Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности
Документ от 05.07.2011, опубликован на сайте 20.07.2011 под номером 26561, 2-я гражданская, О признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Корастелев В.А.                                                 Дело № 33-2390/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          05 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Батяшина Ю*** А*** удовлетворить.

Признать отказ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области в назначении досрочной трудовой пенсии Батяшину Ю*** А*** необоснованным.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить Батяшину Ю*** А*** в педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию, периоды с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года работы в должности руководителя начальной военной подготовки и учителя труда в Б*** средней общеобразовательной школе, с 21 декабря 1984 года по 30 ноября 1986 года службы в составе Вооруженных Сил СССР, с 01 января 2002 года по 31 декабря 2003 года работы в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Б*** средней общеобразовательной школе.

Назначить Батяшину Ю*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости с 02 февраля 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Батяшин Ю.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Карсунском районе Ульяновской области (УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, назначении досрочной трудовой пенсии по старости с 02 февраля 2011 г.

Требования мотивированы тем, что 02 февраля 2011 г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в этом ему было отказано из-за отсутствия необходимого педагогического стажа, в который не включены периоды его работы с 01 сентября 1988 г. по 31 августа 1993 г. в должности руководителя начальной военной подготовки и учителя труда в Б*** средней общеобразовательной школе и с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Б*** средней общеобразовательной школе, а также служба с 21 декабря 1984 г. по 30 ноября 1986 г. в составе Вооруженных Сил СССР. Полагает, что спорные периоды подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, поскольку занимавшаяся им должность предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781. Служба в Вооруженных Силах СССР подлежит зачету на основании Постановления Постановлением Совмина СССР от 17.12.1959 г. № 1397.

 

Разрешив по существу требования истца, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В обоснование ссылается на допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права. Указывает, что период работы истца в должности руководителя НВП и учителя труда с 01 сентября 1988 г. по 31 августа 1993 г. не подлежит зачету в специальный стаж, поскольку часть записи в трудовой книжке о его работе учителем труда внесена другими чернилами. В ходе проведения проверки первичных документов, подтверждающих работу истца в указанной должности, установлено, что приказ, на который имеется ссылка в трудовой книжке, отсутствует. Должность руководителя НВП не предусмотрена Списками профессий и должностей, утвержденными постановлениями Совета Министров РСФСР и Правительства РФ от 06.09.1991 г. № 463 и от 29.10.2002 г. №781, а норма педагогической нагрузки в тот период Батяшиным Ю.А. не выполнялась, поскольку он не занимал штатную должность учителя и выполнять должностные обязанности учителя не мог. При этом необходимым условием для включения периодов работы до 01.11.1999 г. в специальный стаж является: либо занятие штатной должности учителя, либо выполнение (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки, установленной на ставку заработной платы (должностной оклад). Считает, что при вынесении решения суд не исследовал вопрос, чем отличается работа штатного учителя от работы учителя-почасовика. Работая почасовиком, истец не мог в полной мере выполнять все должностные обязанности, установленные для учителей.

По мнению ответчика, суд, разрешая требования о зачете в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, необоснованно применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397, утратившее силу 01.10.1993 г. Действующими в настоящее время вышеуказанными Списками профессий и должностей не предусматривается возможность включения в специальный педагогический стаж периодов службы в рядах Вооруженных Сил.

Ответчик также не соглашается с зачетом судом в специальный стаж Батяшина Ю.А. периода его работы в должности преподавателя-организатора ОБЖ с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. Указывает в этой связи, что в данный период истец работал на 0,9 ставки, возможность же включения периодов работы в специальный стаж при таких условиях пенсионное законодательство предусматривало лишь до 01.09.2000 г. Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, установлено, что периоды работы, выполнявшейся после указанной даты, засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы. Ссылаясь на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», ответчик указывает, что установление характера работы показаниями свидетелей при подтверждении периодов работы в целях установления досрочной трудовой пенсии по старости, не допускается.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Из материалов дела следует, что Батяшин Ю.А. 02 февраля 2011 г. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 17 февраля 2011 г. ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия необходимого специального стажа. По мнению ответчика, в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей подлежит включению 18 лет 2 месяца 20 дней. В специальный стаж не включены следующие периоды: с 21 декабря 1984 г. по 30 ноября 1986 г. – служба в составе Вооруженных сил СССР, с 01 сентября 1988 г. по 31 августа 1993 г. – работа в должности руководителя начальной военной подготовки и учителя труда в Б*** средней общеобразовательной школе, с 01 января 2002 г. по 31 декабря 2003 г. – работа в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Б*** средней общеобразовательной школе.

 

Согласно ст.ст. 12, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

В силу пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Согласно пункту 2 этой же статьи списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

Разрешая заявленные Батяшиным Ю.А. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.

Так, согласно сведениям из трудовой книжки истца, с 10.10.1983 г. он был принят на работу учителем физкультуры в Б*** восьмилетнюю школу, 20.12.1984 г. освобожден в связи с призывом в ряды Советской Армии.

Согласно военному билету Батяшин Ю.А. проходил военную службу с 21.12.1984 г. по 30.11.1986 г.

Включая спорный период в специальный трудовой стаж истца, суд первой инстанции обоснованно руководствовался Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, подпунктом «г» пункта 1 и пунктом 2 которого служба в составе Вооруженных Сил СССР засчитывается в стаж работы по специальности учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.

Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 действовало до 1 октября 1993 года, то есть период службы истца в армии имел место в период до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

В силу изложенного, вывод суда первой инстанции о наличии предусмотренных законом оснований для включения в специальный трудовой стаж истца периода службы в Вооруженных Силах СССР следует признать законным и обоснованным.

Доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в решении им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Довод кассационной жалобы о том, что постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. не может быть применено при разрешении данного спора как утратившее силу, нельзя признать обоснованным.

В этой части правильной является ссылка в решении на Постановление Конституционного Суда РФ от 29 января 2004 г. № 2-П, в котором указано на необходимость сохранения за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Иное применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы нарушение принципа правовой определенности в сфере пенсионного обеспечения и поставило бы истца в неравное положение с лицами, имеющими право на включение периодов службы в Вооруженных Силах СССР в специальный трудовой стаж и обратившимися за пенсией до изменения правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к объективному выводу о том, что период службы истца в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в календарном исчислении в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

 

Суд первой инстанции правильно включил истцу в специальный стаж периоды с 01 сентября 1988 года по 31 августа 1993 года работы в должности руководителя начальной военной подготовки и учителя труда в Б*** средней общеобразовательной школе.

До 01 января 2002 г. назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью осуществлялось по правилам ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В период действия данного Закона порядок исчисления стажа, дающего право на пенсионное обеспечение по выслуге лет, определялся Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет» и Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей».

Действующим в настоящее время Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусмотрены должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (допризывной подготовки); руководителя допризывной подготовки молодежи; военного руководителя.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. № 463 предусмотрена должность военного руководителя (руководителя допризывной подготовки молодежи), Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397 – воспитателя-руководителя.

Как правильно указал суд, запись в трудовой книжке истца о наименовании его должности, на которую он был принят 01.09.1988 г., «руководитель НВП» произведена неверно, не в соответствии с квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, и пришел к обоснованному выводу, что в спорный период истец занимал должности, соответствующие поименованным в вышеназванных Списках.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно включил в льготный стаж работу истца в период с 01 сентября 1988 г. по 31 августа 1993 г. в Б*** средней общеобразовательной школе, поскольку он не выполнял объем учебной нагрузки, не могут быть приняты во внимание.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781), периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад).

Судом правильно установлено и указано в решении, что, поскольку истец выполнял в спорный период работу учителя в школе, был надлежащим образом тарифицирован на эту должность, то объем учебной нагрузки в этом случае значения не имеет.

При этом судебная коллегия учитывает, что ответчик не представил каких-либо доказательств, опровергающих указанные выводы суда.

Ссылка кассационной жалобы на то, что суд не исследовал вопрос, чем отличается работа штатного учителя от работы учителя-почасовика, не может быть принята во внимание, поскольку данное обстоятельство в данном конкретном случае не является юридически значимым.

 

Основанные на представленных первичных документах – тарификационных ведомостях и классных журналах – выводы суда первой инстанции о выполнении истцом в период работы в должности преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности в Б*** средней общеобразовательной школе с 01.01.2002 г. по 01.09.2002 г. и с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г. нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), сомнений в правильности не вызывают.

Как правильно указал суд, пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации предусмотрено, что работа в должности учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

 

Поскольку с учетом неоспариваемых ответчиком периодов работ льготный стаж у истца составляет более 25 лет, суд обоснованно обязал ответчика назначить истцу досрочную трудовую пенсию по старости с 02 февраля 2011 г.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 30 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи