Судебный акт
Признание права собственности на квартиру
Документ от 26.04.2011, опубликован на сайте 05.05.2011 под номером 24728, 2-я гражданская, О признании права собственности на жилое помещение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                         Дело № 33-1468/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          26 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Костенко А.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Покачайло Н.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

Признать за Инюшевой Н*** А*** право собственности на квартиру № *** в доме № *** по ул. К*** в р.п. Н*** Ульяновской области общей площадью 57,33 кв.м.

Настоящее решение, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права собственности за Инюшевой Н*** А***.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Инюшева Н.А. обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Управлению Судебного департамента в Ульяновской области о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: Ульяновская обл., р.п. Н***, ул. К***, д. ***, кв. ***.

В обоснование иска указала, что, будучи судьей Николаевского районного суда Ульяновской области, была принята на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий 11 февраля 2000 г. С 16 июня 2006 г. ее полномочия судьи прекращены в связи с уходом в отставку. Решением жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента при ВС РФ в Ульяновской области от 28 мая 2007 г., согласованным постановлением Совета судей Ульяновской области от 25 июня 2007 г., было рекомендовано приобрести трехкомнатную квартиру стоимостью 500 тыс. рублей в р.п. Н*** с последующей передачей в пользование по договору социального найма судье, пребывающему в отставке, Инюшевой Н.А. 05 июля 2007 г. между Управлением Судебного департамента при ВС РФ в Ульяновской области и П*** И.В. был заключен государственный контракт купли-продажи трехкомнатной квартиры, находящейся по адресу: Ульяновская область, р.п. Н***, ул. К***, ***-***, по цене 500 тыс. рублей. Данная квартира является федеральной собственностью, находится в оперативном управлении Управления Судебного департамента в Ульяновской области. Она – Инюшева Н.А. является инвалидом I группы, нуждается в постоянном жизненно-необходимом дорогостоящем лечении, получить которое может только в г. Ульяновске, где вынуждена снимать квартиру.

Ссылаясь на эти обстоятельства, на п. 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Инюшева Н.А. просила признать за ней в порядке приватизации право собственности на спорную квартиру.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области просит решение отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом не применен подлежащий применению в рассматриваемом деле п. 2 статьи 217 ГК РФ, согласно которому при приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные Гражданским кодексом РФ положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное. Специальный порядок приватизации жилищного фонда установлен Законом РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

Указывает на отсутствие правовой оценки договора социального найма и, как следствие, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Спорный объект недвижимости является федеральной собственностью и принадлежит на праве оперативного управления Управлению Судебного департамента в Ульяновской области. В соответствии с п. 1 ст. 49, п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 120, п. 2 ст. 299 ГК РФ учреждения обладают специальной (целевой) правоспособностью и поэтому могут владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом только в целях их создания. В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ (в редакции на момент совершения сделки) было установлено, что учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения. Ссылаясь на данные обстоятельства, ответчик полагает заключенный между Инюшевой Н.А. и Управлением Судебного департамента в Ульяновской области договор социального найма ничтожной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ.

В жалобе также обращается внимание, что решение о приватизации жилых помещений, которые закреплены на праве хозяйственного ведения за государственными унитарными предприятиями или переданы в оперативное управление государственным учреждениям, относится к компетенции данных организаций, и передача таких помещений в собственность граждан осуществляется указанными организациями самостоятельно. При этом согласования с собственником жилых помещений при их отчуждении в порядке приватизации не требуется. Однако правообладатель в лице Управления Судебного департамента в Ульяновской области такого решения не принимал.

 

Инюшева Н.А. в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Как следует из материалов дела, Инюшева Н.А. является судьей, пребывающей в отставке, проживает в квартире по адресу: Ульяновская обл., р.п.Н***, ул. К***, д. ***, кв. ***.

На основании решения жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ульяновской области от 11 февраля 2000г. (протокол №1) Инюшева Н.А., будучи судьей Николаевского районного суда Ульяновской области, была поставлена на учет на улучшение жилищных условий.

С 16 июня 2006 г. полномочия судьи Инюшевой Н.А. прекращены в связи с ее уходом в отставку.

Решением жилищной комиссии при Управлении Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ульяновской области от 28 мая 2007 г., согласованным постановлением Совета судей Ульяновской области от 25 июня 2007 г., Управлению Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ульяновской области было рекомендовано приобрести трехкомнатную квартиру в р.п. Н*** стоимостью 500 тыс. рублей с последующей передачей квартиры в пользование по договору социального найма пребывающей в отставке судье Инюшевой Н.А.

05 июля 2007 г. Управлением Судебного департамента при Верховном Суде РФ в Ульяновской области был заключен государственный контракт на приобретение трехкомнатной квартиры по вышеуказанному адресу, в которой сейчас проживает истица и члены ее семьи.

Спорный объект недвижимости передан Управлению Судебного департамента в Ульяновской области в оперативное управление.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу об обоснованности предъявленных Инюшевой Н.А. требований о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Пунктом 3 ст. 19 Закона РФ от 26.06.1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции, действовавшей на момент постановки Инюшевой Н.А. на учет на улучшение жилищных условий, предусматривалось, что местная администрация обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20 кв. м или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставляется судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобретается судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передается в собственность судьи бесплатно.

Федеральным законом от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ пункт 3 ст. 19 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» изложен в следующей редакции: «Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.».

Таким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им механизм предоставления местными администрациями судьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимесячного срока во внеочередном порядке за счет бюджетных средств, включая передачу им этих помещений в собственность бесплатно.

 

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлениях от 07 марта 1996 года № 6-П, от 17 июля 1998 года № 23-П, от 19 февраля 2002 года № 5-П, а также в Определении от 15 февраля 2005 года № 1-О сформулировал следующие правовые позиции относительно конституционного статуса судей в Российской Федерации.

Статус судьи определяется Конституцией Российской Федерации (статьи 118, 119, 120, 121, 122 и 124), чтобы гарантировать осуществление правосудия независимым и беспристрастным судом. Общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия, что позволяет сохранять доверие к его независимости и беспристрастности. Статус судьи является не личной привилегией, а средством, призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации), служит гарантией общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижаться по отношению к ранее достигнутому.

Данное требование прямо закреплено в Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», согласно части 4 статьи 5 которого во взаимосвязи с его статьей 11 в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и социально-бытового обеспечения. Из этого исходит и Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации», положения которого, основанные на Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О судебной системе Российской Федерации», являются базовыми и, следовательно, исключают в ходе последующей конкретизации и развития ограничение или снижение уровня установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель относит право судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условий, на обеспечение за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.

Следовательно, при переходе к новому порядку обеспечения жильем судей вносимые законодателем изменения не должны приводить к снижению уровня гарантий материального обеспечения, в частности, судей, имевших право на получение предоставляемого им жилья в собственность бесплатно, к числу которых относится и Инюшева Н.А.

В силу изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о сохранении у Инюшевой Н.А., поставленной на учет на улучшение жилищных условий до изменения механизма предоставления жилья судьям, права на получение жилого помещения в собственность бесплатно.

 

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, правильность принятого решения не исключают.

Установленный постановлением Правительства РФ от 21 марта 2008 г. №192 Порядок обеспечения судей, прокуроров и следователей следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2008 г.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 15 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи