Судебный акт
О предоставлении жилья вдове ветерана Великой Отечественной войны
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 23.09.2011 под номером 28026, 2-я гражданская, о признании незаконным протокола жилищной комиссии , незаконной отмену постановления администрации, возложении обязанности признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Янина И.В.                                                                         Дело № 33-3118/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      06 сентября  2011 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе

 

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Трифоновой Т.П. и  Нефедова О.Н.,

при секретаре Трофимовой Т.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области на решение Николаевского районного суда Ульяновской области от 05 августа  2011 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Александровой Н*** Ф*** удовлетворить.

Признать незаконными  протокол заседания жилищной комиссии при  Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» от 21 марта 2011 года №3, постановление Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» от 21 марта 2011 года №29.

Обязать Администрацию муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» признать  Александрову Н*** Ф***    нуждающейся в улучшении жилищный условий и поставить на учет с 10 ноября 2010 года. 

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Александровой Н.Ф. – Егоровой Н.Г., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Александрова Н.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального образования Сухотерешанское сельское поселение о признании незаконным протокола жилищной комиссии и постановления об утверждении данного протокола, возложении обязанности  признать нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет.

В обоснование требований указала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны. 21.11.2010г.   обратилась  к ответчику с заявлением  о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Постановлением Администрации МО «Сухотерешанское сельское поселение» она была поставлена на учет с 10.11.2010 года. При обследовании её дома комиссией было принято решение о его изношенности на 100%. Дом был признан ветхим.  В доме отсутствует санузел, вода, газ, канализация, имеется печное отопление, крыша  требует ремонта. При повторном обследовании дома в марте 2011 г. жилищной комиссией было принято решение о том, что дом имеет износ 55%. В связи с  этим жилищная комиссия приняла решение об отказе  в постановке её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Истица с таким решением не согласна. В связи с  этим  просила признать незаконным протокол жилищной комиссии от 21.03.2011 года №3, признать незаконным отмену постановления администрации МО «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области от 10.11.2010 г. №87, возложить на ответчика обязанность   признать её нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учет с 10.11.2010 года.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования Сухотерешанское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что процент износа жилого дома Александровой Н.Ф. составил 55%. При этом  в соответствии с  постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20.02.2004г №10 «Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных» к непригодным для проживания относятся ветхие жилые дома, а к ветхим жилым домам- деревянные дома и дома со стенами  из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65 процентов.

В судебное заседание представитель Администрации МО «Сухотерешанское сельское поселение» не явился. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований  к  отмене  решения  суда. 

В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям Нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Как на вдову участника Великой Отечественной войны, на истицу распространяются положения ст. 21 Федерального закона  от  12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах», предусматривающие предоставление членам семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, мер социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем.

В связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Президентом РФ был издан Указ № 714 от 07.05.2008 года, которым предписывалось необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Таким образом, правом на обеспечение жильем в соответствии с вышеприведенными положениями  законодательства имеют только лица, нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

Основания для признания гражданина нуждающимся  в улучшении жилищных условий предусмотрены статьей 51 ЖК РФ. Согласно указанной статьи гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктами 4-5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 

Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Решением Совета депутатов Муниципального Образования Николаевское городское поселение от 22.08.2007г. № 95  «Об установлении учетной нормы и нормы представления площади  жилого помещения»   учетная норма  площади  жилого помещения, в соответствии с    которой    гражданин  признается  нуждающимся  в  жилых помещениях, составляет 12  кв. м.  общей площади на  одного человека.

В ходе рассмотрения дела установлено, что Александрова Н.Ф. является собственницей жилого дома по адресу: с. С***, Николаевского района Ульяновской области,  общей площадью 45 кв.м.

Обеспеченность Александровой Н.Ф. жильем соответствует установленной на территории муниципального образования «Сухотерешанское сельское  поселение»  учетной норме.  По данному основанию она не подлежит  постановке на учет в качестве нуждающейся в  жилищных помещениях. 

Постановлением администрации МО «Сухотерешанское сельское поселение» Николаевского района Ульяновской области № 87 от 10.11.2010 года Александровича Н.. была поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Данное решение было принято на основании заключения межведомственной комиссии от 08.11.2010 года, которым принадлежащий истице дом был признан ветхим. В акте обследования помещения от 08.11.2010 года указано, что дом 1956 года постройки, 45,0 кв.м общей площади, 2 комнаты. Фундамент дома развалился, нижние венцы, внутренний фундамент и лаги прогнили, крыша протекает, в местах протекания сгнили стропилы и балки, потолочные перекладины прогнулись, оконные и дверные косяки прогнили и перекосились.

Постановлением главы администрации муниципального  образования «Сухотерешанское сельское поселение»  № 29 от 21.03.2011 г. «Об утверждении протокола заседания  жилищной комиссии  муниципального образования  Сухотерешанское сельское поселение   № 3 от 21 марта 2011 года»   утвержден протокол заседания жилищной комиссии Муниципального образования  «Сухотерешанское сельское поселение»    № 3 от 21 марта 2011 года, в соответствии с которым в отношении  Александровой Н.Ф.  отменено ранее принятое решение  жилищной комиссии от 10.11.2010г. о признании ее нуждающейся в улучшении  жилищных условий  и отказано в постановке  на учет.

Данное решение было принято на основании справки БТИ от 18.03.2011 года № 181 о техническом состоянии жилого дома Александровой Н.Ф. В данной справке указан процент износа отдельных элементов дома (от 40% -двери, до 70% -крыша). 

В  соответствии  со  ст. 15 ЖК  РФ  порядок  признания  помещения  жилым  помещением  и  требования, которым  должно  отвечать  жилое  помещение устанавливаются  уполномоченным  Правительством Российской Федерации  федеральным органом  исполнительной  власти  в  соответствии  с настоящим  кодексом,  другими  федеральными  законами.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47  утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым  установлены   основания для  признания жилого помещения непригодным для проживания.

В соответствии с п. 7 указанного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 Положения). При оценке соответствия находящегося в эксплуатации жилого помещения установленным в указанном Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния как  жилого дома в целом, так и  его отдельных  конструктивных элементов (строительных конструкций).

В соответствии с Положением по оценке непригодности жилых помещений государственного  и общественного          жилищного фонда для постоянного проживания (утв.  Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 05.11.1985г. № 529), критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих или аварийных (утв.  Постановлением Госстроя России от 20.02.2004 г. 10), Методикой по определению непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания (утв.  Приказом Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 31.12.99г. № 177), жилые дома  относятся к категории непригодных для постоянного проживания с учетом физического износа жилого дома, либо его  несущих конструкций.  К непригодным для постоянного проживания жилым домам относятся деревянные дома, техническое состояние  несущих конструктивных элементов и основания  представляет опасность для жизни людей, если физический износ жилого дома, либо   его отдельных несущих конструкций,  составляет свыше 65%.  В соответствии с ВСН 53-86(р), под физическим износом конструкции, элемента, системы инженерного оборудования  и здания в целом следует понимать утрату ими первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и др.) в результате воздействия природно-климатических факторов и жизнедеятельности человека.

Из материалов  дела  следует,  что оспариваемое решение жилищной комиссии от 21.03.2011 года №3 принято при повторном рассмотрении акта межведомственной комиссии от 08.11.2010 года, заключения межведомственной комиссии от 08.11.2010 года, а также справки БТИ от 18.03.2011 года №181  с указанием процента износа жилого помещения, занимаемого истицей.  При этом заключение межведомственной комиссии о признании принадлежащего Александровой Н.Ф. жилого дома пригодным для проживания, составленного в соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства, отсутствует.  Решение жилищной комиссии о признании жилого дома Александровой Н.Ф. пригодным для проживания на основании одной лишь справки БТИ, является незаконным.  В связи с этим суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о  незаконности протокола заседания жилищной комиссии при  Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» от 21 марта 2011 года №3, постановления Администрации муниципального образования «Сухотерешанское сельское поселение» от 21 марта 2011 года №29,  которым было отменено решение жилищной комиссии от 10.11.2010 и Александровой Н.Ф. отказано в признании её нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на учет.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Николаевского районного суда Ульяновской области  от 05 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу  администрации муниципального образования Сухотерешанское сельское поселение Николаевского района Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи