Судебный акт
Льготы членам семьи ветерана боевых действий
Документ от 23.08.2011, опубликован на сайте 01.09.2011 под номером 27803, 2-я гражданская, о признании права на возмещение расходов по изготовлению и установке надгробного памятника, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                            Дело № 33-2962/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                    23 августа 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Полуэктовой С.К., Трифоновой Т.П.

при секретаре Трофимовой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе УМВД России по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июля 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Зиминой О*** В*** удовлетворить.

Обязать Управление внутренних дел по Ульяновской области возместить Зиминой Ольге Владимировне реально понесенные расходы по изготовлению и установке надгробного памятника умершему Зимину В*** А***

Взыскать с Управления внутренних дел по Ульяновской области в пользу Зиминой О*** А*** государственную пошлину в размере 200 руб.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения представителя ответчика Халитовой А.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, истицы Зиминой О.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Истица Зимина О.В. обратилась в суд с исковыми требованиями, уточненными в ходе рассмотрения дела, к ответчику об обязании возместить расходы по изготовлению и установке надгробного памятника умершему супругу Зимину В.А., взыскании судебных расходов. Требования ее мотивированы тем, что ее супруг является ветераном боевых действий. Данный факт подтверждается справкой хранящейся в его личном деле в УВД по Ульяновской области, о том, что он (Зимин В.А.) находился в служебной командировке с 12.09.1995г. по 31.10.1995г. в составе группы оперативного управления МВД России в Чеченской Республике и прилегающих регионах, выполняя обязанности по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Также ответчик письменно подтвердил тот факт, что при жизни Зимину В.А. могло быть выдано удостоверение ветерана боевых действий. В связи с этим истица обратилась к ответчику с просьбой о возмещении расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробного памятника умершему Зимину В.А. Однако ответчик отказал в этом, мотивируя свой отказ тем, что Зимин В.А. не оформил при жизни статус ветерана боевых действий.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, в иске  Зиминой О.В. отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца. В системе МВД России порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий регламентирован Приказом МВД России от 07.05.2004 №282. Меры социальной поддержки членов семей погибших  (умерших) ветеранов боевых действий предусмотрены ст.ст. 21, 23.1, 23.1, 24 ФЗ «О ветеранах». Согласно ст.24 данного Закона, оказание ритуальных услуг, в том числе изготовление и установка памятника, предусматриваются для умерших ветеранов боевых действий и возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, в которых предусмотрена служба. Таким образом, предоставление льгот ветеранам боевых действий либо членам семьи умершего ветерана боевых действий находится в прямой зависимости от наступивших прав, предусмотренных действующим законодательством. В период прохождения службы Зимин В.А. в 1995г. направлялся в служебную командировку в Чеченскую Республику, где принимал участие в боевых действиях, однако статуса ветерана боевых действий не имел. До утверждения Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России (до 2004г.) Зимину В.А. правовых оснований для выдачи такого удостоверения не имелось. Зимин В.А. умер в 2002г., соответственно, статусом ветерана боевых действий не обладал и не обладает. Соответственно, оснований для удовлетворения иска Зиминой О.В. у суда не имелось.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 347 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Судом установлено, что Зимин В.А. проходил службу в УВД по Ульяновской области с 30.12.1993г. по 01.09.1997г. и был уволен из органов внутренних дел без права на пенсию (по собственному желанию). Умер Зимин В.А. в 2002г.

В период с 12.09.1995г. по 31.10.1995г. Зимин В.А. выполнял служебные обязанности в условиях чрезвычайного положения в Чеченской Республике, Указанный период времени был зачтен Зимину В.А. в выслугу лет для назначения пенсии как один месяц службы за три месяца (1 день за 3 дня). Данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в личном деле Зимина В.А.

Согласно справке группы управления оперативного штаба в Чеченской Республике МВД РФ, имеющейся в материалах личного дела Зимина В.А., также подтверждается нахождение Зимина В.А. в указанный период времени в служебной командировке в составе группы оперативного управления МВД России в Чеченской Республике и прилегающих регионах   и выполнение  обязанности по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и восстановлению конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Согласно данной справке на Зимина В.А. распространяются все льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные законодательными актами и нормативными документами, регламентирующими несение службы в зоне чрезвычайного положения и участие в боевых действиях. Данные обстоятельства  ответчиком не оспариваются.

Удовлетворяя требования истицы, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что поскольку Зимин В.А. фактически являлся ветераном боевых действий, однако документально не успел оформить свой статус по причине своей смерти, то, соответственно, члены его семьи имеют право на меры социальной поддержки, предусмотренные ФЗ «О ветеранах».

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется. 

Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ  "О ветеранах" для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Приказом МВД РФ от 18.07.2003 N 562 "Об утверждении Инструкции о порядке погребения и похоронном деле во внутренних войсках МВД России" определен, в том числе, порядок  оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников.

Возмещение расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размерах не более установленных пунктом 2 Постановления (п.41 Инструкции).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" с учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.

Подпункт 1 пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 19.12.2003 N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.

В системе МВД России соответствующая Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации была утверждена только в 2004г. Приказом МВД РФ от 07.05.2004 №282.

В соответствии с пунктом 3.2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверений лицам, выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, являются выписки из приказов начальников (командиров), записи в удостоверениях личности, военных билетах и трудовых книжках, командировочные удостоверения, подтверждающие факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 1994 г. N 280 "О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций", а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников главных управлений, управлений МВД России, министров внутренних дел, начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТиВС, образовательных и научно-исследовательских учреждений МВД России, командиров воинских частей и учреждений внутренних войск МВД России.

Как следует из пояснений представителя ответчика в судебном заседании, такие удостоверения выдавались вышеуказанной категории сотрудников внутренних дел с 2004 года по предъявлении ими соответствующих Справок об участии в боевых действиях на территории Чеченской Республики.

Довод кассационной жалобы, что Зимин В.А. не может быть признан ветераном боевых действий, поскольку умер в 2002г., до принятия в системе МВД России вышеуказанной Инструкции,  является необоснованным. Поскольку выдача удостоверения подтверждает лишь юридический факт, что получатель удостоверения является участником боевых действий, и наличие у владельца  удостоверения определенных прав. Зимин В.А. в связи со смертью не реализовал лишь право на получение удостоверения, при этом имея статус ветерана боевых действий.

Доводы кассационной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, с которой следует согласиться.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.

Руководствуясь статьей 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 15 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ульяновской области  – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи