Судебный акт
Обеспечение жильем-семья с ребенком-инвалидом
Документ от 23.08.2011, опубликован на сайте 12.09.2011 под номером 27878, 2-я гражданская, об обязании выдать жилищный сертификат, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                        Дело № 33-2963/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                              23 августа  2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П. и  Полуэктовой С.К.

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Степанова А*** В*** и Степановой Л*** Г*** – Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 июля 2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Степанова А*** В***, Степановой Л*** Г*** к Мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возложении обязанности постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата, - отказать в полном объеме.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Степанов А. В., Степанова Л. Г. обратились в суд с иском к Мэрии города Ульяновска, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, выдаче государственного жилищного сертификата.

В обоснование требований указали, что с 27.06.2008г. Степанова Л.Г. и с 25.07.2008 г. её муж Степанов А.В. и дочь С*** С.А. –ребёнок-инвалид прописаны и проживают по адресу: г.Ульяновск, ул. Л***. Общая площадь данной квартиры 22,01 кв. метров, в том числе жилая 13,25 кв. метров. Собственником данной квартиры является Степанова Л.Г. На каждого проживающего в квартире приходится 7,34 кв.м общей площади, в том числе 4,42 кв.м жилой площади. Дочь истцов,  С*** С.А. ***.10.2005г.р.  является  ребенком-инвалидом.

31.12.2010г. истцы обратились с заявлением в мэрию города Ульяновска о постановке их семьи в очередь на обеспечение жилой площадью как малоимущих граждан согласно ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, просили рассмотреть их заявление о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по Федеральному закону Российской Федерации от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ «О социальной зайдите инвалидов в Российской Федерации». Однако их заявление рассмотрено не было. Истцы считают, что имеют право на постановку в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий, как малоимущие, а также как семья, имеющая ребенка-инвалида.

В связи с этим просили суд обязать Мэрию г. Ульяновска поставить их с составом семьи 3 человека на учет в качестве нуждающихся  в улучшении жилищных условий и признать их участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 года, утверждённой постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и от 17 декабря 2010 года № 1050. Обязать Министерство труда и социального развития Ульяновской области выдать в первоочерёдном порядке государственный жилищный сертификат на приобретение жилого помещения на состав семьи 3 человека.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  представитель Степанова А. В. и Степановой Л. Г. – Дегтярев А. В.не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное.        В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. При этом  указывает, что решение комиссии об отказе в принятии истцов на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении является незаконным, поскольку истцы не уведомлялись о дате рассмотрения их заявления и не имели возможности представить дополнительные документы.  Указывает, что, поскольку заявление истцов направлено в отдел по учету и распределению жилья 31.12.2010г., то есть в последний день года, то при определении ежемесячного размера дохода семьи необходимо учитывать доход за период с 01 января по 31 декабря 2010г.         Полагает, что суд неправильно определил величину прожиточного минимума для семьи истцов, применив установленную величину прожиточного минимума  на душу населения по области. Вместе с тем величину дохода, приходящегося на каждого члена семьи для признания их малоимущих, необходимо было исчислять из величины прожиточного минимума трудоспособного населения – в отношении родителей, а также величины прожиточного минимума для детей. Таким образом, размер дохода для признания граждан малоимущими составит: (5584 + 5584 + 5021) х 1,3 : 3 =  7015,23 руб. на одного человека. При таком подсчете дохода в целях признания граждан малоимущими их семья будет являться  малоимущей.  

Кроме того,  представитель истцов не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении  требований Степановых о постановке в очередь нуждающихся  в улучшении жилищных условий как семьи, имеющей ребенка-инвалида. Указывает при этом, что заявление Степановых комиссией вообще не рассматривалось. В настоящее время в действующем законодательстве имеются различия в порядке обеспечения жильем граждан, вставших на учет до 01.01.2005 года и вставших на учет позже указанной даты. До 01.01.2005 года их семья встать на учет не могла, поскольку ребенок родился позже. Вместе с тем с учетом позиции Конституционного Суда РФ проводить разграничения в правах между лицами, которые встали на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005 года и после указанной даты, нельзя.

В судебное заседание стороны не явились. О дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В ходе рассмотрения дела установлено, что семья Степановых (муж, жена и ребенок-инвалид с детства, 2005 года рождения) проживают в однокомнатной квартире по адресу: г. Ульяновск, ул. Л. *** общей площадью 22,01 кв.м, в том числе жилой – 13,25 кв.м. Собственников указанной квартиры является Степанова  Л.Г.

31.12.2010 года Степанова Л.Г. и Степанов А.В. обратились в Отдел по учету и распределению жилой площади Мэрии города Ульяновска с заявлением о постановке их семьи с составом 3 человека в очередь по обеспечению жилой площадью как малоимущие граждане (Согласно ст. 49 ЖК РФ), а также в соответствии с  Федеральным законом РФ от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - как семья, имеющая ребенка-инвалида.

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 27.01.2007 года (протокол №2), утвержденным постановлением Главы города от 24.02.2011 года № 606, истцам в удовлетворении заявления было отказано, поскольку их семья не была признана малоимущей.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истцы не имеют права на постановку в очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 17  закона РФ от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Действующее в настоящее время жилищное законодательство не предоставляет семьям, имеющим детей-инвалидов, каких-либо специальных льгот при постановке в очередь на предоставление жилья. Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим.  

Истцы в силу ст. 50, 51 ЖК РФ являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку норма общей площади, приходящейся на каждого члена семьи, ниже установленной учетной нормы. Вместе с тем они не являются малоимущими в силу действующего законодательства.

Согласно ст. 4  Закона Ульяновской области от 02.11.2005 N 110-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда на территории Ульяновской области", расчет размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, производится исходя из суммы доходов членов семьи за календарный год, непосредственно предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

Поскольку истцы обратились в Мэрию г. Ульяновска с заявлением о  постановке в очередь на получение жилья 31.12.2010 года, суд первой инстанции обоснованно рассчитал доход семьи в целях признания её малоимущей из доходов каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих декабрю 2010 года.

С учетом ст. 5 вышеуказанного Закона, а также Методики определения ежемесячного размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания их малоимущими для принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (приложение №1 к Закону Ульяновской области от 02.11.2005 N 110-ЗО), общий доход семьи Степановых за данный период составил *** руб*** коп. (заработная плата Степановой Л.Г. и пенсия ребенка, отец доходов не имеет). Среднемесячный доход, приходящийся на каждого члена семьи, составил *** руб. *** коп. (*** руб. *** коп. : 12 : 3). Подсчет дохода семьи Степановых, приведенный в кассационной жалобе,  противоречит действующему законодательству.

Постановлением Главы города Ульяновска от 18.08.2006 N 3431 "Об установлении размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности граждан, для признания граждан малоимущими" установлен размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (дохода одиноко проживающего гражданина) в целях признания граждан малоимущими для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в сумме, не превышающей величину 1,3 размера прожиточного минимума на душу населения по Ульяновской области.

На дату утверждения решения комиссии по учету и распределению жилой площади при мэрии города Ульяновска от 27.01.2011 года (24.02.2011 года) была установлена величина прожиточного минимума в Ульяновской области за IV квартал 2010 года в размере 5 164 руб. (установлена Постановлением Правительства Ульяновской области от 02 февраля 2011 года № 31-П). Таким образом, для признания семьи малоимущей, доход, приходящейся на каждого члена семьи не должен превышать 6 713 руб. 20 коп. (5 164 руб. х 1,3).  Доводы кассационной жалобы об ином подсчете уровня дохода в целях признания граждан малоимущими, противоречат вышеприведенным положениям законодательства.

Поскольку размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи Степановых, превышает 6 713 руб. 20 коп, семья Степановых не может быть признана малоимущей, а, следовательно, поставлена в очередь на получение жилья ни по ст. 49 ЖК РФ, ни в соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Правомерно отказано в удовлетворении  требований истцов о признании их участника подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050, поскольку истцы не входят в круг лиц -участников данной подпрограммы. 

Довод кассационной жалобы о том, что их не вызывали на заседание Комиссии, в связи с  чем они лишены были возможности представить дополнительные документы, на правильность постановленного судом решения не влияет.  Присутствие лиц, в отношении которых решается вопрос о включении в очередь на обеспечение жилыми помещениями, на заседании Комиссии, ничем не предусмотрено. Кроме того, все документы, которые истцы посчитали необходимым представить для разрешения спора, были представлены ими в суд. На основании анализа указанных документов суд пришёл к выводу об отказе в удовлетворении их требований.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 14 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Степанова А*** В*** и Степановой Л*** Г*** – Дегтярева А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: