Судебный акт
Оспаривание заключения военно-врачебной комиссии
Документ от 26.04.2011, опубликован на сайте 05.05.2011 под номером 24738, 2-я гражданская, о признании результатов военно-врачебной комиссии недействительным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                    Дело № 33-1301/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          26 апреля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Костенко А.П. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Покачайло Н.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Моисеева Ю*** Н*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 10 марта 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Моисеева Ю*** Н*** к ФГУЗ «Медико-санитарная часть УВД по Ульяновской области» о признании результатов военно-врачебной комиссии недействительными, возложении обязанности признать ограниченно годным к военной службе отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Моисеева Ю.Н. и его представителей – Серковой А.Н., Репиной Т.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы; Почтаревой И.Ю., Глебовой Л.Ю., представляющих по доверенности интересы МСЧ УВД по Ульяновской области, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Моисеев Ю.Н. обратился в суд с иском к федеральному государственному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть Управления внутренних дел по Ульяновской области» (МСЧ УВД по Ульяновской области) о признании недействительным заключения военно-врачебной комиссии, обязании признать его ограниченно годным к военной службе.

В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел с августа 1980 г. Был уволен с должности заместителя командира ОМОН согласно приказу УВД по Ульяновской области № 260 л/с от 31 июля 2010 г. (на основании рапорта от 28.07.2010 г. с последующим прохождением ВВК) по пункту «з» части 7 статьи 19 Закона РФ «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья). Согласно свидетельству о болезни № 809 от 09.03.2010 г. был признан годным к службе с незначительными ограничениями на основании статей 30б, 31в, 45в, 46б, 59в, 43г, 66г, 73г графы II Расписания болезней и ТДТ (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14.07.2004 г. № 440). Заключением ВВК у него установлены следующие диагнозы и причинная связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: *** *** – заболевание получено в период военной службы; последствия закрытых черепно-мозговых травм (***) *** – военная травма.

16 июня 2010 г. решением учреждения медико-социальной экспертизы ему установлена впервые инвалидность III группы, причина инвалидности – военная травма. Согласно выводам экспертной комиссии причиной инвалидности является военная травма, которую он получил в 1995, 2000 годах во время боевых действий в Чечне при прохождении военной службы, минновзрывная ЧМТ с кратковременной потерей сознания, и которая повлекла за собой ***

Основываясь на данном заключении, истец полагает, что в соответствии со статьями 31в, 43б, 66б Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, должен был быть признан военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление внутренних дел по Ульяновской области, и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Моисеев Ю.Н. просит решение отменить и направить дело на новое рассмотрение, приводя в обоснование доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывает, что согласно заключению 97 Государственного центра судебно-медицинских и криминологических экспертиз по состоянию на 09 марта 2010 года в соответствии со статьями 30б, 31в, 45в, 46б, 59в, 43г, 66г, 73г графы II расписания болезней и ТДТ (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России 14.07.2004 г. № 440) он должен был быть признан ограниченно годным к военной службе. Полагает, что суд должен был при принятии решения руководствоваться этим заключением, поскольку эксперты указанного экспертного учреждения проводили исследование при использовании метода индивидуальной оценки годности к военной службе. Из заключения следует, что результаты проведенного исследования (состояния здоровья) в совокупности с мнением соответствующего должностного лица (командира), длительной нетрудоспособностью и отсутствием желания продолжить службу по состоянию здоровья не позволяли по состоянию на 09 марта 2010 г. применить метод индивидуальной оценки годности к военной службе по ст. 30б Инструкции, который используется при положительном решении командира о продолжении службы при соответствующем уровне работоспособности подчиненного, а также при наличии желания подчиненного продолжить службу. Это, в свою очередь, требовало применения по ст. 30б Инструкции категории годности – ограниченно годен к военной службе, которая применяется по общему правилу, то есть без использования метода индивидуальной оценки годности к военной службе.

Суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, так как упомянутая статья предусматривает наличие не ***, как это указано в решении, а иных заболеваний ***. К таковым в заключении экспертов отнесены ***

Истец оспаривает выводы суда о том, что его работоспособность была полностью восстановлена после операции на ***. Не соглашается с мнением относительно квалификации врачей ВВК МСЧ УВД по Ульяновской области и экспертов 97 Государственного центра судебно-медицинских и криминологических экспертиз, положенным в основу оценки заключения экспертов. При этом ссылается на то, что в экспертную комиссию входил доцент кафедры нейрохирургии и неврологии Самарского государственного медицинского университета, имеющий ученую степень кандидата медицинских наук и стаж работы по специальности с 1981 года.

 

МСЧ УВД по Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя УВД по Ульяновской области, извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

В соответствии со ст. 29 Закона РФ «О милиции», действовавшего до 1 марта 2011 года, при получении сотрудником милиции в связи с осуществлением служебной деятельности телесных повреждений, исключающих для него возможность дальнейшего прохождения службы, ему выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего денежного содержания из средств соответствующего бюджета с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. № 805 утверждена Инструкция о порядке возмещения ущерба в случае гибели или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких.

В силу п. 19 названной Инструкции, основанием для издания приказа о выплате единовременного пособия в размере пятилетнего денежного содержания являются: исключение возможности дальнейшего прохождения службы сотрудников при вынесении ВВК заключения о категории его годности к военной службе в формулировке «ограниченно годен к военной службе» или «не годен к военной службе», установление причинной связи телесного повреждения в редакции «военная травма» и приказ об увольнении со службы по болезни или ограниченному состоянию здоровья (пункты «ж» и «з» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Причинная связь полученного телесного повреждения с осуществлением служебной деятельности устанавливается в порядке, определенном постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» и приказом МВД РФ от 14.07.2004 г. № 440 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», действовавшим до 04.12.2010 г.

Согласно п. 360.5. по результатам освидетельствования ВВК выносят следующие заключения сотрудникам, курсантам и слушателям образовательных учреждений (кроме колледжей милиции, суворовских военных училищ):

А – годен к военной службе;

Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями (одновременно записывается заключение о годности или негодности сотрудника к службе в занимаемой должности, а в случае негодности к службе по согласованию с руководством органов внутренних дел выносится заключение о годности к службе в другой должности, в которой он может проходить службу без ущерба для здоровья);

В – ограниченно годен к военной службе;

Г – временно негоден к военной службе;

Д – негоден к военной службе.

 

Как следует из материалов дела, Моисеев Ю.Н. проходил службу в органах внутренних дел с августа 1980 года по 02 августа 2010 года.

Уволен из органов внутренних дел с должности заместителя командира отряда милиции особого назначения УВД по Ульяновской области по пункту «з» части 7 статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья) Закона РФ «О милиции».

Перед увольнением со службы истец был освидетельствован военно-врачебной комиссией, которая установила ему следующий диагноз и причинную связь увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания: *** *** – заболевание получено в период военной службы; последствия закрытых черепно-мозговых травм (***) *** – военная травма.

По результатам ВВК ему установлена категория годности к службе: «Б» – годен к военной службе с незначительными ограничениями.

Медицинская документация Моисеева Ю.Н., в том числе результаты стационарного лечения, проводившегося в мае 2010 г., данные освидетельствования учреждением МСЭ в июне 2010 г., были направлены для оценки правильности вынесенного заключения ВВК МСЧ УВД по Ульяновской области в Медико-санитарный центр МВД РФ.

В заключении МСЦ МВД РФ указано, что категория годности к военной службе вынесена ВВК МСЧ УВД по Ульяновской области правильно и обосновано; по последствиям травм, полученных Моисеевым Ю.Н. при исполнении служебных обязанностей, он по диагнозу: «Последствия закрытых черепно-мозговых травм (***) ***. *** – военная травма, на основании статьи 25г расписания болезней (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России от 14 июля 2004 г. № 440) «А» – годен к военной службе.

 

Поскольку истец не согласен с заключением ВВК, в ходе рассмотрения дела 97 Государственным центром судебно-медицинских и криминологических экспертиз (Центрального военного округа) проведена комиссионная экспертиза, установившая, что по состоянию на 09 марта 2010 года в соответствии со статьями 30б, 31в, 45в, 46б, 59в, 43г, 66г, 73г графы II расписания болезней и ТДТ (приложение № 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД России 14.07.2004г. № 440) Моисеев Ю.Н. должен был быть признан ограниченно годным к военной службе (В).

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и пришел к выводу о необоснованности предъявленных Моисеевым Ю.Н. требований о признании его ограниченно годным к военной службе.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.

Ссылки истца в кассационной жалобе на установление ему филиалом № 9 ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» причины инвалидности – военная травма, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года предусмотрено, что медицинское освидетельствование военнослужащих для определения годности к военной службе осуществляется военно-врачебной комиссией.

Заключение эксперта, равно как и другие доказательства по делу, не являются исключительными средствами доказывания и должны оцениваться в совокупности со всеми имеющимися в деле доказательствами (ст. 67, ч. 3 ст. 86 ГПК РФ).

Судебная коллегия соглашается с приведенной в решении оценкой экспертного заключения 97 Государственного центра судебно-медицинских и криминологических экспертиз (Центрального военного округа).

Определяя категорию годности истца – ограниченно годен к военной службе по ст. 30б графы II расписания болезней и ТДТ, эксперты руководствовались желанием Моисеева Ю.Н. быть уволенным по ограниченному состоянию здоровья; мнением командира, что Моисеев Ю.Н. по состоянию здоровья не может исполнять свои служебные обязанности в полном объеме, и длительной нетрудоспособностью истца в 2008-2010 годах (253 дня).

 

При диагностировании заболеваний по ст. 30б графы II расписания болезней и ТДТ предусматривается установление категории годности к службе либо «В» либо «Б-инд».

Согласно п. 125 Инструкции, утвержденной приказом МВД России 14.07.2004 г. № 440, ВВК выносят свои заключения коллегиально с использованием метода индивидуальной оценки годности к службе, военной службе. При индивидуальной оценке годности освидетельствуемого к службе, военной службе учитываются характер заболевания или физического недостатка, степень выраженности функциональных нарушений, а также образование, специальность и фактическая работоспособность освидетельствуемого до поступления и в период службы, военной службы и требования, предъявляемые службой к состоянию здоровья.

Таким образом, индивидуальная оценка определяется объективными данными, а не субъективными – мнением командира и самого освидетельствуемого, как это указано в экспертном заключении.

Нетрудоспособность в течение 253 дней в 2008-2010 годах не может являться основанием для установления категории годности «В», поскольку была обусловлена не только заболеваниями по ст. 30б, но и другими заболеваниями.

При наличии у освидетельствуемого заболеваний, предусмотренных ст. 30б графы II расписания болезней и ТДТ, установление категории годности к службе «В» не имеет приоритета и не может быть обусловлено возможностью исполнения обязанностей по конкретной занимаемой должности.

В соответствии с п. 125 Инструкции сотрудники, слушатели и курсанты образовательных учреждений, признанные годными к военной службе с незначительными ограничениями, к службе в видах деятельности, отнесенных к 1, 2 и 3 группам предназначения, признаются негодными, если иное не оговорено Расписанием болезней. Иными словами сотрудник, годный к военной службе с незначительными ограничениями, может при этом быть негодным к службе в занимаемой должности.

Доводы кассационной жалобы о том, что суду следовало руководствоваться заключением экспертизы, проведенной 97 Государственным центром судебно-медицинских и криминологических экспертиз (Центрального военного округа), являются несостоятельными.

Как указывалось выше, медицинское освидетельствование военнослужащих для определения годности к военной службе осуществляется военно-врачебной комиссией.

Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии, порядок проведения военно-врачебной комиссии и медицинского освидетельствования, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях определены Положением о военно-врачебной экспертизе, которое утверждено Постановлением Правительства РФ от 25.02.2003 г. № 123.

В частности, в нем указано, что военно-врачебные комиссии создаются для проведения военно-врачебной экспертизы в целях определения категории годности граждан Российской Федерации по состоянию здоровья к военной службе, службе в органах внутренних дел, а также в целях определения причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением ими военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел.

Порядок создания, права и обязанности военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии), порядок применения данного Положения и проведения военно-врачебной экспертизы и медицинского освидетельствования в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, органах и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также порядок оформления, рассмотрения и утверждения заключений военно-врачебной комиссии (врачебно-летной комиссии) определяются соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

В органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России на момент прохождения истцом военно-врачебной комиссии действовала Инструкция о порядке проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная Приказом МВД РФ от 14.07.2004 г. № 440.

Согласно данной Инструкции для проведения военно-врачебной экспертизы в органах внутренних дел создаются штатные и нештатные (постоянно и временно действующие) военно-врачебные комиссии и врачебно-летные комиссии.

К штатным военно-врачебными комиссиями относятся ЦВВК МВД России, ЦВВК внутренних войск, ВВК МВД, ГУВД, УВД субъекта Российской Федерации, которые являются учреждениями здравоохранения особого типа. Штатные ВВК размещаются на базе ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждений.

К полномочиям указанных комиссий относится, в том числе определение причинной связи увечий, заболеваний у сотрудников, военнослужащих, граждан, проходивших службу в органах внутренних дел, военную службу (военные сборы) во внутренних войсках; увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний, приведших к смерти указанных лиц, в том числе приведших к смерти лиц, застрахованных в соответствии с законодательством Российской Федерации, до истечения одного года после увольнения со службы (военной службы), после окончания военных сборов; а также определение категории годности по состоянию здоровья граждан к службе в органах внутренних дел, военной службе на момент их увольнения из органов внутренних дел, с военной службы из внутренних войск.

Штатные военно-врачебные комиссии в соответствии со штатом комплектуются врачами-специалистами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, отоларингологом и другими врачами-специалистами.

В силу Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 г. № 30, деятельность военно-врачебной экспертизы включена в перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности, подлежащей лицензированию.

Таким образом, системное толкование вышеуказанных нормативных правовых актов указывает на то, что решение вопросов о годности к военной службе при увольнении со службы, а также установление причинной связи полученных гражданами увечий (ранений, травм и контузий), заболеваний с прохождением военной службы (военных сборов), службы в органах внутренних дел отнесено к ведению специально созданных для этих целей учреждений здравоохранения особого типа, каковыми являются военно-врачебные комиссии. Только данные органы, формируемые в порядке, установленном действующим законодательством, полномочны на проведение военно-врачебных экспертиз.

97 Государственный центр судебно-медицинских и криминологических экспертиз (Центрального военного округа) является специализированным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, созданным для обеспечения исполнения полномочий судов, судей, органов дознания, лиц, производящих дознание, следователей и прокуроров посредством организации и производства судебной экспертизы, лицензии на производство военно-врачебной экспертизы не имеет. В связи с этим и по вышеприведенным основаниям руководствоваться заключением данного экспертного учреждения при рассмотрении настоящего гражданского дела нельзя.

 

В силу изложенного доводы кассационной жалобы судебной коллегией отклоняются, как не нашедшие подтверждения.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Моисеева Ю*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи