Судебный акт
Отказ в признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья
Документ от 22.03.2011, опубликован на сайте 31.03.2011 под номером 24009, 2-я гражданская, Об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                              Дело № 33-975/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          22 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Рассадиной М*** Я*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Рассадиной М*** Я*** к мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Рассадина В.В., представляющего по доверенности интересы Рассадиной М.Я. и поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Рассадина М.Я. обратилась в суд с иском к мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что она является вдовой ветерана Великой Отечественной войны. Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 09.12.2010 г. ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий на том основании, что у нее в собственности имеется жилой дом общей площадью 44,29 кв.м, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, с. С***, ул. Б***, дом ***. Данный отказ полагает незаконным, поскольку с 26.05.2010г. зарегистрирована по месту жительства и проживает в 3-х комнатной квартире общей площадью 48,57 кв.м, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, ***, с составом проживающих 5 человек. Приходящаяся на каждого члена семьи площадь не превышает учетной нормы площади жилого помещения 12 кв.м, установленной решением Ульяновской Городской Думы № 136 от 13.07.2005 г. Жилой дом, расположенный по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, с. С***, ул. Б***, ***, ей не принадлежит, правоустанавливающие документы на него отсутствуют. Более того, проживать в указанном доме в силу преклонного возраста и отсутствия там удобств не имеет возможности.

 

Разрешив по существу заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Рассадина М.Я. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение. Приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении, дополнительно указывает, что жилой дом по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, с. С***, ул. Б***, д. *** она продала в августе 2009 года Лайковой Н.В., выдав последней соответствующую генеральную доверенность на оформление документов и получив за дом деньги в сумме 50 000 рублей. В настоящее время собственником земельного участка по вышеуказанному адресу является Л*** М.А. С регистрационного учета по месту жительства в упомянутом доме она – Рассадина М.Я. снялась весной 2010 года. Отчуждение жилого дома не может считаться ухудшением жилищных условий, поскольку на момент совершения сделки согласно Федеральному закону «О ветеранах» обеспечение жильем обуславливалось постановкой на учет в качестве нуждающихся в получении жилья до 1 марта 2005 года.

Истица полагает необоснованными ссылки суда на наличие в собственности жены ее сына – Рассадиной Р.М. жилого дома, расположенного по адресу: г.Ульяновск, 2 пер. В***, ***, так как согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий по обеспечению жильем предоставляются независимо от имущественного положения названных лиц. Рассадиной Р.М. указанный дом был продан в августе 2010 года. Однако это не является ухудшением жилищных условий, так как дом принадлежал Рассадиной Р.М.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 г. №  5-ФЗ  «О ветеранах» меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. К числу мер социальной поддержки, предоставляемых указанным лицам, отнесено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 данного Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ от 07.05.2008 г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» предписано завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Данные нормативные акты содержат прямое указание на необходимость обеспечения жильем не всех членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а только тех из них, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим жилищным законодательством.

Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

 

Как следует из материалов дела, Рассадина М.Я. является вдовой участника Великой Отечественной войны и имеет право на меры социальной поддержки, установленные статьей 21 Федерального закона «О ветеранах».

С 05.02.1980 г. по 21.05.2010 г. Рассадина М.Я. была зарегистрирована по месту жительства в доме жилой площадью 44,29 кв. м, расположенном по адресу: Ульяновская область, Ч*** район, с. С***, ул. Б***, ***.

Согласно техническому паспорту, составленному по состоянию на 21.10.2010 г. и выписке от 21.01.2011 г. из похозяйственной книги, указанный жилой дом принадлежит ей.

Комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г.Ульяновска 09.12.2010 г. (протокол № ***) Рассадиной М.Я. отказано в признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Рассадиной М.Я. о признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

 

Доводы кассационной жалобы об отчуждении жилого дома в с. С*** не могут быть признаны состоятельными, поскольку на момент рассмотрения Комиссией по учету и распределению жилой площади при мэрии г. Ульяновска заявления Рассадиной М.Я. подтверждающие это документы не предоставлялись.

Сама по себе выдача в 2009 году на имя Л*** Н.В. доверенности с правом продажи жилого дома № *** по ул. Б*** в с. С*** отчуждение данного имущества не подтверждает.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, поскольку право собственности на вышеназванный жилой дом до настоящего времени за иными лицами не зарегистрировано, его собственником остается Рассадина М.Я. Регистрация права собственности на земельный участок при домовладении за Лайковой Н.В. об обратном не свидетельствует.

В установленном постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» порядке принадлежащий истице дом непригодным для проживания не признавался.

 

Судебная коллегия соглашается с выводами суда о необходимости учета иных жилых помещений, принадлежащих семье Рассадиных.

Из материалов дела следует, что с 26.05.2010 г. Рассадина М.Я. зарегистрирована по месту жительства в принадлежащей ее сыну – Рассадину В.В. и жене последнего – Рассадиной Р.М. квартире общей площадью 48,57 кв.м квартире, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, д. ***, кв. ***, где кроме перечисленных лиц проживают дети собственников – Рассадин И.В. и Рассадина С.В.

Статьей 51 ЖК РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В силу части 2 указанной статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

 

Ссылки в кассационной жалобе на то, что принадлежавший Рассадиной Р.М. жилой дом, расположенный по адресу: г. Ульяновск, 2 пер. В***, ***, общей площадью 584,3 кв.м в октябре 2010 года был продан, правильность принятого решения не исключают.

Согласно представленной выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, внуку истицы – Рассадину И.В., зарегистрированному вместе с ней в квартире № *** дома № *** по ул. Отрадная, принадлежит квартира по адресу: г. Ульяновск, поселок У***, д. ***, кв. ***.

При суммировании общей площади принадлежащих членам семьи Рассадиных жилых помещений для определения уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истица не может считаться нуждающейся в улучшении жилищных условий. Доводы кассационной жалобы о недопустимости подобного суммирования отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Рассадиной М*** Я*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи