Судебный акт
О назначении досрочно пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью
Документ от 16.08.2011, опубликован на сайте 23.08.2011 под номером 27679, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гончарова И.В.                                                                    Дело № 33-2838/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 16 августа 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В.,  Трифоновой О.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области на решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 04 июля 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Кузьминой И*** М*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью удовлетворить частично.

Признать решения комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области, оформленные протоколами №14 от 25.02.2011 и №18 от 16.03.2011 об отказе Кузьминой И*** М*** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 незаконными.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области зачесть Кузьминой И*** М*** в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении:1 года работы за 1 год 3 месяца – период нахождения в отпуске по беременности и родам в должности медсестры детского отделения Н*** центральной районной больницы с 14.09.1992 по 31.01.1993; 1 год работы  за 1 год 9 месяцев – периоды работы в должности старшей медицинской сестры  гинекологического отделения и медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения Н*** центральной районной больницы с 12.04.1994 по 11.05.1999 и период нахождения в отпуске по беременности и родам с 12.05.1999 по 28.09.1999 года; 1 год работы за 1 год 6 месяцев – периоды работы в должности медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения МУЗ «Н*** ЦРБ» с 11.01.2001 по 12.12.2001, с 15.01.2002 по 19.11.2006 и 12.12.2006 по настоящее время; в календарном исчислении – периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 13.12.2001 по 14.01.2002 и с 20.11.2006 по 11.12.2006.

В удовлетворении остальной части иска Кузьминой И*** М***!% Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждения здравоохранения отказать.   

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г.,  судебная коллегия        

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Кузьмина И.М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Новомалыклинском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.    В обоснование иска указала, что решением УПФ РФ в Новомалыклинском районе Ульяновской области от 25.02.2011 ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по причине отсутствия необходимого специального стажа. При этом пенсионный орган необоснованно не засчитал в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации, период нахождения в отпуске по беременности и родам,  периоды работы в должности сестры-анестезистки хирургического отделения Н*** районной больницы с 12.04.1994 по день обращения в календарном исчислении. Полагала решение ответчика незаконным, просила суд обязать УПФ РФ засчитать в ее специальный стаж спорные периоды работы в льготном исчислении (1,6 год за 1 год работы) и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 25.02.2011.

Рассмотрев данный спор, суд постановил решение, приведенное выше.

В кассационной жалобе ответчик не соглашается с решением суда в части включения в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы истицы в должности сестры-анестезистки. Указывает, что доказательств, свидетельствующих о том, что истица работала в группе анестезиологии-реанимации, не представлено, нет приказов о создании такой группы, тогда как книга приказов по Н*** ЦРБ за указанные периоды имеется и храниться в отделе кадров ЦРБ. Не согласен ответчик с включением в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по беременности и родам, нахождения на курсах квалификации, поскольку в указанные периоды, истицей не осуществлялась деятельность по охране здоровья населения. Просит решение суда отменить, постановить новое, которым в иске истице отказать.

В отзыве на кассационную жалобу истица просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Принимая решение по делу, суд исходил из того, что занимаемая  Кузьминой И.М. должность медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения МУЗ Н*** центральной районной больницы в период с 11.01.2001 по день обращения ее с заявлением в суд, фактически соответствовала должности медицинской сестры-анестезистки группы анестезиологии-реанимации . В связи с чем пришел к выводу о включении периода с 11.01.2001 по 12.12.2001, с 15.01.2002 по 19.11.2006 и 12.12.2006 по настоящее время в стаж работы истицы в льготном исчислении, год работы засчитал как год и 6 месяцев.

Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами суда, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права и не соответствуют обстоятельствам дела.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции от 27.12.2009)  трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 указанного Федерального закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Действуя в пределах предоставленного ему полномочий, Правительство Российской Федерации постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 N 449).

Согласно подпункту «б» пункта 5 Правил  лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев.

Данным Перечнем предусмотрена   медицинская сестра-анестезистка в отделениях (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6.

Таким образом, с 1 ноября 1999 года  льготное исчисление стажа – год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.

Делая вывод о льготном исчислении стажа работы истицы после 1 ноября 1999 года, суд установил тождественность работы  Кузьминой И.М. в качестве медицинской сестры-анестезистки в хирургическом отделении центральной районной больницы работе медицинской сестра-анестезистки в группе анестезиологии-реанимации.

Пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривает возможности установления соответствия выполняемой работы наименованию другой должности, нежели той, на которой работал гражданин. В судебном порядке может быть установлено лишь тождество должности, имеющей иное или неправильное наименование, не предусмотренное списками или перечнем, наименованию должности, содержащемуся в списках учреждений, профессий и должностей, работа в которых дает право на льготное назначение пенсии.

В соответствии с Положением об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения, утвержденным  Приказом Минздрава СССР от 11 июня 1986 года №841, отделение (группа) анестезиологии-реанимации  организовывались в составе лечебно-профилактического учреждения (п.1.1). С разрешения Министерства здравоохранения союзной республики в составе отделения анестезиологии-реанимации могли быть организованы  палаты для реанимации и интенсивной терапии в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих определенное количество коек, в том числе хирургического профиля. В частности, для центральных районных больниц –  200 и более коек при наличии в больнице не менее 60 коек хирургического профиля (п. 2). 

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается законодателем не с любой работой в качестве медицинской сестры-анестезистки, а только с такой, которая имеет место в специальных структурных подразделениях лечебно-профилактических учреждений, где она имеет наиболее интенсивный характер.

Как следует из материалов дела, в больнице  в указанные периоды не было 60 коек хирургического профиля. Доказательств тому, что в Н*** центральной районной больнице было создано отделение, группа либо палата реанимации и интенсивной терапии не представлено. Ссылка на утрату приказа о создании такой группы не обоснованна, поскольку как следует из материалов дела, книга приказов за вышеуказанные периоды в больнице имеется.

Выводы суда о том, что в больнице имелась группа анестезиологии-реанимации, со ссылкой на копии отчетов по анестезиологической и реанимационной деятельности по МУЗ Н*** ЦРБ не обоснованны, поскольку такая деятельность, как усматривается из данных документов, связана с деятельностью в целом больницы, а не отдельного структурного подразделения. Из данных отчетов также усматривается, что не во все периоды в больнице была палата интенсивной терапии и фактически так в отчетах за некоторые года называлась послеоперационная палата.  Ссылка суда, что в больнице имелась палата интенсивной терапии, в которой находились больные в послеоперационном периоде, не свидетельствует, что работа истицы в таких условиях соответствует специфике, условиям, нагрузке работы в отделении (группе) анестезиологии-реанимации.

Должностная инструкция медсестры-анестезистки хирургического отделения МУЗ «Н*** ЦРБ» не содержит обязанностей, связанных с работой в группе  анестезиологии-реанимации.

Таким образом, истица работала   медицинской сестрой-анестезисткой в хирургическом  отделении районной больницы, что не дает ей право на льготное исчисление указанного периода при его зачете в специальный стаж после 01 ноября 1999 года.

Учитывая положения приведенных норм и установленные по делу обстоятельства, правовых оснований для льготного исчисления стажа – год работы как год и 6 месяцев периода работы истицы с 11.01.2001 по 12.12.2001, с 15.01.2002 по 19.11.2006 и 12.12.2006 по настоящее время, у суда не имелось, без учета оспариваемого периода у Кузьминой И.М. отсутствует необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специальный стаж.

Кроме того, решение суда в части включения данного периода с указанием срока «по настоящее время» является необоснованным, поскольку проверяется законность вынесения решения ответчиком на дату подачи заявления Кузьминой И.М. о назначении пенсии.

Следовательно, решение суда в части признания решения комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области, оформленные протоколами №14 от 25.02.2011 и №18 от 16.03.2011 об отказе Кузьминой И*** М*** в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2002 незаконными и обязании зачесть Кузьминой И*** М*** в специальный медицинский стаж, дающий право на назначение пенсии в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев – периоды работы в должности медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения МУЗ «Н*** ЦРБ» с 11.01.2001 по 12.12.2001, с 15.01.2002 по 19.11.2006 и 12.12.2006 по настоящее время подлежит  отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судом допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, коллегия находит возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение об отказе Кузьминой И.М. в удовлетворении заявленных требований о включении вышеуказанных периодов в льготном исчислении за один год работы один год шесть месяцев и признании в данной части незаконным решений комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба ответчика – без удовлетворения.

По волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периоды работы до 1 января 2002 г. могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 г. засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464.

Пунктом 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 установлено, что 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе;

врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.

Поскольку истица работала в сельской местности и медсестрой в гинекологическом и хирургическом отделениях больницы, следует согласиться с решением суда в части включения в стаж истицы в льготном исчислении 1 год работы  как 1 год 9 месяцев (сельская местность и отделение хирургического профиля) – периоды работы в должности старшей медицинской сестры  гинекологического отделения и медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения Н*** центральной районной больницы с 12.04.1994 по 11.05.1999.

Суд первой инстанции исходя из п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обоснованно включил в специальный стаж в льготном исчислении периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам с 14.09.1992 по 31.01.1993 – 1 года работы за 1 год 3 месяца, с 12.05.1999 по 28.09.1999 года – 1 год работы за 1 год 9 месяцев.

Правильно рассмотрены судом требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения истицы на курсах повышения квалификации.

С учетом вышеизложенного, жалоба ответчика подлежит частичному удовлетворению.        

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Мелекесского районного суда Ульяновской области от 04 июля 2011 года отменить в части возложения на пенсионный орган обязанности засчитать Кузьминой И*** М*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в должности медицинской сестры-анестезистки хирургического отделения МУЗ «Н*** ЦРБ» Ульяновской области с 11.01.2001 по 12.12.2001, с 15.01.2002 по 19.11.2006 и 12.12.2006 по 21.02. 2011 года  исходя из расчета 1 год работы как один год и 6 месяцев, и признания незаконными в этой части решений комиссии при Управлении Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области, оформленных протоколами №14 от 25.02.2011 и №18 от 16.03.2011.

Постановить по делу в этой части новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований.

В остальной части  решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Новомалыклинском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: