Судебный акт
Приостановление выплаты пенсии
Документ от 06.09.2011, опубликован на сайте 23.09.2011 под номером 28029, 2-я гражданская, о взыскании невыплаченной пенсии, компенсации морального вреда, решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фомина В.А.                                                                         Дело № 33-3099/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                    06 сентября 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Нефёдова О.Н. и Трифоновой Т.П..,

при секретаре Трофимовой Т.А.,   

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Маклакова  С*** А***  на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 25 июля  2011 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Маклакова С*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (Государственному учреждению) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области о взыскании невыплаченной пенсии за период с 01 декабря 2005 года по 17 мая 2011 года и компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., объяснения представителя Маклакова С.А. – адвоката Капкаевой Е.Н., подержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска Чекуровой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Маклаков С.А. обратился в суд с иском к Управлению пенсионного фонда в Заволжском районе г.Ульяновска о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации морального вреда.

Иск мотивировал тем, что он является инвалидом *** группы (г***). В 1994  году приехал с Украины в Россию, был прописан у матери и получал пенсию, но в 1999 году был осужден и отбывал наказание в ИК-9 г.Ульяновска. В колонии также получал пенсию. В 2005 году был освобожден условно-досрочно. Последний раз ему выплатили пенсию в декабре 2005 года. Вышел  на свободу со справкой об освобождении, выданной ему ФБУ ИК-9 УФСИН России по Ульяновской области 07.11.2005 года. В феврале 2006 он обратился в пенсионный фонд по поводу получения пенсии и ежемесячного денежного пособия, но ему было отказано, поскольку справка не является документом, удостоверяющим личность.  Пенсионный фонд отказал ему в выплате пенсии в отсутствие паспорта. Его паспорт был утерян в колонии.  В 2003 году, когда всем меняли паспорта, ему не поменяли, поэтому он оказался иностранцем. Получить документы он быстро не смог, т.к. у него не была снята судимость, и он остался без средств к существованию на 5,5 лет. В настоящее время он получил вид на жительство и оформляет гражданство РФ. Он обратился в пенсионный фонд за назначением пенсии и денежного пособия, пенсию ему назначили вновь, за прошлое время не выплатили.  В связи с этим истец просил взыскать с ответчика невыплаченную ему пенсию и ежемесячную денежную выплату за период с декабря 2005 по 17.05.2011 года и моральный ущерб в сумме 100 000 рублей.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Маклаков С.А. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что пенсия по инвалидности была назначена ему в Украине. При приезде в 1994 году на постоянное место жительства в РФ, пенсия ему была назначена в Российской Федерации по паспорту гражданина СССР и выплачивалась по месту жительства – в г.Ульяновске на основании Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения. Поскольку пенсия была назначена ему бессрочно, оснований для прекращения выплаты ему пенсии не имелось. После освобождения он был вновь зарегистрирован по прежнему месту жительства в г.Ульяновске.  таким образом, Пенсионный фонд должен был продолжить выплату ему пенсии, назначенной бессрочно. В 2011 году он вынужденно написал заявление о  повторном назначении ему пенсии.

Суд при рассмотрении дела применил положения ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Вместе с тем положения данной статьи применимы при первичном обращении иностранного гражданина или лица без гражданства за назначением пенсии на территории РФ.

Отсутствие документа, удостоверяющего личности, не является основанием для прекращения выплаты пенсии. В Пенсионный фонд им была представлена справка об освобождении, на основании которой ему должны были продолжить выплату пенсии. При рассмотрении дела суд не учел, что в 1999 году,  он, находясь в местах лишения свободы, не имея паспорта, все таки получал пенсию. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене.

В ходе рассмотрения дела установлено, что       Маклаков С.А. является инвалидом *** группы с детства (г***). С 1986 года является получателем пенсии по инвалидности пожизненно. Пенсия была назначена ему в Украине.

В 1994 году он прибыл на постоянное место жительства в РФ и стал проживать в Заволжском районе г. Ульяновска, по адресу: ул. ***    Пенсия ему выплачивалась по месту жительства Комитетом социальной защиты населения Заволжского района г. Ульяновска. На момент назначения ему пенсии на  территории РФ у него имелся паспорт гражданина СССР образца 1974 года.

Впоследствии имели место приостановления выплаты ему пенсии по месту жительства в связи с нахождением в местах лишения свободы, проживанием в другом городе.

20.01.1999 года Маклаков С.А. обратился в органы внутренних дел с заявлением об утрате паспорта. Ему была выдана соответствующая справка со сроком действия до 20.02.1999 года.

22.01.1999 года на основании заявления Маклакова С.А. выплата пенсии ему была возобновлена по месту жительства – г. Ульяновск, ул. ***. По указанному адресу Маклаков С.А. зарегистрирован и проживает с 1997 года по настоящее время.  На момент возобновления выплаты Маклакову С.А. пенсии документ, удостоверяющий  его личность, отсутствовал, поскольку паспорт гражданина СССР был утерян.  Выплата пенсии Маклакову С.А. была возобновлена с 15.02.1999 года.  С 01.01.2001 года КСЗН Заволжского района г. Ульяновска прекратил выплату Маклакову С.А. пенсию в связи с осуждением его к лишению свободы и отбытием наказания в г.Новоульяновске. Пенсионное дело Маклакова С.А. было направлено в Новоульяновский КСЗН  решением комиссии ГУ УПФ РФ в Ульяновском районе от 01.04.2002 года в назначении пенсии Маклакову С.А. было оказано ввиду отсутствия у него паспорта.  В августе 2002 года пенсионное дело было направлено в УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска в связи с  тем, что Маклаков С.А. продолжил отбывать наказание в ЮИ-78/9. С 01.11.2002 года выплата пенсии Маклакову С.А. была возобновлена УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска – по месту отбытия наказания. При этом по октябрь 2005 года включительно пенсия перечислялась на личный счет Маклакова С.А.

02.11.2005 года Маклаков С.А. был освобожден условно-досрочно и выбыл на своё постоянное место жительства – г.Ульяновск, ул. ***, о чем учреждение ЮИ 78/9 известило УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе письмом от 01.11.2005 года.  Пенсия за ноябрь 2005 года была выплачена Маклакову С.А. по месту его жительства –г. Ульяновск, ул*** через почтовое отделение при предъявлении справки об освобождении. С 01.12.2005 года  УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска приостановил выплату Маклакову С.А. пенсии по причине изменения места жительства. При этом в ходе рассмотрения дела представитель УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска пояснил, что пенсия Маклакову С.А. не выплачивалась в связи с отсутствием у него паспорта гражданина РФ или вида на жительства.

Суд первой инстанции, отказывая об удовлетворении требований Маклакова С.А. о выплате пенсии за прошлый период, сослался на положения ч. 3 ст. 3 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 года  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и положения ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».

Согласно ч. 3 ст. 3 Федерального закона   № 173 от 17.12.2001 года  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, имеют право на трудовую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом или международным договором.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и ст. 3 Федерального закона от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» постоянно проживающим иностранным гражданином, а также лицом без гражданства признается лицо, имеющее вид на жительство. 

С учетом  вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции пришел к выводу о том,  что пенсия не могла быть назначена Маклакову С.А. ранее получения вида на жительство. В период до 18.05.2011 года у него отсутствовал какой-либо документ, удостоверяющий его личность. До 2011 года получить вид на жительство Маклаков С.А. не мог, поскольку у него была непогашенная судимость за совершение тяжкого преступления.

Вместе с тем указанные положения законодательства применяются только при первичном обращении иностранного гражданина или лица без гражданства за получением пенсии на территории РФ.

При рассмотрении дела суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что пенсия на территории РФ была назначена Маклакову С.А. по ранее действовавшему  законодательству. 

Так, Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения» предусматривает, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают (п. 1).

В соответствии со ст. 6-7 Соглашения назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Согласно ст. 11, 13  Соглашения необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

В соответствии со ст. 4 закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» проживающие в Российской Федерации граждане других союзных республик, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение пенсии на общих основаниях с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено Законом или договором.

Таким образом, на момент назначения истцу пенсии на территории РФ, ему не требовалось предоставления паспорта гражданина РФ или вида на жительство. Маклаков С.А. зарегистрирован в г. Ульяновска постоянно с 1997 года по настоящее время.

Понятие «постоянно проживающий на территории РФ иностранный гражданин, а также лиц без гражданства» введено Федеральными законами от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», от 31.05.2002г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», от 17.12.2001 года № 173  «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  

Суд при рассмотрении дела не дал оценки тому обстоятельству, могли ли изменения в законодательстве повлиять на пенсионные права Маклакова С.А., которые возникли на основании ранее действовавших норм законодательства.

Кроме того, основанием для приостановления выплаты истцу пенсии явилось (как следует из материалов дела) изменение места жительства истца.  Вместе с тем основания для приостановления выплаты пенсии предусмотрены ст. 21 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».  Суд не дал оценки, соотносится ли основание, по которому УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска приостановило, а затем и прекратило  выплату истцу пенсии с положениями закона (ст. 21 и 22).  Является ли основанием для прекращения выплаты истцу пенсии отсутствие у него документа, удостоверяющего личность. 

В соответствии со ст. 18 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. При смене пенсионером места жительства выплата трудовой пенсии, включая организацию ее доставки, осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания на основании пенсионного дела и документов о регистрации, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Из материалов пенсионного дела следует, что об изменении Маклаковым С.А. места жительства УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска был поставлен в известность администрацией учреждения ЮИ-78/9. При этом пенсионному фонду был сообщен адрес места жительства Маклакова С.А. –г.Ульяновск, ул. ***  Именно по этому адресу (через почтовое отделении) Маклакову С.А. последний раз (в ноябре 2005 года была выплачена пенсия) при предъявлении им справки об освобождении.  По данному адресу Маклаков С.А. прописан с 1997 года и по настоящее время. Таким образом, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение истца, не изменился.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что решение об отказе в удовлетворении исковых требований вынесено судом первой инстанции преждевременно, без учета всех обстоятельств дела и оценки соответствия действий Пенсионного фонда как ранее действовавшему законодательству, так и законодательству, действующему в настоящее время.

При новом рассмотрении дела суду следует  более тщательно проверить доводы истца, дать им соответствующую юридическую оценку,  и с учетом этого постановить по делу законное и обоснованное решение.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Отменить решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 25 июля 2011 года, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

 

Председательствующий

 

Судьи: