Судебный акт
Содержание и постановка на учет скотомогильника
Документ от 26.07.2011, опубликован на сайте 16.08.2011 под номером 27386, 2-я гражданская, об обязании принять меры к постаноке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Елистратов А.М.                                                                      Дело № 33-2603/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                   26 июля 2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Колобковой О.Б.,

судей Гурьяновой О.В., Камаловой Е.Я.,

при секретаре  Споршеве А.Ю.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска  от 16 июня 2011 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Правительство Ульяновской области принять меры к постановке на учет  недвижимого имущества – скотомогильника (ямы Беккари), расположенного в 1 км от с. З*** Р*** У*** района У*** области.

Обязать Правительство Ульяновской области обустроить скотомогильник (яму Беккари), расположенный в 1 км от с. З*** Р*** У*** района У*** области,  в соответствии с требованиями п.п. 5.6, 5.8, 6.2 Ветеринарно-Санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным Государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 года  № 13-7-2/469, а именно: огородить скотомогильник по периметру глухим забором высотой не менее 2 метров, установить на воротах скотомогильника замки, с внутренней стороны забора выкопать траншею глубиной 0,8-1,4 м и шириной не менее 1,5м с устройством вала из вынутого грунта, устроить над ямой на высоте 2,5 м навес длиной 6 м, шириной 3 м, рядом пристроить помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., объяснения представителя Правительства Ульяновской области Корастелевой Е.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы,  заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей  решение  суда  законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском к Правительству Ульяновской области о возложении обязанности принять меры по постановке на учет безхозяйного имущества - скотомогильника, возложении обязанности по обустройству скотомогильника.

Требования мотивированы тем, что на территории МО «Зеленорощинское  сельское поселение»  в 1 км от с. З*** Р*** У*** района У*** области расположен  скотомогильник (яма Беккари), который не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям. Указанный объект является бесхозяйным и создает угрозу для жизни и здоровья людей.

В силу действующего законодательства осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Поэтому ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника (ямы Беккари) как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Ульяновской области.

Бездействие Правительства Ульяновской области по непостановке на учет указанного выше бесхозяйного скотомогильника и непринятие мер по приведению скотомогильника в соответствие с действующими санитарными правилами может лишить граждан права на благоприятную среду, на ее защиту от негативного воздействия.

Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе представитель Правительства Ульяновской области Кузнецова Н.Г.  просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Считает необоснованным вывод суда о том, что скотомогильник должен быть поставлен на учет как имущество, принадлежащее субъекту РФ. При этом  указывает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. №3020-1 «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность»  объекты  государственной  собственности, не  указанные  в его  Приложениях 1-3, передаются   в  государственную  собственность   субъектов   Федерации   на  основании   предложений  их компетентных органов  власти, но до  момента   определения   соответствующего  собственника таких объектов   они  относятся  к  федеральной   собственности. Поскольку в данных приложениях  скотомогильники  не указаны,  соответственно   они должны относиться   к  федеральной собственности   до передачи   в установленном порядке   в  собственность  субъекта   РФ.  Доказательств  отнесения  спорного  скотомогильника   к  собственности  субъекта  РФ - Ульяновской области  в  материалах  дела  нет.  Кроме  того,  суд  не  принял  во внимание,  что  решением   Главного  государственного  ветеринарного   инспектора по  Ульяновской  области   спорный  скотомогильник   запрещен  к  эксплуатации (закрыт).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной  жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях на нее.

Судом установлено, что на территории МО «З*** сельское поселение» У*** района У*** области в 1 км от с. З*** Р*** имеется скотомогильник (яма Беккари).

По делу никем не оспаривалось, что скотомогильник является безхозяйным биологическим объектом, его состояние и обустройство не соответствует требованиям Ветеринарно-санитарных Правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов от 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469. Территория скотомогильника не ограждена от доступа посторонних лиц, животных, нет навеса, отсутствует обваловка, помещение для вскрытия трупов, хранения дезинфицирующих средств, спецодежды, инструментария.            

В соответствии с п.5.6 указанных Правил территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост.

Согласно п. 5.8  этих же Правил, над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной      6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Согласно п.6.2. Правил ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект.

Указанные требования по скотомогильнику не соблюдены.

Суд правильно указал в решении, что ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильников с учетом их назначения является важной составляющей мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций, в частности, биолого-социальных чрезвычайных ситуаций.

В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).

Однако согласно пункту 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года          N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.

Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.

При таких обстоятельствах, выводы в решении о необходимости возложения на субъект Российской Федерации обязанности по принятию мер по постановке на учет в Федеральной регистрационной службе бесхозяйного скотомогильника, его содержанию отвечают требованиям вышеприведенного законодательства, а доводы кассационной жалобы в этой части обоснованными признать нельзя.

Доказательств того, что указанный  скотомогильник   закрыт  в установленном законом  порядке  и  с соблюдением ветеринарно-санитарных   правил,  в  материалах  дела   не  имеется.

Решение суда является правильным, отмене по доводам кассационной жалобы оно не подлежит.

В силу  изложенного   и  руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 16 июня 2011 года оставить без изменения, а  кассационную жалобу Правительства Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий 

 

Судьи