Судебный акт
Спор о предоставлении инвалиду санаторно-курортной путевки
Документ от 05.07.2011, опубликован на сайте 21.07.2011 под номером 26671, 2-я гражданская, об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Родионова В.П.                                                                  Дело № 33-2330/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                              05 июля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

Председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П. и Маслюкова П.А., 

при секретаре Ганеевой И.Р.                      

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационным жалобам Озерцова Е*** Е***, Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Иск  Озерцова  Е***  Е***  удовлетворить в части.

Возложить обязанность на  Министерство  труда  и социального  развития  Ульяновской области  представить  Озерцову  Е***  Е***   и сопровождающему  его лицу    санаторно-курортную путевку в санаторий  спинального  профиля  «Южное Взморье»  два раза в год общим сроком  42  дня  в период с  июня  по октябрь 2011 года  согласно   индивидуальной   программы   реабилитации  от  29 марта 2011 года.

В удовлетворении остальной  части иска отказать.

В иске  к   Министерству   здравоохранения    и социального   развития  Российской Федерации,  Государственному     физкультурно- спортивному учреждению  «Центр спортивной подготовки» - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения Озерцова Е.Е., представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области – Анципович В.А., поддержавших доводы своих кассационных жалоб, представителя ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» – Саркисова Ю.А., возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Озерцов Е.Е. обратился в суд с  иском  к Министерству   труда  и социального развития Ульяновской области, государственному  физкультурно-спортивному   учреждению «Центр спортивной подготовки» о возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение. Свои требования истец мотивировал тем, что он является инвалидом 1 группы бессрочно. Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 10.06.2008 г.    на Государственное физкультурно-спортивное   учреждение    «Центр    спортивной    подготовки»,    Департамент физической культуры и спорта Ульяновской области была возложена обязанность, в том числе выплачивать дополнительно понесенные истцом  расходы на санаторно-курортное лечение. 18 апреля 2011  ВК  МУЗ «Городская поликлиника №1 г.Ульяновска»  истцу  была выдана справка № *** о том, что  он  нуждается в санаторно-курортном лечении.  Доверенное лицо Озерцова Е.Е. обратилось в учреждение социальной защиты населения Ульяновской области с указанной справкой и заявлением о предоставлении истцу  и сопровождающему  лицу путевки в санаторий «Южное Взморье» г.Сочи. 20.04.2011 за №*** он получил ответ из Министерства труда и социального развития Ульяновской области о том, что его заявление принято на учет и зарегистрировано за порядковым номером *** от 18.04.2011г. В своем письме представители Министерства труда и социального развития Ульяновской области не указали о возможности предоставления истцу санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения с указанием даты заезда. Устно в Министерстве труда и социального развития Ульяновской области   пояснили, что существует очередь на путевки и возможно в этом году путевку в санаторий истец не получит. Считает, что в данном случае со стороны Министерства труда и социального развития Ульяновской области грубо нарушаются его права инвалида на лечение и реабилитацию, которые гарантированы  законом.  В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» вторым экспертным составом ФГУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» истцу была разработана индивидуальная программа реабилитации инвалида, в которой  рекомендовано ему санаторно-курортное лечение, сроком 42 дня, 2 раза в год с июня по октябрь в санатории «Южное Взморье». Министерство труда и социального развития Ульяновской области в 2010 году дважды предоставляло истцу путевки в санаторий «Южное Взморье» г.Сочи, после которых он чувствовал явные улучшения своего здоровья. Полагает, что право определения места лечения, в том числе и санатория, принадлежит лечащему врачу, а не мнению исполнительного органа власти.  Просит обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области в десятидневный срок приобрести путевки на санаторно-курортное лечение истцу и сопровождающему его лицу в санаторий «Южное Взморье» г.Сочи с датой заезда не позднее 01 июня 2011г., сроком на 42 дня, согласно индивидуальной программе реабилитации от 29.03.2011г., а в случае невозможности приобретения, выделить средства для самостоятельного приобретения. В счет возмещения морального вреда просит взыскать с ответчиков 10 000 рублей.

Суд привлек в качестве соответчика Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в качестве третьих лиц - Государственное учреждение Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования, ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Озерцов Е.Е. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что распределение  санаторно-курортных путевок гражданам, проживающим на территории Ульяновской области, производится в соответствии с Положением «О порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Ульяновской области и включенных в федеральный  регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010г. № 61-П, в соответствии с которым учреждение социальной защиты Ульяновской области рассматривает заявление и не позднее 10 дней с момента поступления заявления и медицинской справки сообщает гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путевки, соответствующей заявленному профилю лечения, с указанием даты заезда. Полагает, что судом не  были приняты во внимание данные положения нормативного акта. Кроме того, считает, что судом не был и учтен Государственный стандарт ГОСТ Р 52142-2003, где имеется указание о том, что курортное лечение должно быть осуществлено строго по медицинским показаниям, с учетом пожеланий клиентов. Также не согласен с выводом суда в части невозможности выделения денежных средств для самостоятельного приобретения путевки, поскольку в рамках государственной социальной помощи был выявлен механизм невозможности получения санаторно-курортной путевки при наличии медицинских показаний. Кроме того, полагает, что врачебной комиссией ему рекомендовалось прохождение санаторно-курортного лечения в санатории «Южное взморье» 2 раза в год с курсом лечения по 42 дня, т.е. первый курс лечения - в летний период, второй курс лечения - в осенний период. Считает, что суд необоснованно разбил курс лечения 42 дня  на два раза. Автор жалобы не согласен с выводом суда и в части отказа в компенсации морального вреда.

В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Ульяновской области просит также отменить решение суда. Указывает, что при принятии решения суда не учел тот факт, что в соответствии с действующими нормами федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы даны четкие рекомендации по заполнению граф ИПР инвалида, которые являются исчерпывающими. При определении нуждаемости истца в санаторно-курортном лечении лечащий врач вправе был указать только вид курорта, а не указывать наименование конкретного санатория. Приобретение санаторно-курортных путевок осуществляется Министерством в рамках Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по результатам конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на закупку путевок. Санаторий «Южное взморье» в конкурсе не участвовал, не является специализированным учреждением для лиц с болезнями и травмами позвоночника. Кроме того, стоимость одного дня пребывания в указанном санатории превышает лимит денежных средств, выделенных Министерству для приобретения путевок. В связи с  этим считает, что законных оснований для возложения на Министерство обязанности предоставить истцу путевку  именно в этом санатории не имелось.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 16.07.1998 года во время купания в бассейне Озерцов Е.Е. в период, когда он находился под присмотром своего тренера, являющегося работником Государственного физкультурно-спортивного учреждения «Центр спортивной подготовки», получил травму.

В результате травмы истец получил 100% утраты трудоспособности. 29.04.2008г. филиалом № *** Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области истцу подтверждена первая группа инвалидности бессрочно.

В соответствии с пунктом 1.1. части 1 статьи 6.2, абзацу 1 части 2, части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи» граждане имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний; периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год; порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере закона здравоохранения и социального развития.

Во исполнение указанного положения Федерального закона Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации издан приказ от 29.12.2004 г. № 328, которым утвержден названный Порядок.

Пунктом 3.8 Порядка (в редакции приказа Минздравсоцразвития России от 07.02.2011г. № 85н) установлена обязанность территориальных органов Фонда социального страхования Российской Федерации и органов социальной защиты населения, а также уполномоченных органов не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщить гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Порядок обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение для граждан, проживающих в Ульяновской области предусмотрен Положением «О порядке предоставления санаторно-курортного лечения отдельным категориям граждан, имеющих место жительства в Ульяновской области и включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи», утвержденным Постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010г. № 61-П.

29.03.2011 года ФГУ ГБ МСЭ по Ульяновской области разработало для Озерцова Е.Е. программу реабилитации, согласно которой истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение в санаториях специального профиля 42 дня, 2 раза в год, осень, весна, лето (июнь-октябрь) в санатории «Южное взморье». Исполнителем является Министерство труда и социального развития Ульяновской области.

Озерцов Е.Е. обратился в учреждение социальной защиты населения по месту жительства с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, которое было зарегистрировано  в реестре (областном списке) от 18.04.2011 года за порядковым номером № ***.

Учитывая рекомендации индивидуальной программы реабилитации истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец имеет право на санаторно-курортное лечение продолжительностью 42 дня в санатории «Южное взморье» г. Сочи.

Согласно  ст. 11 Федерального закона от 24.11.1995 г.  N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации  инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Доводы Министерства о том, что санаторий «Южное взморье» не участвовал в конкурсе по отбору санаторно-курортных учреждений на закупку путевок и не является специализированным  учреждением для лиц с болезнями и травмами позвоночника, судебной коллегией отклоняются.

Решение о направлении гражданина, имеющего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, на санаторно-курортное лечение принимается лечащим врачом и врачебной комиссией лечебно-профилактического учреждения по месту жительства.

Как было указано выше, Озерцову Е.Е. рекомендовано санаторно-курортное лечение в санатории «Южное взморье». Указанный санаторий включен в перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения социального развития РФ от 22 июля 2009г. № 540н.

Индивидуальная программа в части нуждаемости истца в санаторно-курортном лечении именно в  санатории «Южное взморье» Министерством в установленном законом порядке не оспорена.

При таких обстоятельствах, районный суд правомерно удовлетворил заявленные требования Озерцова Е.Е. в этой части.

Не может согласиться судебная коллегия и с доводами Министерства о том, что стоимость одного дня пребывания в санатории «Южное взморье» превышает лимит денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на указанные цели.

Как следует из материалов дела, ранее истцу (в 2010 г.) ответчик предоставлял 2 раза путевки именно в указанный санаторий.

Кроме того, определение стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях не должно ограничивать право инвалида на получение санаторно-курортного лечения в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Доводы Озерцова Е.Е., изложенные в кассационной жалобе, относительно необоснованности отказа в выделении денежных средств для самостоятельного приобретения путевки, являются несостоятельными и отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с положениями ФЗ от 17.07.1999г. № 178 –ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена.

Кроме того, в соответствии с положениями статей 6.2, 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ  допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.

Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом получения указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратиться с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Таким образом, Озерцову Е.Е., как имеющему право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения – в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

Ссылка в кассационной жалобе Озерцова Е.Е. на то, что суд необоснованно разделил ему  курс санаторного-курортного 42 дня на  2 раза, поскольку ему рекомендовано прохождение санаторно-курортного лечения 2 раза по 42 дня, судебной коллегией отклоняется.

В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178 –ФЗ длительность санаторно-курортного лечения в рамках предоставляемого гражданам набора социальных услуг в санаторно-курортном учреждении составляет 18 дней, для детей-инвалидов- 21 день, а для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга -  от 24 до 42 дней.

Таким образом, продолжительность санаторно-курортного лечения для отдельных категорий граждан установлена нормативным документом и она не может превышать установленного срока.

Кроме того, при разрешении спора районный суд принял во внимание данные, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, и обязал ответчика предоставить истцу, а также сопровождающему его лицу санаторно-курортную путевку в конкретном санатории 2 раза в год общим сроком 42 дня в период с июня по октябрь 2011 года.

Другие доводы кассационных жалоб были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальное и процессуальное законодательство применено судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 24 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы -  Озерцова Е*** Е***, Министерства труда и социального развития Ульяновской области  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи