Судебный акт
Устранение нарушения прав инвалидов
Документ от 12.07.2011, опубликован на сайте 21.07.2011 под номером 26829, 2-я гражданская, об устранении нарушений,затрагивающих права инвалидов, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Алексеева Е.В.                                                   Дело № 33-2450/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          12 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Колобковой О.Б.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе областного государственного бюджетного учреждения культуры «Ленинский мемориал» на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска удовлетворить частично.

Обязать областное государственное бюджетное учреждение культуры «Ленинский мемориал» устранить нарушения, затрагивающие права инвалидов, возле здания и в здании, расположенном по адресу: г. Ульяновск, пл. Ленина, д. 1, а именно: сделать уклон пандуса возле здания не более 8 %, вдоль обеих сторон пандуса установить ограждения с поручнями на высоте 0,7 и 0,9 м, вдоль обеих сторон лестницы возле здания установить ограждения с поручнями на высоте 0,9 м, согласовать размещение кнопки вызова персонала для обслуживания инвалидов-колясочников с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания, нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, установить в тамбуре при входе в здание не менее одной двери, обеспечивающей задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд, либо двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто» с наружной стороны и с внутренней, в санитарно-гигиеническом помещении на первом этаже здания выполнить универсальную кабину, в кабине предусмотреть пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды и костылей, установить поручни, штанги, поворотные или откидные сидения, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта.

В иске к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области – отказать.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Суслиной Ю.А., представляющей по доверенности интересы ОГБУК «Ленинский мемориал», поддержавшей доводы кассационной жалобы; мнение прокурора Сальникова А.А., считающего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокуратура Ленинского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ОГБУК «Ленинский мемориал» об устранении нарушений, затрагивающих права инвалидов.

Требования мотивированы тем, что в ходе осуществления прокурорского надзора за соблюдением законодательства о социальной защите инвалидов выявлен факт несоблюдения ответчиком требований законодательства в данной области при эксплуатации здания, расположенного по адресу: г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения Ленина, д. 1.

Вопреки требованиям ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ОГБУК «Ленинский мемориал» не предприняты меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в указанное здание. Согласно п. 3.29 СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %, ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. В ходе проверки выявлено, что длина пандуса возле здания составляет 2,25 м, ширина – 0,85 м, высота 0,63 м. Таким образом, уклон пандуса превышает норму и составляет 24 %. В соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями, поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц – на высоте 0,9 м. Вопреки указанной норме вдоль обеих сторон пандуса и лестницы возле здания отсутствует ограждение с поручнями. Согласно п. 4.2 СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией. В нарушение данной нормы около пандуса возле здания ОГБУК «Ленинский мемориал» не установлена кнопка вызова для использования инвалидами. В соответствии с п. 3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность. Вопреки данной норме перед входной дверью в здание отсутствует предупредительная рифленая и (или) контрастно окрашенная поверхность. Согласно п. 3.26 СНиП 35-01-2001 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто», следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд. В нарушение данной нормы в тамбуре при входе в здание ОГБУК «Ленинский мемориал» не обеспечивается задержка автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее пяти секунд, используются двери не на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто». В соответствии с п. 3.36 СНиП 35-01-2001 в общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан; в любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 минут и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Согласно п. 3.67 указанного СНиП универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее ширины 1,65 м, глубины 1,8 м; в кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей; в универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе для инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. В санитарно-гигиеническом помещении ОГБУК «Ленинский мемориал», расположенном на 1 этаже, универсальная кабина отсутствует, имеющиеся кабины приведенным требованиям не соответствуют. Согласно п. 7.3 СП 35-101-2001 к визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением посетителей, относятся указатели и знаки, в том числе цветовые, разметка и цвет элементов оборудования, щиты, стенды, табло, тактильные табло, световые маяки. В соответствии с п. 7.5 СП 35-101-2001 на путях движения рекомендуется применять направляющие символы и ограничительную (латеральную) разметку по оси движения – белая или черная (контрастная к фону пунктирная полоса) прерывистая разметка. Вопреки указанным нормам на первом этаже здания отсутствует прерывистая разметка на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. Согласно п.п. 8.3., 8.4. ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонных перемещением для инвалидов. Технические требования доступности» на всех остановках в зоне видимости пользователя, входящего на посадочную площадку, около подъемных платформ с вертикальным и наклонным перемещением должен быть размещен соответствующий символ высотой не менее 50 мм, на нижней остановке, вблизи от кнопки вызова, должна быть размещена табличка с указанием наименования: подъемная платформа, грузоподъемности, вместимости, обслуживаемого контингента: инвалида или инвалида и сопровождающего. В нарушение данных норм рядом с лифтом внутри здания вышеуказанный символ и табличка отсутствуют.

Поскольку несоответствие здания ОГБУК «Ленинский мемориал» строительным нормам и правилам создает препятствия при движении инвалидов, в том числе, инвалидов-колясочников, прокурор просил обязать ответчика устранить вышеперечисленные нарушения.

 

В части требований об обязании рядом с лифтом в здании установить соответствующую табличку с изображением инвалида–колясочника производство по делу прекращено в связи с принятием отказа от иска в этой части.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – Правительство Ульяновской области, Министерство труда и социального развития Ульяновской области, Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области, Комитет Ульяновской области по культурному наследию и, рассмотрев по существу предъявленные требования, постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе ОГБУК «Ленинский мемориал» просит решение отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование указывает, что суд не учел, что СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» были утверждены постановлением Госстроя России от 16.07.2001 г., а объект «Мемориальный центр» был сооружен в 1967-1970 годах, то есть проектирование здания шло на основании требований законодательства, действующих в тот период. Около пандуса кнопка вызова для использования инвалидами установлена временно, пока пандус не будет приведен в соответствие с требованиями п. 3.39 СНиП 35-01-2001, в связи с чем утверждение о несогласовании ее размещения с Ульяновской городской общественной организацией инвалидов общего заболевания не основано на нормах закона.

Полагает, что при принятии решения суд не учитывал требования Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», обязав нанести перед входной дверью в здание предупредительную рифленую или контрастно окрашенную поверхность, нанести прерывистую разметку на пути следования инвалида от входа в здание до лифта. Судом не принято во внимание, что п. 7.5 СП 35-101-2001 носит рекомендательный характер и предусматривает, что необходимость и степень адаптации к требованиям маломобильных групп населения зданий, имеющих историческую, художественную или архитектурную ценность, следует согласовывать с органом по охране и использованию памятников истории и культуры соответствующего уровня. Пунктом 4.22. СП 35-101-2001 установлено, что при невозможности применить визуальную информацию для инвалидов в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок допускается использование других компенсирующих мероприятий. Комитет Ульяновской области по культурному наследию в представленном в дело письме сообщил о необходимости дополнительного изучения целесообразности нанесения соответствующей разметки.

По мнению ответчика, двери учреждения соответствую требованиям п. 3.26 СНиП 35-01-2001, что подтверждается актом Министерства труда и социального развития Ульяновской области. Легкость открывания дверей названным СНиП не регламентируется. Замена дверей на более легкие конструкции приведет к изменению внешнего облика учреждения.

Ответчик обращает внимание, что объект «Мемориальный центр» является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) федерального значения, находится в собственности Ульяновской области в лице Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, был передан ОГБУК «Ленинский мемориал» в оперативное управление. Ссылаясь на ст. 33 Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», ответчик полагает, что судом не приняты во внимание положения охранного обязательства, определяющего перечень работ, направленных на сохранение объекта памятника культурного наследия и подлежащих проведению совместно с собственником.

В жалобе также указывается, что распорядителем бюджетных средств учреждения выступает его учредитель – Министерство искусства и культурной политики Ульяновской области. ОГБУК «Ленинский мемориал» не имеет возможности распоряжаться по собственному усмотрению выделяемыми ему бюджетными средствами. Поскольку между учреждением и собственником договор по разграничению полномочий по содержанию объекта не заключался, собственник также должен нести охранные обязательства по объекту.

ОГБУК «Ленинский мемориал» полагает, что судом не дана оценка тому факту, что учреждение включено в областную целевую программу «Доступная среда». Согласно утвержденной Концепции областной целевой программы «Доступная среда» ОГБУК «Ленинский мемориал» заложено финансирование на устройство трех въездных пандусов на платформу к входам в здание на 2012 год. На иные виды работ денежные средства не выделены.

Не соглашается с отказом в удовлетворении иска в отношении Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к изменению решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

 

Как следует из материалов дела, в оперативном управлении ОГБУК «Ленинский мемориал» находится здание Мемориального центра, расположенное по адресу: г. Ульяновск, площадь 100-летия со дня рождения Ленина, д. 1.

Проведенной прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска проверкой установлено несоответствие указанного здания СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (приняты и введены в действие постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. №73), СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» (одобрен и рекомендован к применению в качестве нормативного документа Системы нормативных документов в строительстве постановлением Госстроя России от 16 июля 2001 г. №70).

Согласно п. 3.29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8 %, ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м. В ходе проверки выявлено, что длина пандуса возле здания составляет 2,25 м, ширина – 0,85 м, высота – 0,63 м. Таким образом, уклон пандуса превышает норму и составляет 24 %.

В соответствии с п. 3.32 СНиП 35-01-2001 вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями, поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц – на высоте 0,9 м. Вопреки указанной норме вдоль обеих сторон пандуса и лестницы возле здания отсутствует ограждение с поручнями.

Согласно п. 4.2 СП 35-101-2001 при входах в здание размещаются элементы благоустройства и средства связи с администрацией. В нарушение данной нормы около пандуса возле здания ОГБУК «Ленинский мемориал» не установлена кнопка вызова для использования инвалидами.

В соответствии с п. 3.21 СНиП 35-01-2001 участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и (или) контрастно окрашенную поверхность. Вопреки данной норме перед входной дверью в здание отсутствует предупредительная рифленая и (или) контрастно окрашенная поверхность.

Согласно п. 3.26 СНиП 35-01-2001 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто», следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 секунд. В нарушение данной нормы в тамбуре при входе в здание ОГБУК «Ленинский мемориал» не обеспечивается задержка автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее пяти секунд, используются двери не на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях «открыто» и «закрыто».

В соответствии с п. 3.36 СНиП 35-01-2001 в общественных уборных, в том числе размещаемых в общественных и производственных зданиях, необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан; в любых общественных зданиях при расчетной численности посетителей 50 человек и более или при расчетной продолжительности нахождения посетителя в здании 60 минут и более следует предусматривать уборную с универсальной кабиной. Согласно п. 3.67 указанного СНиП универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры в плане не менее ширины 1,65 м, глубины 1,8 м; в кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей; в универсальной кабине и других санитарно-гигиенических помещениях, предназначенных для пользования всеми категориями граждан, в том числе для инвалидов, следует предусматривать возможность установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений. В санитарно-гигиеническом помещении ОГБУК «Ленинский мемориал», расположенном на 1 этаже, универсальная кабина отсутствует, имеющиеся кабины приведенным требованиям не соответствуют.

Согласно п. 7.3 СП 35-101-2001 к визуальным устройствам и средствам информации, используемым для вспомогательного управления движением и поведением посетителей, относятся указатели и знаки, в том числе цветовые, разметка и цвет элементов оборудования, щиты, стенды, табло, тактильные табло, световые маяки. В соответствии с п. 7.5 СП 35-101-2001 на путях движения рекомендуется применять направляющие символы и ограничительную (латеральную) разметку по оси движения – белая или черная (контрастная к фону пунктирная полоса) прерывистая разметка. Вопреки указанным нормам на первом этаже здания отсутствует прерывистая разметка на пути следования инвалида от входа в здание до лифта.

 

Конвенцией о правах инвалидов (принята в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г. Резолюцией 61/106 на 76-ом пленарном заседании 61-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) провозглашен принцип доступности – чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

 

Согласно ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

 

Разрешая предъявленные прокурором требования, суд правильно руководствовался приведенными положениями законодательства и пришел к выводу об обоснованности предъявленных требований к ОГБУК «Ленинский мемориал» об обязании устранить вышеперечисленные нарушения, затрагивающие права инвалидов на доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Доводы кассационной жалобы о том, что в рассматриваемом споре не подлежат применению, как изданные после завершения строительства здания Мемориального центра, СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», не могут быть признаны состоятельными, поскольку данными нормативными актами определяются конкретные условия, выполнение которых будет обеспечивать доступность зданий инвалидом. Таким образом, реализация положений ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» возможна исключительно путем приведения конкретных объектов в соответствие с требованиями соответствующих строительных норм и правил.

СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения» разработан в развитие СНиП 35-01-2001 и содержит как рекомендации, так и требования.

 

Судебная коллегия не находит противоречий, как на это ссылается ответчик в кассационной жалобе, в необходимости приведения пандуса в соответствие с требованиями СНиП и одновременного согласования места расположения находящейся возле него кнопки вызова персонала с общественной организацией инвалидов, так как соответствующие требования обусловливают разные этапы обеспечения доступа инвалидов в здание.

 

Доводы кассационной жалобы о несоответствии решения требованиям Федерального закона «Об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» судебная коллегия находит несостоятельными. Судом к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет Ульяновской области по культурному наследию, являющийся местным государственным органом охраны памятников. Однако от него каких-либо возражений относительно соответствующих исковых требований не поступило.

Согласно п. 4.22 СНиП 35-01-2001, при невозможности применить визуальную информацию для инвалидов (по ГОСТ Р 51671 и НПБ 104) в помещениях с особыми требованиями к художественному решению интерьеров, в экспозиционных залах художественных музеев, выставок и т.п. допускается использовать другие компенсирующие мероприятия.

Доказательств невозможности применения визуальной информации, на что ссылается ответчик, им предоставлено не было. Однако удовлетворение иска, включая обязанность по нанесению разметки, не исключает возможность изменения способа исполнения решения использованием компенсирующих мероприятий в случае, если на необходимости этого будет настаивать государственный орган охраны памятников.

 

Судебная коллегия не может согласиться с доводами кассационной жалобы относительно соответствия дверей на входе в здание Мемориального центра требованиям п. 3.26 СНиП 35-01-2001, поскольку трудность открывания этих дверей сама по себе исключает доступность для инвалидов и сводит к нулевой результативность установленных указанной нормой мер обеспечения беспрепятственного прохода для маломобильных групп населения.

 

Доводы кассационной жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении исковых требований в отношении собственника имущества – Департамента государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ и Федеральным законом от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ, то есть в соответствии с правилами об оперативном управлении.

Согласно ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Федеральным законом от 12 января 1996г. № 7-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено отдельными положениями указанного Федерального закона.

Как установлено ст. 120 ГК РФ, бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

 

Исходя из анализа приведенных правовых норм, ОГБУК «Ленинский мемориал», являясь бюджетным учреждением, использующим закрепленное за ним здание в уставных целях, должно нести самостоятельную ответственность по обязательствам его соответствия требованиям законодательства о социальной защите инвалидов.

Ульяновская область как собственник здания, переданного в оперативное управление, в силу ст. 120 ГК РФ к ответственности за нарушение требований ст.15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» привлечена быть не может.

Изложенные в охранном обязательстве в отношении здания Мемориального центра обязанности собственника касаются содержания данного здания как объекта культурного наследия, но не его приспособленности для доступа маломобильных групп населения.

 

Иные доводы кассационной жалобы, связанные с применимостью конкретных норм СНиП 35-01-2001 и СП 35-101-2001 в отношении здания на правильность решения не влияют, поскольку, как указывалось выше, реализация принципа доступности здания Мемориального центра для инвалидов возможна только путем приведения его в соответствие с установленными указанными нормативными актами требованиями и рекомендациями, разработанными специально для этого.

Наличие бюджетного финансирования на необходимость устранения выявленных нарушений влиять не должно.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В этой связи решение суда является правильным и изменению по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 03 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу областного государственного бюджетного учреждения культуры «Ленинский мемориал» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи