Судебный акт
Признание незаконным бездействия по устранению нарушений требований пожарной безопасности
Документ от 22.03.2011, опубликован на сайте 05.04.2011 под номером 24063, 2-я гражданская, О признании бездействия незаконным и понуждении к устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Коненкова Л.Г.                                                                           Дело № 33- 991/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   22 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей   Гурьяновой О.В. и Камаловой Е.Я., 

при секретаре  Яковлевой Т.Ю.                    

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области на решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 25», Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***, ул. Т***, д.***.

Обязать областное государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональное училище № 25», Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***, ул. Т***, д.***, а именно:

- оборудовать помещение общежития автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения людей о пожаре 3-го типа;

-  обеспечить здание общежития первичными средствами пожаротушения;

- выполнить соединение жил электропроводов в распределительных коробках при помощи опрессовки, сварки или пайки;

- в коридорах 1, 2 и 3 этажей, а также в тамбурах и подсобных помещениях светильники электроосвещения оснастить колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильников;

- освободить проход с центральной лестничной клетки ко второму эвакуационному выходу;

-  произвести испытание внутренней электросети здания;

- проверить состояние огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли;

- провести эксплуатационные испытания пожарных лестниц;

- пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода  укомплектовать гайками, рукавами и стволами, а также устройствами для открывания кранов;

- выполнить план эвакуации в случае пожара в соответствии с  фактическим планировочным решением здания.

Взыскать с областного государственного образовательного учреждения начального профессионального образования «Профессиональное училище № 25» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 200 руб.

 

Заслушав доклад судьи Камаловой Е.Я., объяснения представителя ответчика Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области Каранкиной О.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ответчика ОГОУ НПО  «ПУ №25» Симаковой Л.А.,  полагавшей решение суда законным и обоснованным, прокурора Сальникова А.А.,  считавшего решение не подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц к областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 25», Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области о признании незаконным бездействия по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности и понуждении к устранению данных нарушений.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области была проведена проверка в здании общежития, расположенного по адресу: У*** область, р.п. Н***, ул. Т***, д. ***, в ходе которой были установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, которые создают угрозу жизни и здоровья проживающих в нём лиц. Здание находится в оперативном управлении ОГОУ НПО «ПУ № 25» и является собственностью Ульяновской области. Полагал, что в силу ст. 210 ГК Российской Федерации собственник должен нести бремя содержания имущества.

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, постановил приведённое выше решение.

В кассационной жалобе Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, не соглашаясь с состоявшимся решением, просит его отменить.

В обоснование доводов указывает, что общежитие ОГОУ НПО «ПУ № 25» является структурным подразделением данной организации и закреплено за ним на праве оперативного управления. Полагает, что согласно положению о Департаменте госимущества Ульяновской области в полномочия последнего  не входит обеспечение пожарной безопасности зданий и сооружений, закрепленных за предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Учредителем общежития является Министерство образования Ульяновской области, которое  должно осуществлять контроль в отношении подведомственных учреждений. Кроме того, Департамент госимущества Ульяновской области не сможет исполнить требование прокуратуры в сфере нарушения законодательства о пожарной безопасности ввиду того, что денежные средства на это никогда не предусматривались в составе бюджета Департамента. Считает, что оспариваемое решение нарушает единообразие судебной практики по аналогичным делам. Наряду с этим указывает, что на основании абз.6 части 2 статьи 120 ГК РФ  собственник  имущества  бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В возражениях  на кассационную жалобу прокурор Новоспасского района Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области - без удовлетворения.

Проверив материалы гражданского дела, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части по следующим основаниям.

Судом установлено, что в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №25» в ходе проведения прокурорской проверки в  конце 2010 года  установлены нарушения требований пожарной безопасности. Факт наличия данных нарушений также подтверждается актом проверки №*** от 17 августа 2010 года, предписанием №*** по устранению нарушений требований пожарной безопасности от 17 августа 2010 года, обращением Главного государственного инспектора Новоспасского  района по пожарному надзору в прокуратуру района.

В соответствии с требованиями статьи 34 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

При этом в силу статьи 37  данного закона  руководители организаций имеют право вносить в органы государственной власти и органы местного самоуправления предложения по обеспечению пожарной безопасности и обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.

На основании пунктов  4 и 10 Правил пожарной безопасности, утверждённых Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 313 от 18 июня 2003 года (далее ППБ 01-03), руководители организаций и индивидуальные предприниматели на своих объектах должны иметь систему пожарной безопасности, направленную на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, в том числе их вторичных проявлений.

Из материалов дела следует, что за ОГОУ НПО «ПУ № 25» на праве оперативного управления закреплено здание общежития, находящееся по адресу: У*** область, Н*** район, р.п.Н***, ул. Т***, д.***, являющееся собственностью Ульяновской области.

Судом установлено, что нарушения требований пожарной безопасности имеют место на протяжении длительного времени и выявлялись соответствующим актом проверки от *** года.

Ввиду установления наличия данных нарушений в здании общежития ОГОУ НПО «ПУ №25», которые им длительное время не устранялись, судом правомерно признано незаконным бездействие ответчика - ОГОУ НПО «ПУ №25» по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности  и на ответчика возложена обязанность по устранению установленных  нарушений.

Вместе с тем с выводом суда о  наличии бездействия Департамента  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области  и необходимости возложения  на него указанной выше обязанности  судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

ОГОУ НПО «ПУ № 25» по своей организационно-правовой форме является  учреждением, его учредителем от имени Ульяновской области выступает  Министерство образования Ульяновской области.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1  «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за этим учреждением собственности. Контроль деятельности образовательного учреждения в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

Аналогичное положение содержит и пункт 54 Типового положения «Об образовательном учреждении начального профессионального образования», утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 г. №521.

В соответствии с пунктами 1.4 и 1.8  устава ОГОУ НПО «ПУ №25»  ответчик  является подведомственным учреждением Министерства образования Ульяновской области и финансируется за счет средств областного бюджета Ульяновской области, привлеченных внебюджетных средств в соответствии с действующим законодательством и настоящим уставом. Финансирование учреждения осуществляется через главного распорядителя средств областного бюджета Ульяновской области – Министерство образования Ульяновской области.

Из положений п.7.1 Устава образовательного учреждения усматривается, что в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (далее собственник имущества) закрепляет за учреждением на праве оперативного управления здания, сооружения, имущество и оборудование, а также иное необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения. Учреждение несет ответственность перед собственником имущества за сохранность и эффективное использование закрепленной за образовательным учреждением собственности.

На основании п.п.1  раздела 6-1 Устава  Департамент в пределах своей компетенции осуществляет  полномочия собственника  государственного имущества Ульяновской области, находящегося у Учреждения на праве оперативного управления.

Вместе с тем на основании абзаца 6  пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей  на момент рассмотрения дела) бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

Поскольку суду не было предоставлено доказательств, подтверждающих вынесение ранее представлений об устранении нарушений правил пожарной безопасности в здании общежития в адрес Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, что свидетельствовало бы  о наличии  его обязанности  по их устранению, вывод о бездействии Департамента государственного имущества и  земельных отношений  Ульяновской области по устранению нарушений пожарной безопасности является  неправомерным.

С учетом изложенного, применение судом к данным правоотношениям  положений о субсидиарной ответственности собственника  имущества бюджетной организации противоречит материалам дела и нормам действующего гражданского законодательства. Соответственно, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по делу, а исковые требования, заявленные прокурором к нему, удовлетворению не подлежат.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене в указанной части с  принятием  в данной части нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области о признании незаконным бездействия Департамента  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***,  ул.Т***, д.***,  и возложении  на  него  обязанности по  устранению данных нарушений.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Новоспасского районного суда Ульяновской области от 08 февраля 2011 г. в части признания незаконным бездействия Департамента  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по устранению нарушений  требований законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***,  ул.Т***, д.***,  и возложении на него обязанности по  устранению данных нарушений - отменить.

Принять  в данной части  новое решение.

В удовлетворении исковых требований прокурора Новоспасского района Ульяновской области  в защиту  интересов неопределенного круга лиц  о признании незаконным бездействия Департамента  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области по устранению нарушений требований законодательства о пожарной безопасности в здании общежития на 200 мест, расположенного по адресу: У*** область, Н*** район, р.п. Н***,  ул.Т***, д.***,  и возложении  на  Департамент  государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области обязанности по  устранению данных нарушений – отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи