Судебный акт
Спор о предоставлении инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение
Документ от 19.07.2011, опубликован на сайте 03.08.2011 под номером 27153, 2-я гражданская, об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Чебукина С.Н.                                                                    Дело № 33-2531/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             19 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П. и Маслюкова П.А., 

при секретаре Гайнулине Р.Р.                      

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства труда и социального развития Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Трофимова Д*** А***  удовлетворить частично.

Обязать Министерство труда и социального развития  Ульяновской области предоставить Трофимову Д*** А*** санаторно-курортную путевку в санаторий «Сергиевские Минеральные воды» сроком на 42 дня в летний период  2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения представителя Министерства труда и социального развития Ульяновской области – Анципович В.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Трофимова Д.А. - Павловой Е.И., возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Трофимов Д.А. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к Министерству труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий «Сергиевские минеральные воды» с датой заезда не позднее 18 июня 2011 года сроком на 42 дня. Истец мотивировал требования тем, что он является инвалидом 1 группы по общему заболеванию (спинальный профиль). В соответствии со ст. 6.2 ФЗ от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», инвалиды имеют право на предоставление набора социальных услуг (в том числе, при наличии медицинских показаний - право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение). 13.04.2011 г. врачебной комиссией поликлиники городской больницы  № 4 г. Ульяновска была выдана справка о его нуждаемости в санаторно-курортном лечении в санатории «Сергиевские минеральные воды» в летний период. 20.04.2011 г. истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на основании справки формы № 070/у-04, в которой ему рекомендовано прохождение лечения в летний период. Уведомления о постановке на учет истец не получил, устно ему было пояснено, что путевку в 2011 году он не получит. При этом законодатель, предусматривая право инвалида на получение набора социальных услуг, не ставит реализацию этого права в зависимость от внешних факторов, в том числе и от отсутствия в федеральном бюджете денежных средств, необходимых для удовлетворения потребности всех инвалидов и получении санаторно-курортного лечения. Санатории для спинальных больных требуют специального дополнительного оснащения и оборудования в связи с их невозможностью обслуживать себя в полном объеме. С 2006 года по 2009 год он ежегодно проходил лечение в санатории «Сергиевские минеральные воды», так как он приспособлен для лечения, соответствует профилю его заболевания.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство труда и социального развития Ульяновской области просит отменить решение суда. Полагает, что при принятии решения суда не учел тот факт, что в справке для получения путевки утвержденной формы № 070\у-04 указывается на необходимость вида курорта, а не наименование  конкретного санатория. Приобретение санаторно-курортных путевок осуществляется Министерством в рамках Федерального закона от 21.07.2005г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» по результатам конкурса по отбору санаторно-курортных учреждений на закупку путевок. Санаторий «Сергиевские минеральные воды» в конкурсе не участвовал, не является специализированным учреждением для лиц с болезнями и травмами позвоночника. Кроме того, стоимость одного дня пребывания в указанном санатории превышает лимит денежных средств, выделенных Министерству для приобретения путевок. В связи с  этим считает, что законных оснований для возложения на Министерство обязанности предоставить истцу путевку  именно в этом санатории не имелось.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия  находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

Федеральным законом 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Пунктом 1.1 части 1 статьи 6.2 данного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.

В соответствии с пунктом 3.3. Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом  исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение.

Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения.

Перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки на лечение гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, формируется на основании результатов размещения заказа, проведенного Фондом социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Названный Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ, в соответствии с которым осуществляется отбор данных санаторно-курортных организаций, регулирует отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов; применяется в том числе в случае размещения заказа на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, под которыми понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации и государственных заказчиков; государственными заказчиками при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования выступают органы управления государственными внебюджетными фондами (часть 1 статьи 4).

Как усматривается из материалов дела, Трофимов Д.А. в 2005 году перенес ***. С указанного времени истец является инвалидом 1 группы, в настоящее время инвалидность установлена бессрочно.

В соответствии со справкой № 235 от 13.04.2011 года по форме № 070\у-04, истцу рекомендовано санаторно-курортное лечение в санатории «Сергиевские минеральные воды» для спинальных больных в летний период.

В апреле 2011 года истец обратился в Министерство труда и социального развития Ульяновской        области с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, одновременно им была предоставлена справка № 070\у-04.

Учитывая рекомендации данной справки, суд первой инстанции удовлетворил заявленные Трофимовым Д.А. требования и обязал ответчика предоставить ему путевку в санатории «Сергиевские минеральные воды».

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в 2011 году победителем конкурса по закупке путевок на санаторно-курортное лечение по профилю «заболевания и последствия травм спинного мозга» (протокол заседания конкурсной комиссии № *** от 16.03.2011г.) стал санаторий «Инжавинский», расположенный в Тамбовской области. По государственному контракту от 01.04.2011 года, заключенному с данным санаторием, закуплено 24 путевки. Санаторий «Сергиевские минеральные воды» в конкурсах участия не принимал.

Поскольку порядок предоставления санаторно-курортных путевок гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, предусмотрен федеральным законодательством и перечень санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются путевки, формируется на основании результатов проведенного конкурса по закупке путевок, правовых оснований для удовлетворения  Трофимова Д.А. о предоставлении ему путевки в санаторий «Сергиевские минеральные воды» не имелось.

Кроме того, как следует из  Инструкции по заполнению формы № 070\у-04 «Справка для получения путевки», утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004г. № 256, пункт о предпочтительном месте лечения носит рекомендательный характер и не обязателен для заполнения.

Так как выводы суда не соответствуют изложенным в решении обстоятельствам дела, то данное решение нельзя считать законным и обоснованным.

Принимая во внимание то, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, судебная коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17.06.2011 года отменить и в удовлетворении исковых требований Трофимову Д.А. об обязании Министерства труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории «Сергиевские минеральные воды» с датой заезда не позднее 18 июня 2011 года сроком на 42 дня, согласно справке формы № 070\у-04 от 18.04.2011 года отказать.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 17 июня 2011 года отменить.

В удовлетворении исковых требований Трофимову Д.А. об обязании Министерства труда и социального развития Ульяновской области о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санатории «Сергиевские минеральные воды» с датой заезда не позднее 18 июня 2011 года сроком на 42 дня, согласно справке формы № 070\у-04 от 18.04.2011 года отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи