Судебный акт
Доплата к социальной пенсии
Документ от 22.03.2011, опубликован на сайте 31.03.2011 под номером 24033, 2-я гражданская, Об обязании выплатить недополученную пенсию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Алексеева Е.В.                                                                           Дело 33-974/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             22  марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королевой А.В.,             

судей Трифоновой Т.П. и Нефёдова О.Н.,   

при секретаре  Высоцкой А.В.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Низамова Р*** Ф*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от  18 января  2011 года,  по которому постановлено:

 

Исковые требования Низамова  Р***  Ф***  к Правительству Ульяновской области о признании действий незаконными, взыскании недополученных денежных сумм оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П.,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Низамов  Р. Ф. обратился в суд с иском  к Правительству Ульяновской области о признании действий незаконными, взыскании недополученных денежных сумм.

Иск мотивировал тем, что  Правительством Ульяновской области  29.09.2009 года установлена величина прожиточного минимума в размере 3966 руб.  на 2010 год. Указанный размер прожиточного минимума значительно ниже прожиточного минимума,  установленного Постановлением Правительства РФ  от 15.07.2010 года за № 529, который для пенсионеров составляет 4395 руб. Он является получателем  государственной социальной  пенсии по инвалидности, выплату пенсии осуществляет ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска с 01.11.2006 года.  С 01.01.2010 года в соответствии с Федеральным законом №178 «О государственной социальной помощи» ему начислена социальная доплата к пенсии. Федеральная доплата устанавливается  пенсионеру органом пенсионного фонда, если общая сумма  его материального обеспечения  не достигает величины прожиточного минимума пенсионера.   Таким  образом, с 01.01.2010 года он должен ежемесячно получать  4 395 руб., тогда как  выплачивается ему ежемесячно только 3966 руб. Просил признать действия Правительства Ульяновской области незаконными и взыскать с ответчика  за счет средств   бюджета Ульяновской области  недополученные денежные  средства  начиная с 01.01.2010 года.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Низамов  Р.Ф. решение суда считает незаконным и просит его отменить,  указывая, что при начислении социальной доплаты к пенсии   необходимо применять размер прожиточного минимума, установленный Постановлением Правительства РФ  от 15.07.2010 года за № 529, в размере 4395 руб. для пенсионеров.  Вместе  с тем суд незаконно применил при рассмотрении дела Постановление Правительства Ульяновской области от 29.09.2009 № 129-ЗО, которым установлен прожиточный минимум для пенсионеров в сумме 3966 руб. в месяц.

В решении суда не отражены документы, представленные им в обоснование своей позиции по делу: публикации в Российской газете, а также Постановление Правительства РФ от 15.07.2010 № 529.

Суд не предоставил ему возможность ознакомиться с документами, представленными Правительством Ульяновской области, в обоснование своей позиции по делу.

В возражениях на кассационную жалобу ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Заволжском районе г. Ульяновска решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

В судебное заседание участники  процесса не явились. Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска и Правительство Ульяновской области представили заявления о рассмотрении дела в своё отсутствие.

Низамов Р.Ф. в судебное заседание не явился, поскольку отбывает наказание в местах лишения свободы. О дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что Низамов Р.Ф. с 01.11.2006 года является получателем  государственной социальной пенсии по инвалидности, которую ему выплачивает УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска. 

В соответствии с п. 1 ст. 12.1 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи», общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

Согласно ст. 1 вышеуказанного закона социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к пенсии с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.          При этом федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации (ст. 4 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи»).

С учётом вышеизложенного, доводы истца о том, что общая сумма его материального обеспечения должна быть равной величине прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации, не основан на законе. 

В целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", статьей 1 Закона Ульяновской области от 29.09.2009 N 129-ЗО "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области на 2010 финансовый год" на 2010 год установлена величина прожиточного минимума пенсионера в Ульяновской области в размере 3966 рублей в месяц.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по состоянию на 01.01.2010 года размер социальной пенсии по инвалидности 3 группы составлял 2177,70 руб. размер ежемесячной денежной выплата инвалиду 3 группы по состоянию на 01.01.2010 года составлял 1236 руб. (ст. 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Согласно пунктам 2-3 ст. 12.1 Федерального закона № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи» при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой части трудовой пенсии по старости в случае отказа пенсионера от ее получения в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

Таким образом, с 01.01.2010 года размер социальной доплаты к пенсии истца составил: 3966 – 2177,70 – 1236 = 552,3 руб.

С 01.04.2010г. в связи с индексацией размера пенсий размер социальной пенсии, выплачиваемой истцу, составил 2369,34 руб., размер ежемесячной денежной выплаты – 1359,60 руб. При таких обстоятельствах размер  социальной доплаты к пенсии составил: 3966 – 2369,34 – 1359,6 = 237,06 руб.

С 01.07.2010г. общая сумма материального обеспечения истца составила 3809,73 руб. (сумма социальной пенсии 2450,13 руб. и ежемесячной денежной выплаты) – 1359,6 руб.). Размер федеральной социальной доплаты к пенсии -156,27 руб.  (3966 – 3809,73).

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что федеральная социальная доплата к пенсии установлена истцу в соответствии с действующим законодательством. Данная доплата установлена с таким расчетом, что общая сумма материального обеспечения истца равна величине прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ – в Ульяновской области.

Доводы кассационной жалобы истца основаны на неверной трактовке действующего законодательства.

Поскольку нарушений норм материального и процессуального законодательств при рассмотрении данного дела судом не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется. 

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска  от 18 января 2011 года без изменения, а  кассационную жалобу Низамова Р*** Ф***   – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи