Судебный акт
О перерасчете размера пенсии по случаю потери кормильца
Документ от 30.08.2011, опубликован на сайте 09.09.2011 под номером 27933, 2-я гражданская, об обязании произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца,взыскании недополученной суммы пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Матвеева Л.Н.                                                     Дело № 33-3057/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                        30 августа 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,                    

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Богуш Н*** М***, Богуш А*** И*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 июля 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Богуш Н*** М*** и Богуш А*** И***  к Военному комиссариату Ульяновской области перерасчете пенсии по случаю потери кормильца, взыскании недополученной суммы пенсии удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Богуш Н*** М***  недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 48 635 рублей 97 копеек.

Взыскать с Военного комиссариата Ульяновской области в пользу Богуш А*** И***   недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в размере 59 032 рубля 40 копеек.

Обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 июля 2011г. и в дальнейшем выплачивать Богуш Н*** М***  пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии  соответствии со ст.45 и ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Обязать Военный комиссариат Ульяновской области с 01 июля 2011г. и в дальнейшем выплачивать Богуш А*** И***   пенсию по случаю потери кормильца с учетом произведенного перерасчета пенсии  соответствии со ст.45 и ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с последующей индексацией в установленном законом порядке.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения Богуш Н.М. и Богуш А.И., поддержавших доводы кассационной жалобы,  судебная коллегия

 

УСТАНОВИЛА:

 

Богуш Н.М. и Богуш А.И.   обратились в суд с исковыми требованиями к Военному комиссариату Ульяновской области о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии по случаю потери кормильца, ссылаясь на то, что являются родителями погибшего 18 августа 2000 г. ветерана боевых действий Богуш Н.Н., получают пенсию по случаю потери кормильца. Они обратилась в Военный комиссариат Ульяновской области с заявлением о перерасчете пенсии (повышении в размере 32%) в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", однако в повышении размера пенсионных выплат им было отказано. Отказ в перерасчете пенсии считают незаконным и необоснованным.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе истицы не согласны с решением суда в части произведенной индексации невыплаченных сумм за период:  истице Богуш А.И. с января 2004 года, истцу Богуш Н.М. с августа 2005 года. Полагают, что подлежит взысканию установленная ежемесячная сумма в размере 1017 руб.14 коп. за весь период невыплаты. По мнению заявителей, сумма подлежащая взысканию в пользу Богуш Н*** М*** составит 72 216 руб.94 коп., в пользу Богуш А*** И***  91 542 руб.60 коп.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, извещенного надлежащим образом.

Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу производится на основании Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

В соответствии со статьей 5 вышеуказанного Закона, в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.

В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.

В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 3 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995г. №5-ФЗ к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку) военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, в также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.

Согласно статье 3 ФЗ №5-ФЗ  перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.

С 01.01.2004г. в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (Приложение к ФЗ «О ветеранах») внесены дополнения, согласно которым, к зоне вооруженного конфликта отнесено выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации в период с декабря 1994г. по декабрь 1996г. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.

Богуш Н.Н., погибший ***.08.2000г. при выполнении боевого задания в Чеченской Республике, относился к лицам, на которых распространяется действие Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г. и являлся ветераном боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" и в соответствии со статьей 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 и при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат.

Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.

Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего.

Таким образом, вывод суда о праве  истцов  на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца постановлен с учетом подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.

Следовательно, право на данные выплаты возникли у истцов : Богуш А.И. с января 2004 года, у Богуш Н.М. с августа 2005 года.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истцов в данной части.

Доводы кассационной жалобы истцов о не согласии с размером взысканной суммы за прошлое время являются необоснованными.

Предусмотренная статьей 45 Законом РФ от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсия повышается пенсия ветеранам боевых действий на 100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. В этой редакции закон действовал до 01.01.2008г. В последующем на основании Федерального закона от 03.12.2007 №319-ФЗ пункт «г» ст.45 был изменен на следующую редакцию: пенсии повышаются участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам боевых действий – на 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона. Следовательно, размер доплаты в периоды невыплаты  был разный.

На 1 января 2004 года действовала следующая редакции части 1 ст.46 Закона, где указывалось, что минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", без повышения его за трудовой стаж сверх требуемого для назначения полной пенсии.

Таким образом, минимальный размер пенсии по старости в сумме 185 руб.32 коп., согласно представленного расчета был проиндексирован на 1 января 2004 года и впоследствии индексировался в связи с указанной нормой.

С 1 января 2008 года изменился размер выплат и стал  определяться из 32% расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 настоящего Закона, предусматривающий, что социальная пенсия нетрудоспособным гражданам назначается  в размере 100 процентов размера базовой части трудовой пенсии по старости.

На момент рассмотрения дела редакция данной нормы была следующей - минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям, увеличения и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, который устанавливается в размере социальной пенсии, предусмотренном подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и пересматриваются одновременно с изменением (индексацией) размера указанной социальной пенсии.

Таким образом, оснований у суда применения порядка индексации невыплаченных сумм путем взыскания суммы, установленной на сегодняшний день (1017 руб.14 коп.) за прошлое время, не имелось.

В связи с этим, суд первой инстанции обоснованно согласился с расчетом, представленным ответчиком, об индексации неполученных сумм истцами с учетом индекса роста потребительских цен.

Именно индекс роста потребительских цен является одним из важнейших показателей, характеризующих инфляционные процессы в стране, и определяется в каждом субъекте Российской Федерации с целью отражения реального уровня инфляции в данном субъекте.

Рассчитанная таким образом индексация, компенсирует убытки, связанные с обесцениванием покупательской способности неполученных истцами сумм.

В силу изложенного, руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Богуш Н*** М***, Богуш А*** И*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи