  В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.  Считает, что имеет право на назначение доплаты к трудовой пенсии как муниципальный служащий с 14.06.2006г. Указывает при этом, что в стаж муниципальной службы подлежит зачету период с 04.12.1989 по 11.11.1991 в полном объеме, поскольку она была уволена позже других партийных работников. Также, по мнению истицы, подлежит включению в стаж муниципальной службы период её работы с 11.11.1991 по 24.03.1992 в редакции районной газеты *** поскольку учредителям данной газеты выступал РК КПСС и райисполком Базарносызганского района. Необоснованно отказано судом во включении в стаж муниципальной службы периода получения ею пособия по безработице в центре занятости населения, поскольку она была уволена с муниципальной службы по сокращению штата. При зачете всех вышеуказанных периодов её стаж муниципальной службы составит более 15 лет, в связи с чем она имеет право на доплату к государственной пенсии как муниципальный служащий. 

В возражениях на кассационную жалобу администрация муниципального образования  «Базарносызганский район» Ульяновской области  просит оставить жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В ходе рассмотрения дела установлено, что с 14.06.2006 года Яковлева Т.М. является получателем трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 15.11.2010 года она обратилась с заявлением на имя Главы администрации Базарносызганского района о назначении ей муниципальной пенсии в связи с наличием у неё необходимого для назначения указанной пенсии 15-летнего стажа муниципальной службы. Письмом от 14.12.2010года  в назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия у неё необходимого для назначения пенсии 15-летнего стажа муниципальной службы. По подсчетам администрации МО «Базарносызганский район» стаж муниципальной службы Яковлевой Т.М. составил 13 лет 5 мес. 15 дней. В стаж муниципальной службы были включены периоды работы Яковлевой Т.М. с 04.12.1989 по 14.03.1990 – работа в Б*** в должности заместителя заведующего орготделом - зав. сектором партийного учета и с 25.03.1992 по 30.05.2005 – работа в должности заместителя Комитета социальной защиты населения администрации Базарносызганского района.

В соответствии с частью 9 статьи 34, частью 2 статьи 53 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления N 131-ФЗ, частью 2 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов,  членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения. Финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления осуществляется исключительно    за    счет    собственных    доходов    бюджетов соответствующих муниципальных образований. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных  выплат  и  порядок  их  осуществления устанавливаются муниципальными   правовыми   актами,   издаваемыми   представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 25 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" N 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды работы на 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (часть 1).

Порядок исчисления стажа муниципальной службы и зачета в него иных периодов трудовой деятельности помимо указанных в части 1 настоящей статьи устанавливается законом субъекта Российской Федерации (часть 2).

Аналогичные нормы содержатся в Законе Ульяновской области от 07.11.2007 г. № 163 -30 (в редакции Закона Ульяновской области № 142-30 от 07.10.2010г.) «О муниципальной службе в Ульяновской области», которым утвержден Реестр должностей муниципальной службы (Приложение № 1).

Решением Совета депутатов МО «Базарносызганский район» № 52 от 11.02.2010 «О некоторых социальных гарантиях муниципальных служащих и лиц, замещающих выборные должности муниципального образования «Базарносызганский район» утверждено Положение об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим выборные должности и должности муниципальной службы МО «Базарносызганский район» на 01.01.2006г. и позднее».

Пунктом 2 Положения № 52 предусмотрено, что лица, замещавшие на постоянной основе не менее одного года муниципальные должности МО «Базарносызганский район» Ульяновской области, предусмотренные Перечнем (далее именуются муниципальные должности), получавшие денежное содержание (денежное вознаграждение) за счет средств бюджета МО «Базарносызганский район» и освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, имеют право на ежемесячную пенсию за выслугу лет. При установлении ежемесячной пенсии за выслугу лет периоды замещения муниципальных должностей суммируются. Для исчисления размера пенсии данной категории лиц общий стаж муниципальной службы и замещения муниципальной должности должен составлять не менее 15 лет.

В соответствии с п. 13 Положения № 52 при исчислении стажа государственной службы, дающего право на ежемесячную пенсию за выслугу лет, учитываются время замещения должностей федеральной службы, государственных должностей государственной службы субъектов РФ, муниципальных должностей муниципальной службы, а также периоды замещения государственных должностей РФ, государственных должностей субъектов РФ, выборных муниципальных должностей, время работы в государственных органах, органах государственной власти субъектов РФ, органах государственной власти и управления РСФСР и СССР.

В Приложении 7 к указанному Положению установлен перечень периодов работы (службы), включаемых в стаж муниципальной службы лиц, замещающих муниципальные должности муниципальной службы МО «Базарносызганский район», дающие право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет.

Истица считает, что в стаж муниципальной службы подлежит включению (в полном объеме) период с 04.12.1989 по 11.11.1991 - работа в Б*** в должности заместителя заведующего орготделом – зав. сектором партийного учета. 

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что работа истицы в указанной должности подлежит включению в стаж муниципальной службы только до 14.03.1990г. (до введения в действие в новой редакции статьи 6 Конституции (основного закона) СССР), не включая периоды работы на должностях в парткомах на предприятиях, в организациях и учреждениях (п. 19 Перечня).

Аналогичная норма содержится и в Указе Президента РФ от 20.09.2010 г. за № 1141 (в редакции Указа Президента РФ от 14.01.2011 г. № 38), которым утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим (пункт 18).

Также истица считает, что в стаж муниципальной службы подлежит включению время её работы с 11.11.1991 по 24.03.1992 в редакции районной газеты «Н***», поскольку указанная работа относится к государственной службе.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о необоснованности требований истицы в этой части.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также - государственные должности) - должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственная  гражданская  служба Российской Федерации  -   вид   государственной   службы,   представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации  по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (ст. 3, Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Должности федеральной государственной гражданской службы учреждаются федеральным законом или указом Президента Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации - законами или иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Федерального закона в целях обеспечения исполнения полномочий государственного органа либо лица, замещающего государственную должность (ст. 8 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").

Аналогичные положения содержатся в Законе Ульяновской области от 30.11.2004 г. за № 085-30 «О государственной гражданской службе Ульяновской области» (статья 1, статья 6).

Законом Ульяновской области от 19.12.2006 г. № 212 -30 «О Реестре должностей государственной гражданской службы Ульяновской области» (в редакции Закона Ульяновской области от 01.12.2010 г. № 203-30) утвержден Реестр должностей государственной гражданской службы Ульяновской области, в который включены перечень должностей в аппарате Законодательного Собрания Ульяновской области, в Правительстве Ульяновской области, в аппарате Правительства Ульяновской области, в органах исполнительной власти Ульяновской области, в аппарате Избирательной комиссии Ульяновской области, в территориальных избирательных комиссиях Ульяновской области, в аппарате мировых судей Ульяновской области, в Счетной палате Ульяновской области, в аппарате Уполномоченного по правам человека в Ульяновской области, в аппарате Уполномоченного по противодействию коррупции в Ульяновской области.

В статье 2 Закона Ульяновской области «О государственных должностях Ульяновской области» от 30.01.2006 г. № 06-30 (в редакции Закона Ульяновской области от 07.10.2010 г. № 147-30) указано, что государственными должностями признаются должности, устанавливаемые Уставом Ульяновской области и законами Ульяновской области для непосредственного исполнения полномочий государственных органов Ульяновской области, включенные в перечень государственных должностей,  утвержденный настоящим Законом.

В статье третьей вышеназванного закона содержится Перечень государственных должностей Ульяновской области.

Должность «заведующий отделом писем районной газеты»   не входит в Реестр должностей муниципальной службы, не относится к должностям муниципальной службы в органах местного самоуправления, не относится к государственной гражданской службе в государственных органах Ульяновской области и РФ, не относится к государственным должностям Российской Федерации и к государственным должностям Ульяновской области.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что данный период работы истцы не подлежит включению в стаж муниципальной службы.

Также не основан на нормах действующего законодательства довод истицы о том, что период получения ею пособия по безработице в центре занятости населения с 31.08.2005 г. по 13.06.2006 г. должен быть включен в стаж муниципальной службы (после увольнения её по сокращению штатов из Комитета социальной защиты населения администрации Базарносызганского района»). Ссылки истицы на нормы Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в данном случае не применима. Время получения пособия по безработице засчитывается в страховой стаж (страховой стаж - учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж) для назначения пенсии в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (ст. 10 закона).

Вопросы назначения доплаты к государственной пенсии как за муниципальную службу регулируются специальными нормативно-правовыми актами, которые не предусматривают возможность включения в стаж муниципальной службы периода получения пособия по безработице.

Поскольку у истицы отсутствует необходимый для назначения пенсии стаж муниципальной службы, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу об отказе в назначении ей  ежемесячной доплаты к государственной пенсии в соответствии с решением Совета депутатов МО «Базарносызганский район» № 52 от 11.02.2010 года.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от  26  января  2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Яковлевой Т*** М*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                           

 

Судьи