Судебный акт
Обжалование решения призывной комиссии
Документ от 23.08.2011, опубликован на сайте 13.09.2011 под номером 27840, 2-я гражданская, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Атаманова Т.П.                                                                   Дело № 33-2946/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                   23 августа 2011  г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Бабойдо И.А. и Костюниной Н.В.,

при секретаре Пелькине А.Е.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 19 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

Признать незаконным решение призывной комиссии Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области от 25 мая  2011 года об  определении категории годности Силантьева А*** С*** к военной службе и  призыве на военную службу.

Обязать призывную комиссию Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области устранить нарушение прав Силантьева А*** С***, приняв решение о признании его ограниченно годным к военной службе и освобождении его от призыва на военную службу.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области  за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии, в пользу Силантьева А*** С*** оплату производства экспертизы в сумме 17 700 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Бабойдо И.А., объяснения Силантьева А.С., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Силантьев А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения  призывной комиссии МО «Город Димитровград» Ульяновской области от 25 мая 2011 года  о признании его годным к военной службе с незначительными ограничениями, ссылаясь на то, что в мае 2010 года в результате ***  у него обнаружилось  ***. При ходьбе у него возникают сильные боли, отсутствует чувствительность в 4,5 пальцах левой ноги. Ранее ему была предоставлена отсрочка от призыва  на военную службу  до осени 2010 года. Впоследствии он был направлен военным комиссариатом  г.Димитровграда в Ульяновскую областную клиническую больницу на медицинское освидетельствование, где заключением от 19.10.2010г. подтвердилось наличие у него сросшегося перелома ***, *** болевой синдром.

В мае 2011 года при обследовании по месту жительства в поликлинике ОАО ДААЗ  ему был установлен диагноз: *** ***, нарушение функций  ходьбы левой ноги.

На основании данного заключения призывная комиссия  муниципального образования «Город Димитровград» вынесла решение от 25.05.2011 г. о его призыве на военную службу, как годного с незначительными  ограничениями. С решением призывной комиссии он не согласен, поэтому просил признать его незаконным, обязать призывную комиссию принять решение  об освобождении его от призыва на военную службу, признав ограниченно годным к военной службе.

Суд привлек к участию в деле  призывную комиссию муниципального образования «Город Димитровград», военный комиссариат Ульяновской области.

Рассмотрев заявленный спор, суд постановил решение, приведенное выше.                         

В кассационной жалобе Военный комиссариат Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда в части взыскания с них судебных расходов, просит в этой части решение  отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами РФ в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», не предусмотрено, что в названный перечень расходов входит компенсация расходов, связанных с ответственностью за незаконные решения призывных комиссий.

Обращает внимание на то, что в Приказе Министерства финансов РФ от 28 декабря 2010 года за №190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» так же отсутствует ссылка на возможность компенсации расходов, связанных с ответственностью за незаконные решения призывных комиссий. Ссылаясь на п.29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», полагает, что судебные расходы  могут быть взысканы только с Правительства Ульяновской области, поскольку контроль за деятельностью призывных комиссий, в силу п.3 Постановления Губернатора Ульяновской области №28 от 30.03.2011г. «О создании призывных комиссий муниципальных образований Ульяновской области»,  возлагается на  Правительство Ульяновской области. Суд, не установив никакой вины военного комиссариата, тем не менее, взыскал с него судебные расходы как с виновной стороны.

В возражениях на кассационную жалобу Силантьев А.С. просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей Военного комиссариата Ульяновской области, призывной комиссии МО «Город Димитровград»,  извещенных о времени и месте рассмотрения дела по жалобе.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия не  находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 347 ГПК РФ суд второй инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.

Обжалуемым решением признано незаконным решение призывной комиссии Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области от 25 мая  2011 года об  определении категории годности Силантьева А.С. к военной службе и  призыве на военную службу. На призывную комиссию Муниципального образования "Город Димитровград" Ульяновской области возложена обязанность устранить нарушение прав Силантьева А.С. и принять решение о признании его ограниченно годным к военной службе с освобождением его от призыва на военную службу.

Решение суда в указанной части никем не обжалуется.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Из материалов дела следует, что в ходе его рассмотрения дела Силантьев А.С. понес расходы по оплате производства судебно-медицинской экспертизы в сумме 17 700 рублей, что подтверждается имеющимися в деле платежными документами (л.д. 71,72,73).

Взыскивая с Военного комиссариата Ульяновской области за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование деятельности призывной комиссии, в пользу Силантьева А.С. указанные судебные расходы, судом требования процессуального законодательства были применены правильно.

Доводы, приведенные Военным комиссариатом Ульяновской области в кассационной жалобе, нельзя признать состоятельными, повлечь отмену решения суда они не могут.

В соответствии с п. 6 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 704  утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в которых определено, что Министерство обороны РФ является государственным заказчиком мероприятий, связанных с организацией и проведением призыва граждан Российской Федерации на военную службу.

В соответствии с положениями названных Правил (в ред. от 17.12.2010) расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с призывом на военную службу, возмещаются через военные комиссариаты за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ.

Поскольку  решение призывной комиссии МО «Город Димитровград» от 25.05.2011 г. в отношении Силантьева А.С., 17.01.1992 г.р., в части признания его годным с незначительными ограничениями (категория «***») к военной службе признано незаконным, расходы по оплате судебно-медицинской экспертизы, проведенной в ходе рассмотрения дела, подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование медицинского освидетельствования призывников, и подлежат взысканию с Военного комиссариата Ульяновской области.

То обстоятельство, что в приведенном выше Постановлении Правительства РФ от 01.12.2004 № 704, а также упомянутом в кассационной жалобе приказе Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 190н отсутствует указание на компенсацию за счет средств федерального бюджета расходов по проведению судебно-медицинских экспертиз в рамках рассмотрения споров, касающихся призыва на военную службу, не свидетельствует о невозможности взыскания таких расходов, если их взыскание предусмотрено нормами процессуального законодательства.

Оснований для возложения обязанности по оплате судебно-медицинской экспертизы на Правительство Ульяновской области не имеется, поскольку, как указано выше, средства федерального бюджета, предназначенные для финансового обеспечения медицинского освидетельствования граждан при призыве на военную службу, находятся в распоряжении Министерства обороны РФ и военных комиссариатов в субъектах Российской Федерации.

Данный вывод суда не противоречит разъяснению, содержащемуся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», поскольку в силу ст.ст. 26-28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» организация призыва на военную службу лежит на военных комиссариатах, призывная комиссия осуществляет свою деятельность при непосредственном участии должностных лиц военных комиссариатов и под их контролем.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы оно не подлежит.

 

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 19 июля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Военного комиссариата Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи