Судебный акт
Спор о выдаче жилищного сертификата сотруднику органов внутренних дел
Документ от 19.07.2011, опубликован на сайте 22.07.2011 под номером 26988, 2-я гражданская, об обязании выдать жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                 Дело № 33-2331/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          19 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Казаковой М.В. и Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Ситнова В*** В*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 мая 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Ситнова В*** В*** к Управлению внутренних дел по Ульяновской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о возложении обязанности выдать жилищный сертификат в порядке реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Нефедова О.Н., объяснения Ситнова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы; Халитовой А.Х., представляющей по доверенности интересы УВД по Ульяновской области, Касьяновой Н.А., представляющей интересы УВД по Ульяновской области и МВД РФ, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Ситнов В.В. обратился в суд с иском к УВД по Ульяновской области об обязании выдать жилищный сертификат на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что с января 1997 г. по май 2010 г. он проходил службу в органах внутренних дел, в том числе до декабря 2007 г. в ОВД Барышского района Ульяновской области, а затем – в УВД по городу Самаре. 01 мая 2010 г. был уволен из органов внутренних дел по ограниченному состоянию здоровья. Общая продолжительность службы составляет 20 лет 3 месяца 8 дней, выслуга лет в органах внутренних дел – 13 лет 3 месяца 4 дня, в том числе на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, – 10 лет 10 месяцев 20 дней.

В 2000 г., работая в Барышском РОВД Ульяновской области, был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени жильем не обеспечен. В июне 2010 г. по месту, где состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, – в УВД по Ульяновской области им было подано заявление об участии в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы. В удовлетворении заявления отказано со ссылкой на исключение из очереди.

 

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика Министерство внутренних дел Российской Федерации; в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, – мэрию города Ульяновска, Управление внутренних дел по городу Самаре, Межрайонный отдел внутренних дел «Барышский» Ульяновской области и, рассмотрев по существу требования истца, постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе Ситнов В.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что имеет право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы». Считает, что документы по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, проходивших службу в МОВД «Барышский», были утеряны.

Не соглашается с выводами суда о том, что после прекращения трудовых отношений с УВД по Ульяновской области он не мог состоять там в очереди на получение жилья. При этом ссылается на приказ МВД России от 24 мая 2003 г. №345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел».

Обращает внимание, что в соответствии со ст. 32 ЖК РФ снятие с учета осуществляется органами, по решению которых граждане были приняты на учет. О снятии с учета его – истца в известность не ставили.

Считает, что, исходя из структуры органов внутренних дел Российской Федерации, определявшейся Указами Президента РФ от 19.07.2004 г. № 927, от 12.05.2008 г. № 724, от 28.02.2009 г. № 233, от 01.03.2011 г. № 248, он состоял в трудовых отношениях с МВД России, проходя службу в его территориальных органах. В этой связи, поскольку, уволившись в 2007 году из УВД по Ульяновской области, он продолжил службу в УВД г. Самары, то продолжал состоять в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Заявление о выдаче сертификата было подано в установленном Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153 порядке в федеральный орган исполнительной власти через его территориальный орган – УВД по Ульяновской области.

 

УВД по Ульяновской области в возражениях на кассационную жалобу просит оставить решение без изменения.

 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и в возражениях на нее.

 

Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы (утверждены постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153) установлено, что право на участие в подпрограмме имеют военнослужащие (за исключением участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих), сотрудники органов внутренних дел, подлежащие увольнению с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), в частности, сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более.

 

Как следует из материалов дела, Ситнов В.В. проходил службу в органах внутренних дел: с января 1997 г. по декабрь 2007 г. – в ОВД Барышского района Ульяновской области, с декабря 2007 г. по май 2010 г. – в УВД по городу Самаре, приказом УВД по городу Самаре от 01 мая 2010 г. был уволен из органов внутренних дел по п. «з» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» – по ограниченному состоянию здоровья.

Выслуга лет истца в органах внутренних дел составляет 13 лет 3 месяца 4дня, в том числе на должностях, содержащихся за счет средств федерального бюджета, – 10 лет 10 месяцев 20 дней.

В обоснование требований истец ссылается на то, что в 2000 г., работая в Барышском РОВД Ульяновской области, был поставлен на учёте в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.

 

Разрешая предъявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска Ситнова В.В. не имеется.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и основания для признания его неправильным отсутствуют.

 

Статьей 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 г., было установлено, что учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

Согласно п. 11 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР (утверждены Постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. № 335) ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществлялось: в исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов – отделами по учету и распределению жилой площади или специально назначенными должностными лицами; на предприятиях, в учреждениях, организациях – должностными лицами, специально назначенными администрацией по согласованию с профсоюзным комитетом.

Решением исполкома Ульяновского областного Совета народных депутатов и президиума областного совета профсоюзов от 21.11.1989 г. № 485 исполкомам городских и районных Советов народных депутатов в целях упорядочения учета нуждающихся сотрудников органов внутренних дел и распределения жилья было разрешено ведение городскими и районными отделами внутренних дел (ГОРОВД) книг учета нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников (включая работников соответствующих территориальных военизированных пожарных частей), а в г. Ульяновске, кроме того, предписано до 01.09.1990 г. создать при УВД единую очередь сотрудников подразделений и служб управления, подлежащих обеспечению жилплощадью за счет местных советов.

Как следует из вышеприведенных норм, в 2000 г. осуществлялось ведение отдельных учетов нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников органов внутренних дел по месту работы – в УВД Ульяновской области и в соответствующих районных (городских) отделах внутренних дел.

Ситнов В.В., будучи сотрудником Барышского РОВД Ульяновской области, был поставлен в очередь, созданную непосредственно при данном отделе внутренних дел.

 

Приказом МВД России от 24.05.2003 г. № 345 утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.

Названным Положением установлено, что учет сотрудников подразделений МВД России, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (за исключением г. Москвы и Московской области), и обеспечение их жильем осуществляется в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены данные подразделения.

Учет очередников ведется по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений.

Списки утверждаются в январе каждого года после рассмотрения их на заседании комиссий и вывешиваются в доступном для ознакомления месте.

Принятые на учет очередники включаются в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Учет сотрудников, перемещаемых в интересах службы в пределах одного населенного пункта (пригородной зоны), осуществляется исходя из даты принятия на учет по прежнему месту службы.

 

Исходя из анализа приведенных нормативных правовых актов, суд пришел к правильному выводу, что Ситнов В.В., прекратив службу в ОВД Барышского района Ульяновской области по собственному желанию, утратил право состоять на учете сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведущемся УВД по Ульяновской области.

Доводы кассационной жалобы об обратном судебной коллегией отклоняются, как основанные на неправильном толковании закона.

Тот факт, что Ситнов В.В. об исключении из списка очередников извещен не был, обоснованность исключения не опровергает и прав истца не нарушает, поскольку соответствующие списки доступны для ознакомления.

 

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы имеют граждане, состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в федеральном органе исполнительной власти.

В этой связи, поскольку в установленном порядке вопрос о признании Ситнова В.В. нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) не решался, оснований для выдачи ему государственного жилищного сертификата до рассмотрения соответствующего вопроса не имеется.

 

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правильная оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 20 мая 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ситнова В*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи