Судебный акт
Установление надбавки к заработной плате
Документ от 05.07.2011, опубликован на сайте 22.07.2011 под номером 26672, 2-я гражданская, об обязании установлении ежемесячных надбавок, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья   Царапкина Е.В.                                                                  Дело-33- 2357/2011 г.                                                             

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е      О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  05 июля 2011 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Казаковой М.В., Нефедова О.Н.

при секретаре Трофимовой Т.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Потолоковой Н*** П*** на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 мая  2011 года, по которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Потолоковой Н*** П*** к областному государственному образовательному учреждению для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – специальному (коррекционному) детскому дому для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» о возложении обязанности установить ежемесячные надбавки, взыскании заработной платы, компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Потолокова Н.П. обратилась в суд с иском к ОГОУ СКДД «Дом детства» об установлении надбавок к заработной плате, взыскании задолженности по заработной плате, компенсации морального вреда. В обоснование иска указала, что работает в ОГОУ СКДД «Дом детства» санитаркой, ее непрерывный стаж работы в данном учреждении составляет 6 лет 6 месяцев. До 2009 ей производили выплату  надбавок за работу в специализированном (коррекционном) учреждении (15%),  выслугу лет (30%), работу с детьми-сиротами  (20%),  вредность (12%).  С 2009 года выплата указанных надбавок прекращена, в связи с чем размер заработной платы снизился. Ссылаясь на нормативные акты Правительства Ульяновской области, регулирующие вопросы оплаты труда работников областных государственных учреждений, просила  обязать работодателя установить ей ежемесячную надбавку к заработной плате с 01.01.2009 за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада; за выслугу лет (непрерывный стаж работы)  - 20% от должностного оклада, коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда, взыскать  с ответчика  в ее пользу задолженность по заработной плате с 01.01.2009 в сумме  50 787  руб., а также  компенсацию морального вреда, причиненного нарушением трудовых прав, в сумме  5000 рублей.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Потолокова Н.П. не соглашается с решением суда, просит его  отменить. Указывает, что суд не проверил характер надбавок, которые выплачивались ей регулярно до 2009 года, то есть входили в состав заработной платы и не могли быть отменены с переходом на новую систему оплаты труда, в том числе коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу.  Кроме того, суд пришел к неправильному выводу о том, что ей начисляются компенсационные выплаты за тип и вид учреждения в размере 20%, поскольку в расчетных листах данная надбавка указана как выплата за работу с детьми-сиротами. Указанные надбавки являются выплатами разного характера, поэтому  подлежат суммированию. После изменения системы оплаты труда размер ее заработной платы уменьшился, что недопустимо по действующему законодательству.

В возражениях на кассационную жалобу ОГОУ СКДД «Дом детства» просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что Потолокова Н.П.  работает в Ульяновском областном Доме детства  в качестве санитарки, ее стаж составляет 6 лет 6 месяцев.

19.11.2002 г. Ульяновский областной Дом детства переименован в областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - специальный (коррекционный) детский дом для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства» (ОГОУ СКДД «Дом детства»).

ОГОУ СКДД «Дом детства» является областным государственным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – специальным (коррекционным) детским домом для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности.

В связи с переходом с 01.01.2009 года на новую систему оплаты труда размер заработной платы Потолоковой Н.П. изменился, с чем она не согласна. Полагала, что в ее заработок работодатель незаконно перестал  включать надбавку за работу в специальном (коррекционном) «Доме детства» в размере 20% от должностного оклада, за выслугу лет (непрерывный стаж работы)  - 20% от должностного оклада и коэффициент специфики 0,15 к должностному окладу - за работу с опасными для здоровья и тяжелыми условиями труда для работников дома ребенка.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Потолоковой Н.П., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со ст.135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу  в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы  доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными  нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно ст.144 Трудового кодекса Российской Федерации  системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации устанавливаются  коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Оплата труда работников областных государственных учреждений осуществляется в соответствии с Законом Ульяновской области от 02.02.2005  №004-ЗО «Об оплате труда работников областных государственных учреждений», Постановлением  Правительства Ульяновской области от 29.04.2008 г. № 8/203-П «О введении отраслевых систем оплаты труда работников государственных учреждений» (далее – Постановление № 8/203-П), Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.08.2008 года № 353-П «О введении отраслевой системы оплаты труда работников областных государственных образовательных учреждений Ульяновской области» (далее – Положение № 353-П), Постановлением Правительства Ульяновской области  от 20.10.2008 г. № 435-П «Об утверждении Положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных учреждений здравоохранения Ульяновской  области» (далее – Положение № 435-П).

В силу п. 2.2 Постановления № 8/203-П  заработная плата работников областного государственного учреждения  включает в себя оклады (должностные оклады), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера.

Согласно п. 4.2  того же постановления к выплатам компенсационного характера относятся:

доплаты, связанные с особыми условиями труда (работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда);

доплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни);

надбавки (доплаты), отражающие особенности деятельности отдельных видов ОГУ и отдельных категорий работников.

Виды выплат стимулирующего характера, размеры, порядок и условия их осуществления устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами ОГУ с учетом мнения выборного профсоюзного или иного представительного органа работников  в пределах средств, направленных на оплату труда, а также за счет средств государственных внебюджетных фондов и доходов от оказания платных услуг, оказываемых ОГУ.

Согласно п.1.3 Положения № 353-П оплата труда медицинских работников  образовательных учреждений производится применительно к отраслевым условиям оплаты труда, установленным для аналогичных категорий работников.

Условия оплаты труда медицинских работников регулируются Положением № 435-П, в силу которого оклады работников учреждений здравоохранения устанавливаются исходя из базовых окладов и подлежат повышению на 20%  в отношении медицинских работников детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (п.2.7).

Иные компенсационные надбавки медицинским работникам устанавливаются в случае их занятости в особых неблагоприятных условиях труда в учреждениях здравоохранения.

На основании вышеуказанных нормативных актом приказом  директора ОГОУ СКДД «Дом детства» утверждено Положение об отраслевой системе оплаты труда работников областного государственного образовательного учреждения для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – специального (коррекционного) детского дома для детей с ограниченными возможностями здоровья «Дом детства», согласно которому базовый оклад санитарки установлен по профессиональной квалификационной группе соответствующей отрасли и на момент рассмотрения спора составлял  3420 руб.

Пунктом 3.1 Положения ОГОУ СКДД «Дом детства» медицинским работникам установлена доплата компенсационного характера  за тип и вид учреждения   в размере 20%.

Выплаты стимулирующего характера, в силу  п.4.1 - 4.3 Положения, устанавливаются руководителем учреждения персонально в отношении конкретного работника в пределах средств, направленных на оплату труда.

Из представленных ответчиком документов следует, что с момента перехода на новую систему оплаты труда истице выплачивается должностной оклад и компенсационная выплата за тип и вид учреждения в размере 20%, а с февраля 2011 года  доплата стимулирующего характера  - 10%  за непрерывный стаж работы.

Иных доплат компенсационного и стимулирующего характера в отношении истицы работодателем не установлено, что не является нарушением вышеуказанных нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы оплаты труда медицинских работников, работающих в  образовательных учреждениях, в связи с чем основания для удовлетворения иска отсутствовали.

Доводы, приведенные Потолоковой Н.П. в кассационной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Так, довод о неправомерном исключении ответчиком из состава заработка ряда надбавок является несостоятельным, поскольку перевод работников областных государственных учреждений, в том числе истицы, на новую систему оплаты труда был произведен в соответствии с действующим законодательством. В частности, об изменениях в системе оплаты труда Потолокова Н.П. была своевременно извещена, возражений  не высказала и  продолжила работу на новых условиях. При этом ее заработная плата увеличилась: в 2008 года она составляла  2989,15 руб., с 2009 г. – 4104 руб. (без стимулирующих выплат), в отношении которой в необходимых случаях производилась доплата до минимального размера оплаты труда.

Основания для установления истице коэффициента специфики в размере 0,15 к должностному окладу у суда отсутствовали, поскольку такой коэффициент предусмотрен Положением об оплате труда работников учреждений здравоохранения в отношении учреждений, в которых содержатся дети с туберкулезом, нарушением функции опорно-двигательного аппарата,  органическим поражением центральной нервной системы,  нарушениями слуха,  речи или зрения.

Как правильно указал суд, ОГОУ СКДД «Дом детства» является образовательным учреждением, работа в нем медицинских работников не связана с  опасными для здоровья и тяжёлыми условиями труда.

В силу п.3.10. Положения работникам ОГОУ СКДД «Дом детства» за тип и вид учреждения устанавливается доплата в размере: педагогическим работникам – 40%, прочим работникам – 35%, медицинским работникам – 20 %.  Истица как медицинский работник получает доплату в размере 20 % от оклада.    

Жалоба на неправильное определение размера доплаты за непрерывный стаж работы – 10% вместо 20% - на правильность выводов суда не влияет, так как указанная доплата  является выплатой стимулирующего характера, устанавливается работодателем  персонально в отношении каждого работника в пределах средств, выделенных на оплату труда сотрудников.

Таким образом, нарушений трудовых прав истицы судом не выявлено, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказано обоснованно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 19 мая  2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Потолоковой Н*** П***  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: