Судебный акт
Спор об установлении набавок к заработной плате
Документ от 05.07.2011, опубликован на сайте 21.07.2011 под номером 26546, 2-я гражданская, об обязании установлении ежемесячных надбавок, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Скобенко Е.М.                                                    Дело № 33-2359/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          05 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ильиной В*** Г*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 24 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ильиной В*** Г*** к областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специальному (коррекционному) детскому дому для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» об установлении с 01.01.2009 г. надбавок к заработной плате за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства», за выслугу лет, коэффициентов специфики к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка, для работающих на лазерных установках и генераторах УВЧ, персональной надбавки, взыскании задолженности за период с 01.01.2009 г. до 01.04.2011 г. в сумме 79 922 рубля 70 копеек, компенсации морального вреда в сумме 5 000 рублей отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ильина В.Г. обратилась в суд с иском к областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – специальному (коррекционному) детскому дому для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства») об установлении надбавок к заработной плате, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что работает в ОГОУ СКДД «Дом детства» в должности медицинской сестры по физиотерапии, ее непрерывный стаж работы в данном учреждении составляет 34 года 6 месяцев. До 2009 года ей производили выплату надбавок за работу в специализированном (коррекционном) учреждении (25 %), за выслугу лет (30 %), за работу с детьми-сиротами (20 %) и за повышенную эмоциональную нагрузку – 1 000 руб. С января 2009 года выплата указанных надбавок прекращена, в связи с чем размер заработной платы снизился. Ссылаясь на нормативные акты Правительства Ульяновской области, регулирующие вопросы оплаты труда работников областных государственных учреждений, просила обязать работодателя установить ей ежемесячную надбавку к заработной плате с 01.01.2009 г. за работу в специальном (коррекционном) образовательном учреждении в размере 20 % от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы) – 20 % от должностного оклада; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка и групп в домах ребенка общего типа; коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу на лазерных установках и генераторах УВЧ; персональную надбавку в размере 1 000 руб.; взыскать задолженность по заработной плате с 01.01.2009 г. в сумме 79 922 руб. 70 коп., а также компенсацию морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в сумме 5 000 руб.

 

Рассмотрев по существу предъявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Ильина В.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что суд не проверил характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009 года, то есть входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с переходом на новую систему оплаты труда, в том числе коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу и 20 % – за тип и вид учреждения. Полагает, что суд пришел к неправильному выводу о том, что ей ежемесячно начисляется компенсационная выплата за тип и вид учреждения в размере 20 %, поскольку в расчетных листах данная надбавка указана как выплата за работу с детьми-сиротами. Данные надбавки являются выплатами разного характера, поэтому подлежат суммированию. Кроме того, считает незаконным отказ в установлении ее персональной надбавки к заработной плате в размере 1 000 руб., так как за время работы взысканий и наказаний не имела. После изменения системы оплаты труда размер ее заработной платы уменьшился, что недопустимо.

 

В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Из материалов дела следует, что Ильина В.Г. работает в ОГОУ СКДД «Дом детства» в должности медицинской сестры по физиотерапии, ее непрерывный стаж работы в данном учреждении составляет 34 года.

19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства переименован в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства».

Являясь образовательным учреждением, ОГОУ СКДД «Дом детства» также имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В связи с переходом с 01.01.2009 г. на новую систему оплаты труда размер заработной платы Ильиной В.Г. изменился, с чем она не согласна.

Полагает, что в ее заработок работодатель незаконно перестал включать надбавку за работу в специальном (коррекционном) детском доме в размере 20 % от должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж работы) – 20 % от должностного оклада, коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу – за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка, коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу – за работу на лазерных установках и генераторах УВЧ, а также персональную надбавку в размере 1 000 руб.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Ильиной В.Г., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.02.2005 г. №004-ЗО «Об оплате труда работников областных государственных учреждений», Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений», Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008г. № 353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области», Постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области».

В силу п. 2.2. Положения о формировании отраслевых систем оплаты труда работников областных государственных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 г. № 8/203-П, заработная плата работников областного государственного учреждения включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Согласно п. 4.2. этого же Положения к выплатам компенсационного характера относятся:

доплаты, связанные с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);

доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);

надбавки (доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных категорий работников.

Виды выплат стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников в пределах средств, направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.

Согласно п. 1.3. Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области (утверждено постановлением Правительства Ульяновской области от 18 августа 2008 г. № 353-П) оплата труда медицинских работников образовательных учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников.

Условия оплаты труда медицинских работников регулируются утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 20.10.2008г. № 435-П Положением об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области. Компенсационные надбавки медицинским работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных условиях труда в учреждениях здравоохранения.

На основании вышеуказанных нормативных актом приказом директора ОГОУ СКДД «Дом детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», согласно которому базовый оклад медсестры установлен по профессиональной квалификационной группе соответствующей отрасли.

Пунктами 3.1., 3.10. Положения ОГОУ СКДД «Дом детства» медицинским работникам установлена доплата компенсационного характера за тип и вид учреждения в размере 20 %.

Выплаты стимулирующего характера, в силу п.п. 4.1. - 4.3. Положения, устанавливаются руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в пределах средств, направленных на оплату труда.

Из представленных ответчиком документов следует, что с момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной оклад с учетом повышающих коэффициентов (К1 – 18 % и К4 – 20 %) и компенсационная выплата за тип и вид учреждения в размере 20 %, а с февраля 2011 года доплата стимулирующего характера за непрерывный стаж работы – 10 %.

Иных доплат компенсационного и стимулирующего характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда медицинских работников, работающих в образовательных учреждениях.

Доводы, приведенные Ильиной В.Г. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Так, довод кассационной жалобы о неправомерном исключении ответчиком из состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда Ильина В.Г. была своевременно извещена, возражений не высказала и продолжила работу на новых условиях. При этом ее заработная плата без учета стимулирующей выплаты за выслугу лет увеличилась.

Основания для установления истице коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской области только в отношении работников таких учреждений, в которых содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции опорно-двигательного аппарата, органическим поражением центральной нервной системы, нарушениями слуха, речи или зрения.

Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом детства» является образовательным учреждением, работа в нем медицинских работников не связана с опасными для здоровья и тяжёлым условиями труда.

В силу п. 3.10. Положения работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим работникам – 40 %, прочим работникам – 35 %, медицинским работникам – 20 %. Истица как медицинский работник доплату в размере 20 % от оклада получает.

Что касается иных доплат за работу в специальном (коррекционном) учреждении для детей-сирот, то они Положением об отраслевой системе оплаты труда работников ОГОУ СКДД «Дом детства» не предусмотрены.

Жалоба на неправильное определение размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10 % вместо 20 %, так же как и отказ в назначении персональной надбавки в размере 1 000 руб., на правильность выводов суда не влияет, так как указанные доплаты являются выплатами стимулирующего характера, устанавливаются работодателем персонально в отношении каждого работника в пределах средств, выделенных на оплату труда сотрудников.

Таким образом, нарушений трудовых прав истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 24 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ильиной В*** Г*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи