Судебный акт
Досрочное назначение пенсии в связи с медицинской деятельностью
Документ от 26.07.2011, опубликован на сайте 18.08.2011 под номером 27265, 2-я гражданская, о включении периодов работы в льготном исчислении в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии по старости за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Розанова Л.К.                                                                    Дело № 33-2665/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 июля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Бабойдо И.А.,

судей  Казаковой М.В.,  Нефедова О.Н.,

при секретаре Апариной К.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Коннова Ю*** Н*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Коннова Ю*** Н*** удовлетворить частично.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области включить в специальный стаж Коннова Ю*** Н***, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 02.09.1991 г. по 31.12.1991 г., с 12.01.1998 г. по 24.01.1998 г., с 26.01.1998 г. по 04.02.1998 г. в календарном исчислении, а с 01.11.2004 г. по 30.11.2004 г., с 03.10.2005 г. по 05.10.2005 г. в льготном исчислении, исходя из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.

В удовлетворении исковых требований Коннова Ю.Н. в части включения в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 03.01.1992 г. по 11.01.1998 г., 25.01.1998 г. по 25.01.1998 г., с 05.02.1998 г. по 20.12.1999 г., с 21.12.1999 г. по 28.02.2003 г. и 22.12.2008 г. в должности врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Новоульяновской районной больницы №1 в льготном исчислении исходя из расчета 1 год работы как 1 год и 6 месяцев, а также назначении с 17 сентября 2010 года досрочной трудовой пенсии по старости, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Коннова Ю.Н., поддержавшего доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия   

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Коннов Ю.Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.     В обоснование иска указал, что решением УПФ РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области от 14.12.2010 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно не засчитал в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации - с 02.09.1991 г. по 31.12.1991 г., с 12.01.1998 г. по 24.01.1998 г., с 26.01.1998 г. по 04.02.1998 г.;  периоды работы, не подтвержденные работодателем в качестве льготных, - с 01.11.2004 г. по 30.11.2004 г., с 03.10.2005 г. по 05.10.2005 г., 22.12.2008 г. по 22.12.2008 г.;  периоды работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Новоульяновской районной больницы №1 с 03.01.1992 г. по 11.01.1998 г., 25.01.1998 г. по 25.01.1998 г., с 05.02.1998 г. по 20.12.1999 г., с 21.12.1999 г. по 28.02.2003 г. засчитал в календарном исчислении. Полагал решение ответчика незаконным, просил суд обязать УПФ РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области засчитать в его специальный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении (1,6 год за 1 год работы) и назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости с 17.09.2010.

В качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ГУЗ «Ульяновская областная клиническая больница» и МУЗ «Новоульяновская центральная районная больница им.Альберт А.Ф.»

Рассмотрев данный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе Коннов Ю.Н. не соглашается с решением суда в части отказа во включении в специальный стаж в льготном исчислении периода его работы в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога в хирургическом отделении районной больницы, просит его  в этой части отменить. Указывает, что, работая врачом-анестезиологом-реаниматологом в штате хирургического отделения, он осуществлял те же трудовые функции, которые осуществляют врачи такой специализации в отделениях терапии и анестезиологии-реанимации.  Считает, что доказательствами выполнения им работы врача-анестезиолога-реаниматолога являются записи в трудовой книжке, сертификаты курсов повышения квалификации, записи в журналах учета наркозов и свидетельские показания. При этом отсутствие специального структурного подразделения в штате по месту его работы является обстоятельством, не зависящим от него, и правового значения для данного спора не имеет. Состоявшееся решение суда нарушает его конституционные права, полагает, что суду следовало применить статью 19 Конституции Российской Федерации.  

В отзыве на кассационную жалобу истца Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствии УПФ РФ в Ульяновском районе и г.Новоульяновске Ульяновской области, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что  17.09.2010 г. Конов Ю.Н. обратился в УПФ РФ в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области с заявлением о назначении  досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14.12.2010 года ему  отказано в назначении указанной пенсии в связи с отсутствием необходимого специального  стажа.

В специальный стаж истца включено  25 лет 5 мес. 24 дня.

В указанный стаж ответчиком не включены:

периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации - с 02.09.1991 г. по 31.12.1991 г., с 12.01.1998 г. по 24.01.1998 г., с 26.01.1998 г. по 04.02.1998 г.;

периоды работы, не подтвержденные работодателем в качестве льготных, - с 01.11.2004 г. по 30.11.2004 г., с 03.10.2005 г. по 05.10.2005 г., 22.12.2008 г. по 22.12.2008 г.;

засчитаны в календарном исчислении  периоды работы в должности врача-анестезиолога-реаниматолога хирургического отделения Новоульяновской районной больницы №1 с 03.01.1992 г. по 11.01.1998 г., 25.01.1998 г. по 25.01.1998 г., с 05.02.1998 г. по 20.12.1999 г., с 21.12.1999 г. по 28.02.2003 г.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных требований о включении спорных периодов в специальный стаж истца, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,  предусмотренных   законом   для  удовлетворения требований  Коннова Ю.Н. в полном объеме, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее дос­тижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местно­сти и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местно­сти и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их воз­раста.

Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001г. №173-ФЗ предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 781 от 29.10.2002 года утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Список от 20.10.2002), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения (далее Правила от 29.10.2002), в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 5 Правил от 29.10.2002 предусмотрено, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п. «а»); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п.«б»). Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.

Согласно Перечню структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как год и 6 месяцев, указанным правом на льготное исчисление стажа пользуются врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры) отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных Списком.

Ранее действовавшее Постановление Совмина СССР от 06.09.1991 № 464 предусматривало льготное исчисление стажа в таком же порядке (1 год как 1 год 6 месяцев) врачам анестезиологам-реаниматорам, отделений (групп) анестезиологии–реанимации и  отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии.

В соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденным  Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 года №841, отделение (группа) анестезиологии-реанимации  организовывались в составе лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могли быть организованы  палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц –  200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2). 

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве врача-анестезиолога-реаниматолога, а только с такой, которая имеет место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.

Из материалов дела усматривается, что в период с 1992 г. по 01.03.2003 г. отделение, группа либо палата реанимации и интенсивной терапии в Новоульяновской больнице не создавались, истец в данный период работал   врачом анестезиологом-реаниматологом в хирургическом  отделении районной больницы, что не дает ему право на льготное исчисление указанного периода при его зачете в специальный стаж. Отделение  реанимации и интенсивной терапии создано в Новоульяновской районной больнице  01.03.2003 г., с  указанного времени  стаж истца исчисляется как 1 год 6 месяцев за   1 год работы.

Доводы, приведенные Коновым Ю.Н. в кассационной жалобе, о том, что его функциональные обязанности после создания отделения реанимации и интенсивной терапии не изменились,  не могут повлечь отмену решения суда.

Предусмотрев возможность включения в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (специальный трудовой стаж), периодов работы  в качестве врача анестезиолога-реаниматолога в отделениях реанимации и интенсивной терапии,  законодатель и Правительство Российской Федерации исходили из того, что осуществление такой деятельности сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

Следовательно, то обстоятельство, что должность и функции истца как врача анестезиолога-реаниматолога в течение всего периода его работы в районной больнице не изменялись, на правильность выводов суда не влияет, поскольку возможность исчисления  его стажа работы в льготном порядке  предусмотрена только в случае работы в таком качестве в специально созданных отделениях (группах, палатах, бригадах).

Периоды нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства включены в специальный стаж истца правильно, решение в этой части сторонами не оспаривается.

Поскольку без применения льготного порядка исчисления периода работы истца в качестве врача-анестезиолога –реаниматолога  специальный стаж Коннова Ю.Н. составляет менее необходимых 30 лет (при смешанном стаже работы в качестве медицинского работника) основания для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости отсутствуют.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 17 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коннова Ю*** Н*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: