Судебный акт
о предоставление сертификата на получение социальной выплаты для улучшения жилищных условий вдове ветерана ВОВ
Документ от 12.07.2011, опубликован на сайте 05.08.2011 под номером 27211, 2-я гражданская, о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и обязании выдать жилищный сертификат на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тютькина З.А.                                                                    дело № 33-2434/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 12 июля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей  Аладина П.К. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Ганеевой И.Р.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Прокофьевой О*** Д*** – Петровой И*** Ю*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Прокофьевой О*** Д*** к Министерству труда и социального развития по Ульяновской области о  признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителей Прокофьевой О.Д. – Прокофьевой А.А. и Петровой И.Ю., подержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя МО «Тагайское сельское поселение»  Майнского района Ульяновской области Артамоновой В.Г., считающей решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокофьева О.Д. - вдова ветерана Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., обратилась в суд с иском,  уточненным в ходе рассмотрения дела, к  Министерству труда и социального развития Ульяновской области о  признании права на получение социальной выплаты на приобретение жилья.

Требования мотивировала тем, что с 1976 г. одна зарегистрирована и проживает в доме № *** по 4 пер. Ц*** в с.Т*** Майнского района Ульяновской области. Собственником указанного дома является её сын П*** А.В. Сам П*** А.В. зарегистрирован и постоянно проживает со своей супругой П*** А.А. в малогабаритной однокомнатной квартире по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, ***-***. Собственником указанной квартиры является П*** А.А.  Истица собственного жилья не имеет, проживает в доме, не принадлежащем ей на праве собственности, членом семьи собственника не является, в связи с чем имеет право в соответствии с Указом Президента РФ №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» имеет право на обеспечение жилым помещением.

Постановлением администрации МО Тагайского сельского поселения Майнского района Ульяновской области она была принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Однако на заседании рабочей группы по вопросам обеспечения жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов Министерства труда и социального развития Ульяновской области ей было отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья. Отказ в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья истица считает незаконным, в связи с чем просила суд признать за ней право на получение социальной выплаты на приобретение жилья и выдать ей свидетельство о предоставлении указанной социальной выплаты.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе   представитель Прокофьевой А.Д. – Петрова М.Ю. не соглашается с решением суда. Не согласна с выводом суда о том, что Прокофьева О.Д. является членом семьи своего сына П*** А.В. – собственника домовладения, в котором она проживает. Её сын, являясь собственником дома по 4 пер. Ц***, *** в с. Т***, с 1979 года не проживает в указанном доме. Вместе со своей семьёй он проживает в г. Ульяновске.  Вместе с тем с соответствии с действующим жилищным законодательством членом семьи собственника жилого помещения являются лица, проживающие совестно с собственником, и ведущие с ним общее хозяйство. Прокофьева О.Д. проживает в частном доме одна. Её сын навещает её, привозит продукты и медикаменты, поскольку в силу своего преклонного возраста она не может это делать самостоятельно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на предоставление мер социальной поддержки в виде  обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. При этом обеспечении жильем осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Указом Президента РФ № 714 от 07 мая 2008 года (в редакции от 09.01.2010 г.) предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой отечественной войны, имеющих право на соответствующую  социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 года  за №5-ФЗ «О ветеранах».

Прокофьева О.Д. является вдовой ветерана   Великой Отечественной войны. Возможность обеспечения её жильем ставится в зависимость от нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Из ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанима­телями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанима­теля жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых по­мещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимате­лями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимате­ля жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых по­мещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса РФ, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.  Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма указанным в части 3 статьи 49 настоящего Кодекса категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.  Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета депутатов Муниципального образования Тагайское сельское поселение Майнского района Ульяновской области от 04.05.2010 г. №13/64 учетная  норма  площади жилого помещения установлена в размере 12 кв.м.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Прокофьева О.Д. поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании Постановления администрации МО Тагайского сельского поселения Майнского района Ульяновской области от 29.10.2010 г. № ***.

С 31.08.1976 по настоящее время Прокофьева О.Д. зарегистрирована и проживает в доме общей площадью 30,44 кв.м  по адресу: Ульяновская область, Майнский район, с.Т***, 4 пер.Ц***, ***. Собственником указанного дома является сын истицы П*** А.В. Прокофьева О.Д. проживает в доме своего сына в качестве члена его семьи. Членом семьи своего сына она является в силу родственных с ним отношений. 

Данный дом непригодным для проживания в установленном законом порядке не признан.

В соответствии со ст. 15 ЖК РФ и п. 12 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47,  жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.

Таким образом, занимаемое истицей жилое помещение является благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно расположено.  Дом имеет печное отопление, электроснабжение. Водопровод и канализация отсутствует.

Сам П*** А.В. в принадлежащем ему доме в с. Т*** не зарегистрирован и  не проживает. П*** А.В. зарегистрирован и  проживает по адресу: г. Ульяновск, ул. О***, ***-***. Указанная квартира принадлежит на праве собственности его супруге. П*** А.В. от приватизации указанной квартиры отказался, то есть сохраняет право пожизненного пользования и проживания в ней.

Своего жилья в собственности истица не имеет.

В целях реализации меры государственной социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании требований Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительством Ульяновской области 02.05.2006 г. принято Постановление № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений».

Согласно данному Постановлению правом на получение социальной выплаты обладают, в числе прочих, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

В соответствии с Постановлением Правительства Ульяновской области  от 02.05.06 г. №138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» полномочия по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, возложены на Департамент социальной защиты населения.

Мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определяется в форме социальных выплат на приобретение жилья в собственность.

Согласно п.3 названного постановления социальная выплата предоставляется: лицам, указанным в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящего Порядка (т.е. участникам и инвалидам Великой Отечественной войны), признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области.

В соответствии с установленным Постановлением Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 г. № 138 порядком для получения свидетельства получатель представляет в орган местного самоуправления муниципального образования, уполномоченный осуществлять учет граждан, нуждающихся в обеспечении жильем, необходимые документы.

Орган местного самоуправления осуществляет прием документов от граждан и ежегодную сверку, по итогам которой формирует списки получателей и до 1 апреля года, следующего за отчетным, направляет их в Департамент социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – Министерство труда и социального развития Ульяновской области).

Министерство на основе представляемых списков формирует в хронологической последовательности по дате постановки на учет список получателей по Ульяновской области.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что из вышеприведенных положений Федерального закона «О ветеранах» и Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Федеральными законами (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этими Федеральными законами категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Министерство труда и социального развития вправе проверять правомерность постановки органами местного самоуправления граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также принимать решение о выдаче жилищного сертификата.

Письмом от 24.03.11 г. Прокофьевой О.Д. было сообщено, что решением заседания рабочей группы Министерства труда и социального развития от 10.03.2011 г.  №***  ей отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Данное решение Министерства труда и социального развития Ульяновской области является правомерным.

Учитывая, что  Прокофьева О.Д. одна проживает в доме общей площадью 30,44 кв.м, она не является нуждающейся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах, ей обоснованно отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 02 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Прокофьевой О*** Д*** – Петровой И*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: