Судебный акт
Признание права на получение пенсии по случаю потери кормильца за совершеннолетним ребенком умершего
Документ от 12.07.2011, опубликован на сайте 21.07.2011 под номером 26882, 2-я гражданская, о признании права для назначения пенсии по случию потери кормильца, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Буделеев В.Г.                                                                  Дело № 33-2320/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г.Ульяновск                                                                                          12 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Маслюкова П.А. и Костенко А.П., 

при секретаре Гайнулине Р.Р.                                            

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2011 г., по которому постановлено:

 

Иск Васякиной Т*** В*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о признании права на назначение пенсии по случаю потери кормильца удовлетворить.

Признать за Васякиной Т*** В*** право на назначение пенсии по случаю потери кормильца.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области назначить Васякиной Т*** В***, *** года рождения, пенсию по случаю потери кормильца – Васякина В*** В***, с *** года.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области в пользу Васякиной Т*** В*** расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Маслюкова П.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Васякина Т.В. обратилась в Радищевский районный суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области (далее – УПФ РФ) о признании права для назначения пенсии по случаю потери кормильца - отца Васякина В.В., со дня его смерти, то есть с *** года.

В обоснование иска указала, что Решением комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области от 01.02.2011 г. ей отказано в назначении пенсии по случаю потери кормильца в связи с неподтверждением факта ее нахождения на иждивении отца. Находит действия УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области незаконными, ущемляющими ее права.

Истица указала, что на момент наступления совершеннолетия она проживала с отцом и находилась на полном его обеспечении. В настоящее время она обучается в ОГОУ НПО Профессиональное училище №***, имеет существенные материальные затруднения, в действительности получает стипендию лишь в размере 400 рублей в месяц, что явно недостаточно для проживания и обучения.

Разрешив по существу заявленные истицей требования, Радищевский  районный суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области просит отменить постановленное по делу решение в связи с неверным определением фактических обстоятельств дела, а также неправильным применением норм материального права.

По утверждению автора жалобы, суд первой инстанции безосновательно положил в основу своих выводов данные, содержащиеся в акте обследования материально-бытового положения от 30.12.2010 года за № ***, составленного комиссией муниципального образования «Новоспасское городское поселение».  Однако данный акт не подтверждает довод иска в той части, что заработок Васякина В.В. являлся основным и постоянным источником средств существования истицы.

По сведениям индивидуального персонифицированного учета факт работы отца истицы Васякина В.В. при его жизни в указанной истицей организации - ОАО «Ульяновскэнерго» не был подтвержден, факт его работы в последующий после 2000 года период также не установлен. Из материалов дела не следует, что Васякин В.В. при жизни имел постоянный доход, как следствие, по делу не было доказано, что истица находилась на иждивении своего отца, а получаемая от него эпизодическая помощь служила постоянным и основным источником средств к ее существованию.

В судебную коллегию стороны не явились, несмотря на надлежащее их извещение о месте и времени рассмотрения дела судом второй инстанции. Истица причины неявки в судебную коллегию не сообщила. От Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.

В связи с изложенным, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Исследованными по делу доказательствами установлено, что истица Васякина Т.В., *** г. рождения, является дочерью Васякина В.В., умершего *** года.

На день своего совершеннолетия, на *** года, она обучалась и по настоящее время обучается в ОГОУ НПО Профессиональное училище №***, куда поступила *** года.

26.01.2011 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении  пенсии по случаю потери кормильца.

Решением Комиссия Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области от 01.02.2011 года истице отказано в назначении указанной пенсии.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истица Васякина Т.В. находилась на иждивении отца, ей подлежит назначить пенсию по случаю потери кормильца.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Статья 1 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (Закон № 173-ФЗ) устанавливает, что трудовые пенсии назначаются в соответствии с данным законом. Порядок установления пенсий по государственному пенсионному обеспечению регулируется Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно п.п.3 п.1 ст.11 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.05.2011) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"  (Далее Закон № 166-ФЗ) право на социальную пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют постоянно проживающие в Российской Федерации дети в возрасте до 18 лет, а также старше этого возраста, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери.

В силу ст.13 Закона № 166-ФЗ, при назначении пенсии по случаю потери кормильца по государственному пенсионному обеспечению применяются нормы Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", регулирующие порядок и условия назначения пенсии по случаю потери кормильца семьям безвестно отсутствующих лиц, усыновленным, усыновителям, пасынкам, падчерицам, отчимам, мачехам, порядок и условия признания члена семьи состоявшим на иждивении погибшего (умершего) кормильца и иные вопросы, связанные с пенсионным обеспечением членов семей умерших, если иные нормы не установлены настоящим Федеральным законом.

В соответствии  со ст.9 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173- ФЗ от 17.12.2001 года право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении, к которым относятся  дети,  не достигшие возраста 18 лет, а также дети умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Под образовательными учреждениями, в силу ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» понимаются общеобразовательные учреждения (школы, школы-интернаты, гимназии, лицеи), а также учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования (профессиональные училища, лицеи, техникумы, колледжи, институты, университеты, академии).

Обучение истицы в ОГОУ НПО «Профессиональное училище №***» подпадает под действие названного закона.

Согласно ст. 19 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсии, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. В п. 4. предусмотрены случаи, когда трудовая пенсия  назначается ранее дня обращения за трудовой пенсией, в частности,  трудовая пенсия по случаю потери кормильца - со дня смерти кормильца, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев со дня его смерти, а при превышении этого срока - на 12 месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за указанной пенсией.

Установив, что  Васякина Т.В. обратилась к ответчику с соответствующим заявлением и документами о прохождении ею обучения в январе 2011 г., суд  обоснованно взыскал в ее пользу с пенсионного органа пенсию по случаю потери кормильца за период обучения в пределах 12-ти месяцев, предшествующих обращению за выплатой пенсии.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Факт нахождения Васякиной Т.В. на иждивении своего отца подтвержден всей совокупностью проверенных по делу доказательств, в том числе пояснениями свидетеля П*** Р.А., а также актом обследования материально-бытового положения от 30.12.2010 года за № ***, составленного уполномоченным лицом - администрацией муниципального образования «Новоспасское городское поселение», согласно которому  Васякина Т.В. проживала совместно с отцом Васякиным В.В. по день его смерти, его зарплата являлась основным и постоянным источником средств существования данной семьи (л.д.***).

Как было указано выше, истица поступила в ПУ-*** в несовершеннолетнем возрасте и на момент смерти отца, на иждивении которого она находилась, она продолжала оставаться учащейся данного образовательного учреждения. Кроме того, несмотря на то, что при вышеуказанных обстоятельствах, иждивение Васякиной Т.В. предполагается, в судебном заседании установлено, что именно материальная помощь отца была для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Доказательств, указывающих на ошибочность указанного вывода, в суд не представлено.

Доводы, приведенные Управлением Пенсионного фонда  Российской Федерации (государственное учреждение) в  Радищевском районе Ульяновской области в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Таким образом, обжалуемое по делу решение судебная коллегия признает законным и обоснованным.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 27 мая 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи