Судебный акт
Об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество (скотомогильник)
Документ от 22.03.2011, опубликован на сайте 04.04.2011 под номером 24115, 2-я гражданская, Об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Ибрагимова Е.А.                                                                        Дело № 33-976-2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 22 марта 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Бабойдо И.А., Булгакова Г.М., 

при секретаре    Свинцовой Е.Ю.                 

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Правительства Ульяновской области – Кузнецовой Н.Г. на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля  2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Старомайнского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км к северо-востоку от с. Базарно-Мордовский Юрткуль Старомайнского района Ульяновской области.

Обязать Правительство Ульяновской области обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный в 1 км к северо-востоку от с. Базарно-Мордовский Юрткуль Старомайнского района Ульяновской области в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года № 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., пояснения представителя Правительства Ульяновской области Шашиной О.А., поддержавшую доводы жалобы, прокурора Николаеву Н.А., полагавшую необходимым решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Старомайнского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет безхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника.

В обоснование требований иска указано, что проведенной прокуратурой проверкой  установлено, что на территории МО «Матвеевское сельское поселение» в 1 км к северо-востоку от с. Базарно-Мордовский Юрткуль расположен скотомогильник (яма Беккари), состояние которого не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. В нарушение п.п.5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995г. № 13-7-2/469, территория скотомогильника не огорожена глухим забором высотой не менее 2 метров с выездными воротами, с внутренней стороны забора отсутствует траншея глубиной 0,8-1,4 метра и шириной не менее 1,5 метра с устройством вала вынутого грунта, с устройством перекидного моста через траншею, в результате чего доступ к указанному объекту осуществляется свободно. Навес над ямой на высоте 2,5 метра, длиной 6 метров и шириной 3 метра не оборудован. Согласно ч.1 ст.35 Закона «Об охране окружающей среды» при размещении зданий, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, обеспечение экономических, демографических, нравственных последствий эксплуатации указанных объектов с соблюдением приоритета сохранения благоприятной среды. Согласно ч.3 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»  ввод в эксплуатацию построенных и реконструированных объектов допускается при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии таких объектов санитарным правилам. Однако в нарушение указанных требований законодательства санитарно-эпидемиологическое заключение на скотомогильник (яму Беккари), расположенный на территории МО «Матвеевское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, отсутствует. Вследствие бесхозности скотомогильника не определен балансодержатель, ответственный за состояние имущества, и поэтому соблюдение законодательства об окружающей среде и ветеринарно-санитарных правил невозможно. В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального Закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению   ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий, согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 названного закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). Скотомогильник, находящийся на территории МО «Матвеевское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области, фактически является бесхозным, порядок его использования никем не контролируется, никто не несет ответственности за нарушение требований ветеринарно-санитарных правил. Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.  Существование на территории поселения скотомогильника в условиях, когда ни одна из организаций не обеспечивает его надлежащее состояние и контроль за использованием, само по себе представляет угрозу для жизни людей. Таким образом, бездействие Правительства Ульяновской области по непостановке на учет бесхозного скотомогильника, непринятие соответствующих мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.

В заявлении ставится вопрос о возложении на Правительство Ульяновской области обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, расположенного в 1 км к северо-востоку от с. Базарно-Мордовский Юрткуль Старомайнского района Ульяновской области, в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области и обустройству указанного скотомогильника в соответствии с требованиями ветеринарно-санитарных правил.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены администрация МО «Старомайнский район» Ульяновской области, Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г.  просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. Автор жалобы находит необоснованным вывод суда о том, что скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, принадлежащее собственности субъекта РФ. Выражает несогласие со ссылкой суда  на абзац 1 п.3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». По мнению автора жалобы, поскольку спорный скотомогильник не указан в Приложениях 1-3 к вышеназванному акту, то он должен относиться к федеральной собственности до передачи в установленном порядке в собственность соответствующего субъекта РФ.

В возражениях (заявление) на кассационную жалобу представитель Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

Судом установлено, что на территории МО «Матвеевское сельское поселение» Старомайнского района Ульяновской области в 1 км к северо-востоку от с. Базарно-Мордовский Юрткуль находится скотомогильник (яма Беккари), площадью 25 кв м .

По делу никем не оспаривалось, что скотомогильник является безхозяйным биологическим объектом, его состояние и обустройство не отвечает предъявляемым требованиям Сан Пин № 13 – 7 2\469 и не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Территория скотомогильника не ограждена от доступа посторонних лиц, животных, нет навеса, отсутствует обваловка, помещение для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, спецодежды, инструментария.  

В соответствии с п.5.6 указанных Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.

Согласно п. 5.8  этих же Правил, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно п.6.2. Правил ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Указанные требования по скотомогильнику не соблюдены.

Суд правильно указал в решении, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Однако согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

При таких обстоятельствах выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, его содержанию отвечают требованиям вышеприведенного законодательства, а доводы кассационной жалобы в этой части обоснованными признать нельзя.

Решение суда является правильным, отмене по доводам кассационной жалобы оно не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Ленинского районного суда г. Ульяновска от 07 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Правительства Ульяновской области – Кузнецовой Н*** Г*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи